Памятуя опыт открытия прошлой выставки, готовились к худшему: к большим толпам, пробираясь сквозь которые теряешь последнюю надежду увидеть картины. В этот раз всё оказалось совершенно иначе: канонические песнопения «студентов» духовного училища сразу «вырывали» посетителей из жизни мирской и настраивали на определенный лад. Фотографии на стенах привлекли внимание немногочисленной аудитории.
Со временем людей становилось больше, но некая торжественность и суровость атмосферы оставались прежними - никакой массовости. Понимаешь, что это - не выставка, призванная собрать толпы любопытствующих.
"На памятнике «Тысячелетие России» нопреклонённую Россию именно старообрядческим крестом, - напоминает руководитель выставочного центра Сергей Пухачёв. - Мне кажется, что эти островки старой русской духовной жизни, сохраняющиеся среди современного безумия, очень важны".
Владыка старообрядческой церкви митрополит Корнилий, седобородый старец с посохом, благословил и напутствовал присутствовавших единоверцев: «Так получилось, что древнее православие сегодня «несут» старообрядцы. Это великая миссия, которую нам дал Господь, и великий крест. Спасение души - это и есть та вера, тот уклад жизни, те основные признаки, которых так не хватает сегодня нашему обществу, прошедшему сквозь годы лихолетья, безверия. И вот эти самые «островки» могут нас привести к возрождению исконного православия. Я очень рад, что эта выставка открывается именно в праздник Иоанна Богослова. Дай Бог, чтобы все, кто сюда пришёл, уносили в своих душах любовь, которая и есть Бог».
Представителя «власти духовной» сменил представитель светской власти - от имени администрации области настоятелю местной старообрядческой церкви отцу Александру была вручена юбилейная медаль за большой вклад в сохранение исторического наследия Великого Новгорода и культурную жизнь города.
- Впервые в жизни я получаю государственную награду, - шутит отец Александр. - Ведь гордость является одним из грехов, "нужно преодолевать соблазн, когда тебя хвалят. Буду расценивать это как кредит доверия, который ещё предстоит оправдать. Не только мне, но и всем старообрядцам, проживающим на нашей земле.
Но какова же связь между старообрядцами и современным искусством? Сергей Пухачёв объясняет: «Трудно постижимый факт, но именно староверы Морозов и Рябушинский впервые стали заниматься коллекционированием самого современного западного искусства. Каким-то образом старообрядческая визуальная культура совпала с радикальными находками кубистов, фавистов. Может быть, это связано с тем, что византийская и русская иконопись оказалась выше формального искусства. С современной точки зрения каноны - это скучно, это правила. Но может быть, именно понимание канона дало им возможность понять, что такое современное искусство».
Фотографии сделаны на территории России и Румынии, отображают события крестных ходов и портреты людей: дети и взрослые, со своими личными заботами и общей заботой друг о друге. Смотришь на эти лица, и понимаешь, что «они» - тоже «мы». И что вера, какая бы она ни была и как бы себя не называли её последователи, должна не разъединять, а объединять людей.
Светлана Жохова
Новая Новгородская газета, № 41 (528), 14 октября 2009 года
|