Северо-восточная часть Литвы - это самый староверческий район страны. В 1728 году здесь была основана Гудишская обитель - духовный центр староверия в Речи Посполитой. После ее разгрома в 1755 году остальцы обители Филимон Петрович и Степан Афанасьевич с братией основали моленную в Дегутях, положив начало Дегуцкой обители.
По дороге в Дегути мы проезжали вдоль берега реки Швентойи. "А это - бывший Поливарок", - говорят Владимир и Екатерина, указывая в сторону большого водоема.
Солоцкий Поливарок...
"В сем году 1763-м в Литве в Солоцком Поливарке основался молитвенный храм богославением духовных отец обительских остальцев Филимона Петровича и Степана Афанасьевича в царствование Екатерины Алексеевны", - рассказывает Дегуцкий летописец.
В Летописце есть и другие упоминания о Солоцком Поливарке. Например, такая трогательная запись:
"На завтрие 1843-го года месяца (майя) 12-го по приказанию коллежскаго советника Потулова собрашася в Дегути старики из деревень и застенков и представше пред Потулова.(...)
Посем нача увещевать по единому когождо, прилучися быти первому в устном исповедании престарелому Ивану Мокееву с Солоцкаго поливарка, к нему же "апостол" Потулов простре благородную беседу (тако):
"Ангел мой, почтеннейший старичок! Любишь ли ты царя? (указывая на написанный акт), то подпишися здесь".
Отвечает: "Я подпишуся о том, что люблю царя. А еще что тут написано?"
Советник: "А вот что: ежели любишь его, то буди с ним одной веры".
По сих словах удрученный старостию Иван Мокеев преклонив главу и, вытянувши шею, глаголет к Потулову: "Голову мою отсеките на плахе, а веры моей переменить я не согласен".
Тогда господин советник сердито на старика закричал не по-апостольски: "Пошол вон, старый дурак! Я не за головами вашими приехал, а за тем, чтоб привести вас к соединению веры!"
Чуть дальше в Летописце примечание: "Иван Мокеич солоцкополиварской новый исповедник скончался февраля 1-го дня 1845-го года".
Следующая запись датирована 1849 годом: "1849 г. месяца марта 19 дня Ковенской губернии Новоалександровского уезда Солоцко-Поливаркская моленна суждена на сломку в продажу с публичного торга (...). Она в запечатании была 9 лет".
Но на этом история храма и Поливаркской общины не закончилась. В 1880 году храм восстановили. Здесь служили многие известные духовные отцы. Перед началом Второй мировой войны община объединяла более 1400 прихожан.
В 1950-х гг. при строительстве Анталепской гидроэлектростанции была затоплена часть земель Солоцкого Поливарка. Старинное кладбище оказалось под водой. Родным умерших позволили перенести захоронения на действующие кладбища - в Аукштакальняй, Дегути. Но сколько старинных могил оказалось под водой! Деревянный сруб моленной был разобран и перенесен в Зарасай. На его основе был построен новый Зарасайский храм.
Мы выходим из машины и спускаемся к водоему. Говорят, что в ясную безветренную погоду в воде видны кресты затопленного Поливаркского кладбища. Среди них, наверное, и крест на могиле Ивана Мокеича, солоцкополиварского нового исповедника. Вечная память ему и всем погребенным здесь христианам!
Едем дальше... Наш путь лежит в деревню Рейстанишки Зарасайского района. Рейстанишки - это тоже живая история. Община образовалась после разгрома Дегуцкой обители и закрытия властями Дегуцкого храма, в середине XIX в. Перед началом Второй мировой войны она объединяла 1600 прихожан. Во время войны староверов деревни едва не постигла участь жителей Хатыни. Их заперли в храме и грозились сжечь якобы за причастность к убийству немецкого солдата. Спасли староверов русские военнопленные, которые взяли вину на себя.
Последние десятилетия староверческое население деревни неуклонно уменьшалось. Сейчас здесь остались одни старики - две или три семьи. Службы в храме уже не проводятся.
Мы подходим к храму. Церковный двор зарос травой, кругом тишина. Заходим...
Резные двери украшены по образцу выговских деревянных изделий
Конечно, местный мастер, может быть, не столь искусный резчик, как выговские мастера, но сделано все с душой.
Ставни в храме закрыты, поэтому внутри темно, лишь в щели проникают солнечные лучи. Из притвора проходим в храм.
Похоже, богослужения здесь не проводились давно. Но старинный храм в очень хорошем состоянии. Жаль, если его история закончится...
Теперь наш путь лежит в Зарасай. Зарасайский район - озерный край, озер здесь более сотни. Само наименование Зарасай восходит к литовскому "озерный". Места вокруг - необыкновенной красоты.
В первой половине XVIII века в окрестностях нынешнего Зарасая обосновались старообрядцы. Первый старообрядческий храм был устроен на берегу озера Самани в 1735 г. Во времена гонений, в 1847 г. храм был разрушен. С первой половины XIX века богослужения совершались в доме купца Андрея Щербакова. Первый храм непосредственно в городе Зарасай был построен после 1905 года и разрушен во время Первой мировой войны.
Еще немного, и мы подъезжаем к церковному двору. В одной ограде расположены два храма. Ближе к дороге - старый, на пригорке - новый.
В начале 1920-х предприниматель Леонтий Иванов подарил Зарасайской старообрядческой общине дом, в котором до 1990-х действовала моленная. Постепенно число прихожан возрастало, моленная становилась тесновата, община начала строить новый храм. После постройки нового храма в моленной служат панихиды, отпевают умерших.
В октябре 1992 года было завершено строительство нового храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. При строительстве был использован сруб Поливаркского храма.
Зарасайский храм выглядит очень нарядно и празднично, красиво расположен на пригорке и виден издалека. Когда мы приехали, храм был закрыт, поэтому посмотреть на него удалось лишь снаружи.
Еще подъезжая к церковному двору, мы заметили. что у моленной стоит несколько машин. Похоже, в старой моленной кто-то есть, и мы спускаемся вниз, чтобы зайти в моленную. Действительно, нас встречает бабушка-староверка. Она хлопочет на кухоньке, готовит обед для строителей, работающих в моленной.
Оказывается, здесь идет ремонт. Уже обновлены потолок и стены, остается перестелить полы. Моленная небольшая, но очень светлая и уютная. Осматриваемся, слушаем рассказ бабушки.
Моленная отапливается, печь-голландка до сих пор работает безотказно
Прощаемся с бабушкой, проходим по зеленому церковному дворику и отправляемся в путь. Зарасай расположен всего лишь в трех километрах от границы с Латвией, и теперь мы едем в сторону границы. Отсюда до Даугавпилса, следующей точки нашего маршрута, чуть более получаса езды.
Латвия, как и Литва, входит в Шенгенскую зону. Жители обеих стран могут беспрепятственно пересекать границу и очень активно эту возможность используют. Жители приграничных районов Литвы ездят в Даугавпилс за рыбой - в Латвии она дешевле. Граждане Латвии приезжают в Литву за овощами.
Для того, чтобы пересечь границу, моим спутникам нужен лишь паспорт, и то - на всякий случай, потому что проверяют документы не всегда. Моя шенгенская виза тоже позволяет мне беспрепятственно пересекать границы стран, входящих в Шенгенскую зону, однако с меня всегда могут потребовать документы, поэтому я везу с собой и обязательную страховку, и обратный билет, и подтверждение брони отеля. В действительности все оказывается гораздо проще. Мы едем по трассе, и неожиданно Екатерина говорит, показывая на мелькнувший справа домик: "А это пограничный контроль". Оказывается, мы уже пересекли границу. Никаких полосатых пограничных столбов, разделительных полос и иных внешних признаков границы нет и в помине.
И вот мы уже едем по территории Латвии. Пейзаж постепенно меняется. Местность становится более равнинной, менее зеленой. Все реже встречаются сосны. После чудесных литовских пейзажей вид за окном кажется скучноватым. Вскоре мы приближаемся к Даугаве. Река здесь совсем не живописна: ровные и не очень зеленые берега, сероватая вода. Впрочем, скоро мы увидим совсем другую Даугаву и я пойму, что река очень красива. А пока мы въезжаем в Даугавпилс... |