Федор Петрович Бабушкин родился 1 (14) февраля 1764 г. в семье романовских мещан Петра и Татьяны Бабушкиных. На Выг пришел в 80-е гг. XVIII в.: «Достигнув во своем доме совершеннаго возраста, неизвестно каким душевным порывом или по особенному внушению своея совести прииде в сию Выгорецкую пустыню при знаменитом киновиарсе Андрее Борисовиче», сказано в составленном выговцами "Слове на 40-й день по преставлении Ф.П.Бабушкина". Сохранилось письмо молодого человека домой матери и сестре, в котором он писал: «При сем же за премногую милость твою родительскую, государони моя матушка, всеусердную мою приношу те благодарность, яко благоволил вам Бог по сердцу положить, что меня отпустить во обитель поморскую». Подробно описывая вид общежительства и внутреннее убранство выговских храмов, Бабушкин постоянно проводит сравнение с тем, что ему памятно с детства: река Выг «с ярославскую Которость шириной», Богоявленская соборная часовня - «храм, болши Леонтьевской церкви вдвое, что у нас в Романове», царские врата «наподобие как у Воскресения у нас в Романове».
Киновиарх Андрей Борисов, видимо, сразу оценил незаурядные способности юного Федора и включил его «в число служителей при молитвенном храме». Довольно долго Федор служил пономарем, свободное время проводя за чтением и перепиской книг и выписками «нужных доказательств» в пользу Старой веры. Позже, по решению выговцев Ф.П.Бабушкин был направлен в Петербург в помощь управляющим моленной И.Ф.Долгого.
Благодаря своим личным качествам и обширным знаниям Бабушкин «стал уже на степени реткаго учителя, разрешая везде и каждому вопрошающему недомыслимыя притчи и гадания, обретающияся в Божественном писании». В 1792 г. он записался в петербургское мещанство, около 1800 г. стал управляющим домом и моленною Долгих, вел свою должность «незапинательными расчетами» 30 лет. Эту деятельность Ф. П. Бабушкин совмещал с активной проповедью старообрядчества: «при настоятелех же Архиппе Дементьевиче и Кирилле Михайловиче неоднократно путешествовал в отдаленнейшия края пространныя России, как-то: в Сибирь, Саратов, Чюгуев и Астрахань». Для Выга он был связующим звеном с другими поморским общинами.
В 1830 г. «по неотступному убеждению выголексинских общежителей» Ф. П. Бабушкин «склонил себя быть старшиною и настоятелем» Выговской пустыни Выгорецкий летописец сообщает: «1830 г. марта 18 Федора Петровича с убедительным прошением всего общества понудили принять старейшиньство».
На время его настоятельства пришлись годы николаевских гонений - проведение в жизнь правительственной политики, направленной на «искоренение раскола». В отношении Выга это выразилось в ограничении прав на проживание, пересмотре землевладения, снятии колоколов и целом ряде полицейских мер.
2 июля 1842 г. Федор Петрович умер. Оплакивая его и словно предчувствуя близкий разгром обители, выговцы писали: «Мы же, бедныя, не знаем, где и какой конец постигнет нас, может, над смердящею тению нашего бытия птица по аеру не пролетит и зверь по земли следа не проложит...».
Ф.П.Бабушкина был старообрядческим начетчиком в полном смысле этого слова. Интересен список книг, купленных Бабушкиным у П. Любопытного в 20-х гг. XIX в. Документ, составленный П.Любопытным, включает 183 книги. По всей видимости, это книги, приобретенные для выговской и петербургской общин (некоторые книги приобретались в 3—5 экземплярах). Помимо сочинений богословского содержания и писаний отцов Церкви в списке много книг исторических (в том числе «История о Польше», «История японская», «История Сенке Разина»), естественно-научных (Ботанический словарь с картой, «Геодезия», «Математика», «Физика», «Химия» Ломоносова), географических (Всеобщее описание Швеции, путешествие Н. А. Демидова по Европе, путешествие Дж. Кука), законодательных («Духовный регламент», Устав воинский, Устав цензурный, Уложение о Воспитательном доме), светской литературы (басни Эзопа и Эмина, «Возвращенный рай» Мильтона, «Илиада» Гомера, «Метаморфозы» Овидия, произведения Локка, Вольтера, Руссо)316.
П.Любопытный характеризовал Ф.П.Бабушкина как «редкого любителя древности священных предметов, тщательного снискателя и хранителя блаженных своих предков догматов и всех их деяний».
Ф.П.Бабушкин оставил целый ряд сочинений, в их числе, "10 посланий о назидании Церкви (Поморской), о ее благолепии и некоторых извещениях касательно церковных деяний", а также "Каталог всех в России просиявших чудесами мужей и жен", расположенный по месяцам и дням - самые полные на тот момент русские святцы. Его перу принадлежит и "Устав богослужения" для Лексинского женского монастыря. Ф.П.Бабушкин - первый поморский библиограф, составитель каталога рукописей Выгорецкой обители.
|