Братья и сестры!
Наша совесть в некоторых поступках идет на всякие ухищрения, оправдывает скверные пороки. Не отвергая Божиих словес, заповедей, наша лукавая совесть часто придумывает всякие компромиссы по отношению к Богу. Так происходит нередко в обыденной нашей жизни, и мы даже не замечаем лукавой работы нашего ума, состоящей в постоянном самооправдании.
Иногда мы требуем или просим у Бога чуда. В этом проявляется наше лукавство: мы думаем, что если, когда требуется, Бог сотворит чудо, мы сразу в Него уверуем. Наша лукавая совесть рассуждает: да, я подчинюсь Богу и откажусь от своей самости, от моего неверия, пусть только Господь явно обнаружит Себя. Но ведь самых разных чудес Божиих достаточно в нашей жизни, но мы их просто не хотим замечать! Проходит время, и человек все происшедшее стремится объяснить случайностью, стремится поскорее все забыть. Вместо того, чтобы подчиниться БОГУ, мы, наоборот, идем вновь лукавыми тропками собственного ума и испорченной совести. Так поступали когда-то фарисеи и книжники иудейские, как и мы ныне, требуя чуда от Бога. Господь в то время видел и видит сейчас наше общее лукавство, тогда скорбел и сейчас скорбит о развращенных сердцах, тогда видел и сейчас видит, что не истину люди ищут, а хотят оправдать свою ложь, свое неверие, требуя чуда.
Господь сказал фарисеям: «Вечером вы говорите: «будет вёдро, потому что небо красно»; а поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?» (Мф. 16 3). Христос этим хотел сказать: «Вижу лукавство ваше: вы разбираетесь в земном по характеру небосвода, но тут вам все понятно, потому что выгодно для вас. А вот когда потребовалось от вас смиренно уверовать и поклониться Воле Божией, увидеть наступление пророческих времен - здесь вы уже не сказатели. Разве вы не видели Моих чудес, которые Я творил на земле, ходя среди вас? Мало вам этих знамений? Вам не знамение нужно, а надо остаться своем неверии!»
Далее Господь в беседе с фарисеями сказал: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему» (Мф. 16.4). Ведь если всех знамений Божиих они не увидели, то, значит, каменные сердца у них, и никакое чудо не поколеблет их неверия.
Господь Сам указывает нам источник знания о Нем: «Исследуйте Писания, ибо... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5.39). И если ты чист сердцем, совестью нелицемерен, то поймешь, что Господь нужен тебе и бесценно дорог для всех нас - не как учитель и не как пророк, но как Бог твой, Спаситель душ наших и как Чистилище нашей совести.
Не лукава ли наша совесть в повседневной жизни, не ищет ли она оправданий в наших поступках?..
Братие! Совесть наша не должна идти на самообман и разные ухищрения. Лукавство - коварный и опасный попутчик в нашей жизни, с таким попутчиком никто не найдет верный путь к Царству Небесному, Царству Правды и Истины. Да поможет нам Всемогущий Господь избежать в жизни лукавства, обмана, лжи и лицемерия. Будем же всемерно хранить нашу совесть в чистоте, честно исполняя свой христианский и гражданский долг.
Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком! Аминь.
о. Михаил Бирюлин, наставник Видзовской общины
Старообрядческий церковный календарь на 1987 год
Наша справка:
Михаил Евстратьевич Бирюлин (1906-1989) - духовный наставник Видзовской поморской общины, член ВСС Литовской ССР и Духовной Комиссии.
Он родился в 1906 году в г.Видзы Витебской губерниии, с детства состоял в причте Видзовской общины. С отличием закончил курсы по подготовке вероучителей в г.Вильно, работал учителем в школе. С 1935 по 1962 г. был председателем Видзовской общины. На Третьем Всепольском Соборе в 1936 году был избран членом ВСС Польши.
В 1940 г. был благословлен в наставники Видзовской общины, где служил почти полвека, до самой своей кончины. |