Главная » 2008 » Апрель » 6 » Базу НАТО в Румынии строят у деревни Русская слава (окончание)
08:11
Базу НАТО в Румынии строят у деревни Русская слава (окончание)

В предыдущем номере мы рассказывали о том, как перед саммитом НАТО в Бухаресте русские староверы Румынии попытались избавиться от американской базы, которая строится рядом  с их деревней. Как это у них получилось - читайте дальше.

Жизнь любит пошутить. Но поиздеваться, видимо, тоже

Донских казаков, бежавших в XVII - XVIII веках от царских реформ в Румынию к турецкому султану, российские власти когда-то считали предателями, время от времени подумывая их уничтожить. Теперь их потомки (их теперь здесь зовут липоване) переживают за Владимира Путина на бухарестском саммите НАТО. Из любопытства.

- Интересно, как у него получится натовцев одолеть? - на дикой смеси старорусского и румынского языков интересуются мужики. - Мы-то свою войну им проиграли! Смотри, в 5 километрах во-о-он от того забора будет стоять американская база. Упирались мы, как и Москва, очень долго. Возмущались: почему не учитывают наши интересы?! Мы же рыбалкой живем, а американцы своим супероружием (еще одна улыбка судьбы - база НАТО будет располагаться у озера с именем Разим, которое русские прозвали - Степан Разин) все вокруг потравят. Да и противно, конечно, что войска США появятся... А вышло все равно по-ихнему! 

Причем, по словам главы полуторатысячной русской общины Журиловки Ивана Лазарева, в борьбе с НАТО он терял союзников так же быстро, как и Россия.

Символично, что первым его предал украинец. Губернатор области Кононов.

- Сначала бил кулаком в грудь, кричал - не пущу! - усмехается Лазарев. - А потом этот Кононов вытянулся перед Бухарестом по стойке смирно. Что?! Славянская солидарность?! Да бросьте! Хохлы в отличие от нас здесь сильнее орумынились - язык свой почти забыли... А если вспомнить историю! (В XVIII - XIX веках украинские и российские казаки частенько были лютыми врагами. - В. В.) Не, историю лучше не вспоминать!

Затем журиловцев сдали соседи - румыны.

«Наш район хитро организовали, - рассказывает глава русской общины, - в один избирательный округ к русской Журиловке приписали еще несколько румынских деревень. Получилось: 51 процент - их, 49 - нас. Поэтому в нашей мэрии сидит румын. И какое, спрашивается, тут может быть сопротивление НАТО?! Ему три-четыре вывески на русском языке глаза мозолят (на зданиях мэрии, общины, на въезде и выезде из села), все их пытается снять.

А когда стало ясно, что антинатовские настроения местных жителей ничего не изменят, русских по древней традиции предали свои.

Однажды некоему Поликарпу Малыхину вдруг захотелось стать политиком. И он пошел наверх по самому короткому пути.

- Этот Поликарп выступил за принятие закона, запрещающего использовать русский язык даже на вывесках госучреждений (это право нацменьшинств гарантируется румынским законодательством), - усмехается Лазарев. - Я сразу генерала Власова вспомнил, это из той же оперы. Да за такое бы румынские венгры голову оторвали, а у нас уже это делать некому... Стареем, исчезаем. Молодежь на заработки по всей Европе разъехалась.

В этом смысле липоване тихо завидуют самому многочисленному (около 2 миллионов человек) меньшинству Румынии - венграм. В нескольких центральных районах румын себя чувствует так же сиротливо, как русский в Дагестане или Ингушетии. Здесь практически все на двух языках. И все принципиально говорят только на венгерском. И румыны бегут из района. А чем меньше остается румын, тем больше власти стараются не ссориться с венгерскими политиками, которые делают хоть и настойчивые, но пока осторожные шаги к будущей автономии.

Последние надежды журиловцев рухнули, когда единственный русский депутат в румынском парламенте Мирон Игнат оказался в тоскливом одиночестве при голосовании по строительству базы НАТО у русской деревни.

- Шума было много, - вспоминает Игнат. - Дочка из Брюсселя позвонила, говорит, горжусь тобой, папа! Ну как же! Все проголосовали за базу НАТО, а я, русский, конечно, против, - рассказывает Игнат.

- Почему, «конечно»?

- Ну что вы меня все терзаете! - морщится депутат. - Местная пресса замучила: это потому, что вы русский, да? Вы рука Москвы? Да никакая я не рука! Просто

НАТО у нас в стране не хотят ни румыны, ни русские! Я все твержу политикам: давайте ограничим хотя бы срок нахождения американской базы в Румынии - 5 - 10 лет. Ведь никто не может прогнозировать, какие у Евросоюза и США в будущем сложатся отношения. Зачем мы так упрямо лезем в американские заложники?! 

Психотерапия для русских

То, что с началом строительства базы в Журиловке объявились американские психологи, здесь особо никого не удивило. Натовцы явно жалели, что удобный для оружейных испытаний полигон оказался под самым носом вероятного противника - русских мужиков.

- Меня эти «психологи» пригласили на беседу, - рассказывает глава русской общины Лазарев. - Хотя нет... Сначала не меня - моего сына. И, как ни странно, он с американцами... подружился. Натовцы свезли его на базу, покатали на «Хаммере», дали поиграть с оружием (шибко увлечен он этим делом). И теперь он частенько у натовцев пропадает... Потом позвали и меня.

Этот душевный разговор Лазарев вспоминает неохотно, обрывисто.

- Рассказывали, что у НАТО и России прекрасные отношения. Осторожно интересовались, где проживают мои родственники, - морщился он.

- Боялись, что вы российский шпион?

- А чего бояться! А давайте пошпионим-ка  вместе! - с улыбкой вдруг предложил журиловец.

Точно таким же безмятежным тоном Ватсон - Соломин, помнится, предлагал Баскервилю - Михалкову отправиться на болота и поймать чудовище.

Ладно, отберем хлеб у ГРУ...

Включили компьютер и с помощью вполне легальной интернет-системы «Гугл» (где есть поиск фотографий из космоса) нашли Журиловку. Бесстрашно увеличили снимок. Вот она, американская база, как на ладони.

- Вот здесь стояли натовские ракеты, противовоздушные, недавно увезли, - доложил Иван, - вот ангары для самолетов, вот для топлива...

А я все сидел и думал: ой не повезло американцам с соседями. Ой не повезло!

Тут мы, конечно, вошли в раж. Оседлав местного шофера, мы носились по американскому полигону, словно казаки по басурманской степи. Нам еще подфартило, что на дальнем периметре натовцы пока не выставили охрану, и пристрелить нас особо было некому. Но наш водитель-русак был так сильно перепуган, что смотрел на предводителя общины круглыми глазами и каждые пять минут повторял по-румынски: «Боже, при Чаушеску нас бы давно расстреляли!»

- Американцы по русским палить не будут. Не созрели еще. Наверное... - успокаивали его мы.

Но уезжал я от русских липован с тяжелым чувством. Обреченности, что ли. Возможно, от того, что из года в год русского языка здесь становится меньше, а натовских военных все больше. И хотя эти вещи друг с другом вроде бы никак не связаны, мне виделась в этом еще одна злая насмешка судьбы...

Забывать о России невыгодно

В тяжелых подозрениях, не повторяет ли Россия путь Журиловки в отношениях с НАТО, я вернулся в румынскую столицу - Бухарест, где готовились принять саммит. Впечатление, что город от судорожного желания войти в историю надорвался. Из-за аврального ремонта дорог его разбил паралич. Водители в бесконечных пробках нервно слушали радио, которое транслировало жуткие слухи - что в центральные кварталы города во время саммита будут пускать только «по прописке», что на крышах уже неделю живут снайперы и что день НАТО будет стоить стране несколько тысяч евро на человека.

Этот не очень вероятный слух распалял румын особенно. Когда-то большинство из них надеялись: НАТО - это выгодно.

- Теперь люди злятся, потому что не получили от блока абсолютно ничего! - объяснял мне Козмин Гуше, глава «Национальной инициативы», единственной партии в Румынии, называющей себя пророссийской (не случайно, партийный символ у нее самый что ни на есть кремлевский - медведь).

По словам Гуше выходило, что Румыния сейчас просто движется по инерции. Политическая элита наконец уразумела - НАТО страну скорее использует, чем дает что-то взамен. Оно, конечно, еще не готово на спор с Вашингтоном, но все больше и больше посматривает на богатеющую Россию.

Любопытно, что предыдущий президент Румынии попытался было заключить с Москвой стратегический союз, но не успел - проиграл выборы проамериканскому Бэсеску. Тот потом хотя и сделал визит в Москву, но  на вопрос журналистов о стратегическом союзе только усмехнулся.

«Ну в рамках сотрудничества правоохранительных органов в бассейне Черного моря еще может быть...», - снисходительно заметил он.

«Вот это настоящая глупость! - возмущается Гуше. - Забывать о Москве Румынии просто невыгодно! Более того - если Россия без Румынии проживет легко, то мы без вас - намного сложнее!

- Тогда какой интерес в Румынии у Кремля? - любопытствую.

- Но вам же потребуется дружественная страна внутри НАТО - хитро улыбается румын.

«Румыния - самый типичный представитель большинства восточных стран НАТО, - учил меня советник посольства России в Румынии Александр Васильев. - Она всегда лавировала между гигантами и даже во время мировых войн умудрялась послужить и нашим, и вашим, и русским, и немцам, чтобы получить выгоду и там, и там. Недаром в древние времена ею правили византийские чиновники, передавшие нынешней элите свои искусные традиции.

В итоге нам даже показалось, что мы пришли к утешительному выводу - не все так безнадежно. Дескать, у богатой России в отличие от журиловцев есть что предложить соседям. И если пока они увлеченно играют в натовские военные игрушки, уже заметно - у соседей меняются интересы... Пусть на более приземленные и менее идеологизированные, зато - естественные. 

Кстати, недалеко от села Русская Слава и базы НАТО давно находится... российское оружие. Пожалуй, одно из самых эффективных в мире.

Это газовая труба.
 
Владимир Ворсобин
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1263 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]