Главная » 2009 » Март » 28 » Мнение: Игумен Кирилл (Сахаров): «Необходимо устранить явные несправедливости по отношению к старообрядцам»
07:13
Мнение: Игумен Кирилл (Сахаров): «Необходимо устранить явные несправедливости по отношению к старообрядцам»

Корр.: О.Кирилл недавно Вы с членами общины побывали у старообрядцев в Подмосковье, просили у них прощения. Расскажите по подробнее, что это было?

О.К.: Действительно ,на днях мы побывали в Егорьевском районе Подмосковья, в знаменитых Гуслицах, в деревне Молоково, где осмотрели сказочный деревянный храм, построенный уроженцем деревни бывшим главой охраны Б.Н. Ельцина Коржаковым А.В. и в конце знакомства с храмом испросили у настоятеля храма о. Константина и членов его общины прощения за кровавые гонения против старообрядцев, которые имели место в истории.

Корр.: Вы это делаете впервые?

О.К.: Несколько лет назад в Прощеное воскресение наша община сугубо каялась по этому поводу. Еще раньше , а именно в 1999 году руководители Союза Православных братств, Русского национального-культурного центра Москвы, Союза «Христианское Возрождение», Русского Общенационального Союза и Российского Общенародного Движения в своем обращении к старообрядцам говорили о сожалении о происшедших трагических событиях, о раскаянии за пролитую кровь.

В конце обращения говорилось: «Прости нас, Господи, и наших предков за вольные и невольные согрешения, содеянные в отношении нашего исконного благочестия и его последователей. Люди русские, наши единокровные братья и сестры! Простите нас за гонения и пролитую кровь. Да спадет это бремя с нашей души и воссияет еще ярче Свет Христов на Русской Земле».
 
Это обращение было принято после того как 19 июля того же года Священный Синод нашей Церкви преследования противников церковной реформы XVII веке не только признал не справедливыми, но и осудил. С того времени для нас стало обычным при общении с представителями старообрядчества испрашивать у них прощения.

Корр.: А какую цель Вы при этом преследуете? Вы думаете эти действия приведут к объединению со старообрядцами?

О.К.: Честно говоря, об этом мы не думаем. Наши действия продиктованы велениями сердца. Я крайний пессимист в вопросе об объединении – слишком велика дистанция между нами. Мы рассуждаем так : есть большой объем зла– я имею в виду эти гонения, и без всяких задних мыслей, по движению сердца мы, осознав это зло и ужаснувшись ему, испрашиваем у Бога и у наследников пострадавших прощения. Мы желаем при этом уменьшения объема этого зла - ведь ничего так просто не исчезает, даже грязная мысль делает свое черное дело, опечатывается, так сказать, в мироздании. И, по-моему, честно и благородно и ценно в очах Бога и ближнего желать и стремиться уменьшить объем этого зла. А как мы можем это сделать? – через покаяние, прежде всего. В любом случае, некоторая «психологическая разгрузка» как следствие таких порывов может иметь место. Так ведь уже отчасти было после решений Поместного Собора 1971 года, снявшего клятвы со старых обрядов и признавших их равноспасительными и равночестными. Таким образом, главным на сегодня, как мне кажется, является необходимость покаяния с нашей стороны за кровавые гонения на ревнителей древнего благочестия. То, к чему призывал А. Солженицын и что было совершено Зарубежной Церковью в 2000 году. Невозможно о чем-то продуктивно говорить, не сделав этого. Я обычно провожу такую аналогию. Представьте себе: поссорились два соседа, один другого оскорбил и избил, а потом говорит – забудем, давай дружить. Будет ли такой подход плодотворным? Не нужно ли вначале попросить прощения и примириться. Мы взяли за правило испрашивать прощения у всех старообрядцев, с кем приходилось общаться. Кстати, об этом говорим не только мы. Так, в мае позапрошлого года, сопровождая профессора МДА А.И. Осипова на Рогожское, я услышал от маститого профессора, после осмотра им выставки, конкретно стенда, рассказывающего об осаде Соловецкого монастыря, когда было казнено несколько сот иноков, слова о необходимости покаяния за пролитие крови ревнителей древнего благочестия.

Корр.: Только ли вот такими благородными действиями исправляются шаги по «психологической разгрузке» в отношениях со старообрядцами?

О.К: Необходимо устранить явные несправедливости по отношению к ним. Известны такие, например, несправедливости как случай со старообрядческим храмом в Иваново, с Тихвинским храмом на Хавской улице в Москве, с храмом в с. Алешино в Подмосковье, с колоколами на Казанском соборе на Красной площади, да и с Никольским бывшим единоверческим храмом на Рогожском кладбище. Ведь не секрет, что было и давление, когда он стал единоверческим в 50-е годы XIX века. Был бы он старообрядным в лоне Московского Патриархата тогда еще понятно, а так с пассиями и акафистами на распев по соседству с Покровским кафедральным собором - все- таки есть диссонанс.

Корр: Как Вы думаете, будут ли когда – нибудь реабилитированы такие видные деятели старообрядческого движения как протопоп Аввакум, боярыня Морозова и другие?

О.К: Бог весть. Недавно один прихожанин обратился ко мне с вопросом можно ли молиться за них . Я, как всегда, посоветовался с духовником. Итог: поминать их об упокоении в келейных молитвах. Вот такой ответ на данный момент.

Корр: Последний вопрос – о перспективах единоверческого или старообрядного движения в лоне Московского Патриархата? Что Вы думаете об этом?

О. К: У меня впечатление, что процесс возрождения единоверия, старообрядства протекает очень непросто. Немало делает Комиссия в ОВЦС по этому направлению и ее секретарь о. Иоанн Миролюбов. Многое, однако, пока неясно, противоречиво. Меня, например, покоробило, когда на секции по старому обряду в прошлом году в рамках Рождественских чтений была сделана попытка реабилитировать обливательную форму крещения, которая, как известно, может быть только в крайнем случае. Казалось бы, было до революции 600 с лишним единоверческих храмов и несколько десятков монастырей – давайте их возродим в прежнем виде. Ан нет.
 
Я сам столкнулся с противодействием, когда несколько лет назад в г. Мстере Владимирской области пытался дать импульс к возрождению Никольского единоверческого храма здесь. Посетил я тогда Владимирскую землю с группой прихожан по благословению правящего епископа с целью ознакомиться с тем, что осталось от единоверия здесь. В Мстере по благословению игумена монастыря несколько дней трудились по разбору завалов в Никольском храме, совершил я там несколько молебнов и панихиду на могиле единоверческого епископа Амвросия, погребенного у храма. Когда же через некоторое время две наши прихожанки в престольный праздник там помолились- была уже другая реакция- зачем, мол, все это возрождать, затухло, ну и ладно, и что вообще единоверие было на переходный период, в качестве снисхождения для немощных, для тех, кто возвращаясь из раскола, держался за старые обряды и т.п.

Беседовал Сергей Марков

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1047 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]