Торжество освящения соборного храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы состоялось в воскресенье 9/22 ноября 1908 года.
Строительство храма и украшение его внутри величайшей святыней - это действительно великое дело любви и усердия, чудо милости Божией. Вспомним тех, кто трудился при созидании сего святого храма. Величественный храм, который снаружи представляет копию большого Успенского собора в Кремле, был сооружен по проекту архитектора Николая Дмитриевича Поликарпова (годы жизни неизвестны).
Строился храм в основном на средства Ивана Ивановича Новикова (отца) на земле, которая принадлежала семье Шибаевых, сначала отцу Василию Андреевичу Шибаеву, а с 23 января 1908 г. по духовному завещанию - его сыновьям Сергею Васильевичу и Петру Васильевичу.
«Этот единственный в столице храм, где терпеливо подобран полный ансамбль древнего живописного и предметного украшения. Церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью» (П. Муратов, «Древнерусская живопись», М., 2005). Внутреннее благолепие храма создавали иконы, которые братья Аркадий Иванович и Иван Иванович Новиковы собирали по всей России. Феодор Яковлевич Мишуков – художник-реставратор, мастер, в совершенстве владевший разнообразными техниками обработки металла (приемами чеканки, гравировки, черни, филиграни и эмали). «Пятиярусный иконостас весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненной Ф.Я. Мишуковым. У престола семисвещник древнего рисунка работы Д.М. Шелапутина, исполнившего с замечательным искусством для этого храма по старинным образцам подсвечники, лампады и другую утварь» («Церковь», № 45, 1908 год). Дмитрий Максимович Шелапутин был членом-учредителем Рогожской старообрядческой общины (1913 г.)
В этом же журнале читаем: «На западной наружной стене соборного храма находится над западными дверями больших размеров изображение Успения Божией Матери с предстоящими внизу первосвятителями московскими: митрополитом Петром и митрополитом Алексием. Изображение исполнено бр. Чириковыми». Речь идет о братьях Григории Осиповиче и Михаиле Осиповиче Чириковых, иконописцах и реставраторах. Описание их жизни ждет своего исследователя.
Имена многих благотворителей, которые жертвовали на храм, нам неизвестны.
Низкий поклон всем создавшим Успенский храм, который является «венцом в многовековой, незаметной для глаза работе старообрядчества»
(П. Муратов, «Древнерусская живопись», М., 2005).
Используя опубликованные материалы, хочу рассказать о тех иконах подлинного письма великих древних художников, которые создавали внутреннее благолепие храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы.
Первые сведения об иконах есть в упоминавшемся ранее журнале «Церковь»:
«Царские врата – старинные, 16 века, новгородского письма, обложенные басмой.
Сзади правого клироса на столбе в басменном иконостасе помещена икона Спасителя со страстями Христовыми 16 века.
За левым клиросом поставлена в басменном киоте икона Смоленской Божией Матери греческого письма 15 века. У средних столбов храма в киотах помещены по 13 икон «Миней месячных» строгановского письма, превосходно сохранившихся и представляющих громадную ценность. Эти иконы были пожертвованы одной благотворительницей и о них упоминает в своих сочинениях знаменитый ученый, известный собиратель древностей Ровинский.
Начиная от северных дверей и до северо-западного угла храма расположен иконостас, обложенный басмой с большими и малыми иконами. Из них особенно замечательны: «Преполовение» новгородского письма
16 века, преподобного Сергия с «житием» новгородского письма 16 века, спасителя Николы московских писем 16 века в басменном окладе и преподобного Паисия Великого 17 века».
Конечно, многие исследователи древнерусского искусства обращались к сокровищам древней живописи, которые издавна хранили и собирали старообрядцы. Будет интересно ознакомиться с мнением одного из них, ранее неизвестного мне исследователя, Алексея Васильевича Грищенко («Вопросы Живописи», выпуск 3-й, издание автора, М., 1917 г.).
«В церкви Успения у Покровской заставы … находятся редкие иконы византийского и новгородского искусства. Совершенно исключителен образ «Знамение» Божией Матери по чистоте византийских приемов и принципов, по твердости первоначальной руки, по изумительной фактуре особых красок и матового золота: ассистного светло-багряного мафория, сдержанно-зеленого хитона, ярко-киноварного серафима, широко распростершего крылья, молитвенно-воздетых бронзово-охристых рук, шеи, лица, тронутых крупными светлыми отметками. Плоский, но плотно написанный силуэт Богоматери в виде Оранты чеканится ярко-палевым светом. Здесь особенно можно почувствовать глубину живописного искусства Византии, преемницы эллинских традиций, митрополии многих искусств». Есть замечание автора: к большому сожалению, мои попытки воспроизвести этот интереснейший памятник кончились совсем неудачно.
«Не менее интересна другая половина иконы «Николай Чудотворец» (первоначально она была двусторонней)». К сожалению, автор пишет только, что образ близок к аналогичной иконе в собрании Остроухова, но последней также нет среди иллюстраций. Отмечу, что в книге, богатой прекрасно выполненными фотографиями, нет ни одной фотографии икон из храма Успения.
«Тоже, вероятно, византийской работы: образ трех мучеников «Гурий, Самон и Авив», удивляющий мастерским письмом облачений: белых, багряных, бирюзово-малахитовых риз с артистически распределенными светами; две иконы Спаса Вседержителя: одна небольшая, красочная – на левой стене, другая громадных размеров строго-каноническая, вся золотисто-вохристая и линейно-построенная – в иконостасе. Из русских икон надо отметить большое колоритное «Сретение» и «Георгия Победоносца» с мощными формами покосившихся мутно-зеленых палат и гранатово-красными горками… Небольшие, еще не промытые две иконы Архангелов вводят нас как будто в атмосферу искусства Рублева и древне-московской школы... На правой стене интересны отлично скомпонованная небольшая доска Благовещения, очевидно, деталь-закомора царских врат, «Иоанн Предотеча», большое «Рождество Христово» с пророчествами, Спас «Мокрая брада» (на столбе), на другом столбе икона Б.М. «Неопалимая купина» в алом мафории в зелено-бирюзовом хитоне с четырьмя замечательными миниатюрными изображениями по углам – типичная работа псковского мастера. В иконостасе, кроме отмеченного греческого «Вседержителя», хорошие иконы праздников и некоторые доски крупно-фигурного чина.
В нижнем храме – молельне, сияющем в вечерние часы ясными славными красками, интересен новгородский чин деисуса ХУ века». Это таинство совершалось в небольшом храме в нижнем этаже здания в честь преподобного Сергия, радонежского чудотворца, в котором совершалось богослужение в будничные дни.
Хочется повторять и повторять: «В храме-молельне, сияющем в вечерние часы ясными славными красками». Я лично испытываю сильный душевный трепет от этих слов, они оживают и я уже вижу свет в храме … Слезы наворачиваются на глаза от осознания того, какая страшная участь постигла храм и самих создателей храма после 1936 года…
В фондах Государственной Третьяковской Галереи хранятся иконы из храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Привожу список икон, который составлен по книге: В.И. Антонова, Н.Е. Мнева, Каталог древнерусской живописи ХI – начала ХVIII в.в., М., 1963 (с указанием номера в каталоге и инвентаризационного номера). Происхождение икон.Собрание А.И. и И.И. Новиковых. Из церкви Успения на Апухтинке в Москве. Поступила в 1936 году.
19. Богоматерь Одигитрия – Смоленская.
ХIV век. Новгородская школа (?).
Инв. 20001
21. Никола. ХIV век.
Новгородская школа (?).
Инв.24459
50. Богоматерь Ярославская.
Первая половина ХV века. Новгородская школа.
Инв. 19997
61. Собор Богоматери.
Середина ХV века. Новгородская школа.
Инв.20028
62. Спас нерукотворный Мокрая брада.
Середина ХV века. Новгородская школа (?).
Инв. 20000
119. Преполовение. Конец ХV века. Новгородская школа. Инв. Др. 97 (В издании допущена ошибка при указании инвентарного номера данной иконы. По картотеке отдела древнерусского искусства ГТГ она числится под номером Арх. Др. 97. - В.А.).
155. Богоматерь Знамение.ХV век.
Псковская школа.
Инв. 19999
158. Никола. Конец ХV – начало ХVI века.
Псковская школа.
Инв. 19998
234. Архангелы Михаил и Гавриил, из деисусного чина.
Первая половина ХV века. «Рублевская легенда». Московская школа.
Инв. 19907 - 19908
407. Никола, с житием.
Конец ХVI века. Ростовско - Суздальская школа.
Инв. 19843
482. София Премудрость Божия, с избранными святыми. Складень трехстворчатый.
Вторая половина ХVI века, Московская школа.
Средник: «София Премудрость Божия, толкование святой и апостольской церкви».
Инв.19973
Левая трехрядная створка (слева направо, сверху вниз, по рядам):
Никола, Апостол Петр, Архангел Михаил;
Князь Борис, Григорий Богослов, Василий Великий;
Преподобный Феодосий, Игнатий Ростовский, Леонтий Ростовский.
Инв.19868
Правая трехрядная створка:
Архангел Гавриил, Апостол Павел, Алексий митрополит;
Иоанн Златоуст, Петр митрополит, Князь Глеб;
Исаия Ростовский, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский.
Инв. 19869
556. Георгий, из деисусного чина.
Конец ХVI века. Калуга.
Инв. 28724
618. Спас на престоле.
ХVI век. Архангельск.
Инв. 19927
623. Богоматерь Неопалимая купина.
Вторая половина. ХVI века. Вологда (?).
Инв. 19978
705. Благовещение.
Первая половина ХVII века. Московская школа.
Инв. 28727
706. Богоматерь Корсунская.
Первая половина ХVII века. Московская школа.
Инв. 20025
714. Жены Мироносицы.
Первая половина ХVII века. Московская школа.
Инв. 20030
722. Рождество Богоматери.
Первая половина ХVII века. Московская школа (?).
Инв. 20017
724. Рождество Христово.
Первая половина ХVII века. Московская школа (?).
Инв. 19957
734. Ангел хранитель.
Середина ХVII века. Московская школа.
Инв. 24396
743. «Единородный сын».
Середина ХVII века. Московская школа.
Инв.19934
769. Благовещение у кладезя.
Вторая половина ХVII века. Московская школа (?).
Инв. 28725
895. Праздники богородичные («Доброчадие»).
1675 год. Никита Павловец.
Инв. 24395
952. Воскресение – Сошествие во ад.
На обороте – евангельские сюжеты.
Двухсторонняя таблетка. Вторая половина ХVII века. Школа Оружейной палаты.
Инв.19993
963. Христос и самарянка.
На обороте – Исцеление слепого.
Двухсторонняя таблетка. Конец ХVII века. Школа Оружейной палаты.
Инв.19940
982. Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому.
Около середины ХVII века. Кострома.
Инв.19949
1014. Александр Невский. Первая половина ХVII века. Устюг Великий. Инв.28726
1018. Троица ветхозаветная.
Конец ХVI – начало ХVII века. Северные письма.
Инв.19982
1020. Александр Невский.
Первая половина ХVII века. Северные письма.
Др.30
1031. Крещение.
Середина ХVII века. Северные письма.
Инв.24400
1032. Обитель Зосимы и Савватия Соловецких.
Середина ХVII века. Северные письма.
Инв. 24414
1036. Апокалипсис (Видение Иоанна Богослова на острове Патмосе). ХVII век. Северные письма (?). Инв. 19854
1037. Богоматерь Одигитрия – Смоленская.
ХVII век. Северные письма.
Инв.19935
1043. Похвала Богоматери ХVII век.
Северные письма.
Инв.19904
Конечно, этот список - неполный. На сайте Государственной Третьяковской Галереи есть изображения и сведения еще о двух иконах из собрания А.И. и И.И. Новиковых:
Богоматерь «О Всепетая Мати».
ХVIII век. Московская школа (?).
Инв.19956
Богоматерь Феодоровская.
1759 год 21 октября.
Др. 40
Кроме того, статья Э.К.Гусевой «Икона Даниила Столпника ХVI в. из собрания Третьяковской галереи» (см. Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979 г., с. 290 –295) посвящена еще одной иконе из собрания А.И. и И.И. Новиковых:
Даниил Столпник.
Начало ХVI века. Московская школа.
Инв.19981
Завершить свою статью хочу материалом, опубликованным в книге «ГТГ. Древнерусское искусство Х – нач. ХV века. Каталог собрания», т.1, Москва, 1995. В этой книге есть сведения только о двух иконах из собрания А.И. и И.И. Новиковых (№ 19 и № 21 в каталоге 1963 г). Есть черно-белое изображение иконы Богоматери Одигитрии – Смоленской и цветное изображение иконы свв. отца нашего Николы, архиепископа Мир ликийских, чудотворца.
Стр. 154.
68. Никола. Конец ХIV - начало ХV века Москва
Инв. 24459
Изображение поясное, традиционное (раскрыты фрагменты на лике и одежде). По сторонам, над плечами Николы, расположены небольшие полуфигуры Христа и Богоматери, вручающих ему Евангелие и омофор. Фелонь холодноватого коричневого тона, широкий омофор оливково-зеленого цвета с белильными, подцвеченными голубым контурами складок. Кресты на омофоре крупные, вытянутой формы, золотые, с черной двойной окантовкой и диагональным перекрестьем. Евангелие имеет светло-красный обрез.
В личном письме тон карнации определяется розовым цветом охрения и прозрачными приплесками полутене. Света неяркие. Мягкие волнистые пряди волос омофор пишутся мазками голубовато-белого цвета по прозрачной прокладке оливкового тона. Нимб с фрагментами первоначального золота и красной окантовки заходит на верхнее поле иконы. Фон, судя по фрагментам, золотой.
Сохранность. Живопись частично скрыта под грубыми масляными записями ХVIII – ХIХ вв., частично разрушена. По всей поверхности иконы мелкие выпадения грунта с обнажением паволоки, местами – доски. Крупные выпадения на лбу, на бороде и усах, на правом плече и предплечье, по обрезу Евангелия, на фелони. Почти полностью утрачена фигура Христа; на лике Богоматери имеются значительные выпадения грунта.
Реставрация. Раскрыты большая часть лика Никола (запись слева на лбу по краю глаза и скулы), его левое плечо, часть светло-красного обреза Евангелия. На лике Богоматери сделана небольшая пробная расчистка. Время проведения пробных расчисток не установлено.
Происхождение. Из собрания А.И. и И.И. Новиковых, Москва (церковь Успения на Апухтинке у Покровской заставы до 1936)
Поступление. В 1936 из фонда МОНО.
Выставки. 1991 Москва.
Примечания
1. Рентгенографическое обследование иконы, проведенное в лаборатории ГТГ М.И. Гладковой, выявило записанные уставные надписи с незначительными элементами вязи. Надписи располагаются под верхним полем, по сторонам нимба Николы.
2. Рентгенография выявила сохранность первоначальной живописи на одежде Богоматери, на складках фелони Николы в правой части иконы.
3. Храм Успения на Апухтинке сооружен в 1907 на средства мраморщиков А.И. и И.И. Новиковых, старообрядцев «поповского согласия», украсивших его древними иконами (Антонова, Мнева, 1963, т.1, с. 22; Грищенко, 1917, с. 149, 150.
Икона опубликована в каталоге выставки, но не экспонировалась.
Послесловие.
19 ноября 2008 г. на научной конференции отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской Галереи мною сделан доклад « Новиковы – создатели храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы на Апухтинке, в Москве».
Анисимова В.Н. |