Главная » 2008 » Октябрь » 23 » Путевые заметки: Салакас
21:35
Путевые заметки: Салакас
Салакас - небольшой городок в Зарасайском районе Литвы. Он находится на берегу озера Луодос и со всех сторон окружен густым, большей частью, хвойным лесом. Когда-то здесь были охотничьи угодья, и до сих пор дорожные знаки предупреждают водителей о том, что на дорогу могут выйти лоси.
 
Едем по городским улицам, проезжаем мимо огромного и очень красивого костела, больше напоминающего неприступный замок: он был построен в XIV веке из больших цельных камней.
 
Но мы приехали сюда не для осмотра достопримечательностей. Салакас - это еще и староверческий городок. Храма здешние староверцы  не имели, ездили в соседние города и деревни. А еще Салакас известен всем, кто хоть немного знаком со староверческой культурой Литвы, потому что в этом городе жила известная собирательница староверческого фольклора Елизавета Ивановна Колесникова. Мы приехали сюда, чтобы увидеть дом, в котором жила Елизавета Ивановна, и встретиться с ее дочерью Татьяной Петровной.
 
 
 
Еще несколько минут - и мы подъезжаем. Небольшой деревянный дом, голубая краска кое-где облупилась. Дому уже сто лет.  Здесь Елизавета Ивановна выросла, сюда вернулась после войны,  здесь жила более полувека. Лишь последние несколько лет она была вынуждена перебраться к дочери в Вильнюс - возраст давал о себе знать. 
 
 
Вокруг дома - небольшой садик, везде цветы. Пока я фотографирую дом, мои спутники проходят во двор, где их уже встречает Татьяна Петровна Колесникова. Спешу присоединиться к своим спутникам.
 
 
 
 
Знакомимся...  Татьяна Петровна - удивительно светлый человек. Милая, стеснительная улыбка,  певучий говор, удивительная деликатность и тактичность. "Хатка у нас старенькая, требует ремонта," - словно извиняясь, говорит она, приглашая нас в дом. Но "хатка" оказывается очень уютной.
 
 
 
 
После смерти своей мамы Татьяна Петровна сохраняет дом в том виде, в котором он был при жизни Елизаветы Ивановны.  Вообще-то, квартира у нее в Вильнюсе, но с весны и до поздней осени она живет в родительском доме, любовно сохраняя ту атмосферу, которая была в доме при жизни ее мамы. Здесь много старинных вещей, таких, например, как полная каштанов ступа или эта гиря от старинных весов.
 
 
 
Комната Елизаветы Ивановны. В красном углу - иконы. Елизавета Ивановна сама строго хранила веру и передала ее детям. Татьяна Петровна вспоминает: "Во время войны, когда по домам ходили немцы, младший брат, Филатка, перекрестится и немцам в ноги: "Не стреляйте нашу маму, не стреляйте нашу маму, найн, найн, найн..." Думаю, иногда, может, он и отмолил?"  А вот бабушку, дедушку, тетю немцы расстреляли. Вскоре семья уехала в Каунас. "Спрашивают брата: "Куда едете?" - "Жизню спасать", - рассказывает она.
 
"А молиться куда ходили?" - спрашивает Екатерина. "В Поливарок или Штакальню (Аукштакальняй" - "Самарское староверие")", - рассказывает Татьяна Петровна. Ходили пешком, дорога занимала несколько часов. "Вот такая у нас Татьяна: все с молитвой. Очень русская женщина", - говорит Екатерина. И действительно, настоящая русская женщина...
 
 
 
На стенах - фотографии детей. Их у нее было четверо: три сына и дочь. Елизавета Ивановна рано осталась вдовой: муж погиб на войне в 1944 г. Детей поднимала одна. "Мама нас при себе неотлучно держала, - вспоминает Татьяна Петровна. - Помню, уже было шестнадцать ребятам, а она всегда с нами, всегда везде вместе..."
 
Дети выросли на радость матери, но позднее младший погиб в Афганистане. Это тоже нужно было пережить...  
 
 
 
 
Елизавета Ивановна Колесникова - уникальный самородок. Она окончила лишь три класса литовской школы (русской школы у староверов не было), самостоятельно изучила русское и славянское письмо. Не имея ни специальных знаний, ни филологического образования, в те времена, когда по староверческим селам никто не направлял  этнографических и диалектологических экспедиций, она собрала богатейшую коллекцию старообрядческого фольклора, которая до сих пор - предмет изучения для маститых филологов.  Пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи из ее коллекции не раз издавались как отдельно, так и в составе различных сборников.
 
 
 
 
И до сих пор эта коллекция изучается, публикуется. Удивительно, как эта женщина, в одиночку поднимавшая четверых детей, всю жизнь работавшая на тяжелой работе, находила время и силы для поиска все новых и новых словечек, поговорок, песен.
 
 
 
Одно из первых изданий - "Русские пословицы Литвы" из собрания Е.И.Колесниковой
 
 
 
А это издание вышло уже после смерти Елизаветы Ивановны. На нем дарственная надпись издателя, профессора Вильнюсского университета Юрия Алексеевича Новикова, дочери собирательницы - Татьяне Петровне Колесниковой.
 
 
 
Владимир и Екатерина заранее предупредили Татьяну Петровну, что мы будем у нее недолго - маршрут у нас напряженный. Но поморцы в Литве удивительно гостеприимны. Пока мы рассматриваем книги, Татьяна Петровна вносит в комнату блюдо свежеиспечённый картофельных блинов. 
 
Картофельный блины - это не картофельные драники,  знакомые многим в России.  Это именно блины из сырого картофеля на сыворотке. А едят их тут, щедро смазав сливочным маслом, да еще и с густой деревенской сметаной. Вкусно необыкновенно! "Да не жалейте вы сметанки, сухими блины кушаете!" - хлопочет хозяка. Блины эти - по рецепту Елизаветы Ивановны, а она училась печь их у своей мамы и бабушки, так что рецепту - больше ста лет.  А еще - соленые грибочки. И тоже по старинному рецепту. "Когда мама была жива, мы, дети, каждый год осенью приезжали сюда грибы собирать, вспоминает Татьяна Петровна. - По 30 кг грибов собирали". Татьяна Петровна вносит еще одно блюдо  блинов. Отказаться от добавки не может никто. Пьем чай, едим блины, слушаем рассказы хозяйки...
 
 
 
 
А это Татьяна Петровна в шестнадцать лет. Улыбаясь, она вспоминает, как скромное платьице вызвало в то время в Салакасе бурю негодования. Местные староверы сочли его чересчур вызывающим и для юной девушки совершенно неподходящим. Но сфотографироваться в новом наряде юная Татьяна все же успела.
 
 
 
"Что мне нравится - так это кровать", - говорит Владимир. Оказывается,  это знаменитая "губернаторская кровать". Ее привез из России дядя Елизаветы Ивановны - Агурьян Васильевич Гавриленко.  На ней  отдыхала  Елизавета Ивановна.
 
 
 
Проходим в другую комнату. Все эти фрукты и овощи выращены здесь же, в саду и огородике у дома. Ну а уж заготовить их на зиму Татьяна Петровна умеет! С собой в дорогу она дала нам яблок и соленых огурцов. Эти огурчики - нежные, крепкие, хрустящие - мы смаковали на протяжении всего нашего путешествия.
 
 
 
Нам пора уезжать. Покидать гостеприимный дом и милую хозяйку не хочется, но впереди еще долгая дорога и много мест, в которых надо побывать. Тепло прощаемся с Татьяной Петровной, садимся в машину. Встреча с этой добрейшей женщиной еще долго будет одним из самых теплых воспоминаний о Литве...
 
 
Фото "Самарского староверия"   
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2072 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]