Самарское староверие Вторник, 24-04-16, 19:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
А [5] Б [6]
В [3] Г [4]
Д [3] Е [3]
Ж [1] З [4]
И [7] К [6]
Л [1] М [6]
Н [2] П [13]
Р [2] С [6]
Т [2] Ф [4]
Х [0] Ц [0]
Ч [0] Ш [0]
Щ [0] Э [0]
Ю [0] Я [2]

Наш опрос
Часто ли Вы посещаете Самстар?
Всего ответов: 1215

Главная » Словарь » Д

Дегуцкая обитель
[ ] 07-11-25, 09:59
После разорения Гудишкской обители - духовного центра федосеевского согласия в Великом княжестве Литовском,  федосеевские отцы основали новую обитель в дер. Дегучай (близ современного  г. Зарасай), которая в конце XVIII - первой половине XIX в. стала важным религиозным и культурным центром староверов-беспоповцев на северо-западных землях Великого княжества Литовского и в Курляндии. Согласно сведениям "Дегуцкого летописца" - известной староверческой летописи, "того же лета [1756] в Литве остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревне Дегутях Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана Афанасьевича, остальцами обительскими, и при ней настоятельство".
 
 

 
Когда-то зесь была Дегуцкая обитель...

 

Дегуцкая община быстро разрасталась. В 1778 в Дегути из Курляндии переселился состоятельный купец Тит Антонович Танаев. При его содействии уже на следующий год в Дегутях был построен староверческий храм, а в 1782  -  устроено  кладбище. Численность верующих выросла от нескольких сотен до пятисот и более прихожан. В 1793 (1794) в Дегутях был построен второй храм, более вместительный, а в 1799 стараниями Т. А. Танаева - "соборная большая моленна" во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сам Тит Антонович Танаев был избран духовным наставником.
 
  
На фото: памятный крест Танаевым на Дегуцком кладбище
 

В первой четверти XIX в. Дегуцкая обитель стала общепризнанным духовным центром староверов-беспоповцев, а Т.А.Танаев в  1807 г. был удостоен почетного звания «общего пастыря Литвы и Курляндии».  И.Прозоров в своей "Истории старообрядчества" писал: "Скит же во время своего расцвета был довольно обширный. Посередине стояла моленная с особой колокольней. Дальше шли здания, где помещались приют для бедных престарелых мужчин и женщин, гостиница для приезжих, кельи, службы и пр. Обширные земельные угодья окружали скит, а к нему прилегал обширный сад с парком. К храмовому празднику на Покров Пресвятой Богородицы (1-го октября) съезжались тысячи богомольцев и прибывало много наставников. В это время происходили соборы и духовные суды. Моленная была очень богата: древние иконы, редкие старинные книги, богатая утварь". Местные староверы поддерживали связи с беспоповцами Москвы, Петербурга, Стародубья, другими общинами Виленской, Курляндской и Лифляндской губерний.

 

Перед смертью наставник Т.А.Танаев "возложи правление духовное на Автонома Акиндиновича". Новый наставник А. А. Мышняков (1819-1830) перенял от своего предшественника и почетную "степень великоотеческую пастырствовать древлеправославным християнством Литвы и Курляндии". При нем в 1822  были составлены "Выбор и благословение на степень отеческий",  "брачное чинодейство"; в 1823 введены метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся и умерших. Так с с 1823 среди литовских беспоповцев начал утверждаться институт бессвященнословного брака.  

  

В 1823 в Дегутях состоялся съезд духовных наставников, иконописцев и представителей общин, который  называют первым на Балтике поморским собором. Разбирались вопросы об иконах, писанных "от рук внешних" и о "крестах меднолитых".

 

Гонения на старообрядцев  при Николае I  затронули и дегуцкую обитель. Прихожане и наставники подвергались угрозам и давлению: их могли арестовать, взять под стражу, насильственно отправить на места приписки. "Дегуцкий летописец " такую политику царских властей назвал войной против староверцев. В 1837 иерей Иван Лукьянов начал "творить Дегуцким староверам увещание", т. е. склонять их к переходу в господствующую Церковь. Увещания продолжались до февраля 1838.  В марте 1840 местные власти вместе с иереем Лукьяновым запечатали Дегуцкий храм, но староверцы продолжали тайно молиться в нем. Поэтому наставник Тит Васильевич Танаев  обратился к виленскому генерал-губернатору князю Н. А. Долгорукому с просьбой об отпечатании Дегуцкой моленной. Просьба не была удовлетворена. В 1841-1843 Тита Васильевича пытались склонить к переходу в господствующую церковь: за присоединение ему обещали высокий сан и награды: "Все сие табе будет, токмо да буди едино с нами". В сентябре 1842 Т.В.Танаев вновь был вызван  на "увещание", однако остался непреклонен: "Как предки мои были староверы, так и я древлеправославный старовер христианин". В 1844 г. были изъяты метрические книги, а Дегуцкий храм  разорен. В декабре 1851 дегуцкая обитель была окончательно ликвидирована, а ранее запечатанный  храм передан господствующей церкви.
 
 

Дегучяй

 
Староверческой кладбище в Дегучай сохранилось до сих пор. На Троицкую родительскую седмицу здесь всегда совершаются поминальные службы.
 
    
 
На староверческом кладбище есть часовня, построенная в 1806 году. Возрождение часовни и восстановление кладбища произошло в 2006-2007 гг. силами местных староверов-поморцев. и, прежде всего, Владимира и Екатерины Абрамовых.
 
 
 
 
Категория: Д | Добавил: samstar
Просмотров: 2015 | Загрузок: 0

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024