Всемогущий Творец всего видимого и невидимого мира, Преблагой и Человеколюбивый ко всем людям, Свою благостыню неизреченную простирает на согрешающих, но не отчаявшихся в своем спасении. К праведным же и святым, как более совершенным духовно, Господь предъявляет как бы более строгие требования. Грешных, но кающихся, призывает на покаяние благими обещаниями, является для них скорым помощником, праведных же устрашает за грехи наказанием.
Так о грешниках сказал Господь: «Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему». И в другом месте: «Обратитеся ко Мне и Я обращуся к вам». К праведным же говорит: «Еже сотворит человек всяку правду и всяку истину, и, обратився сотворит грех, не воспомяну к тому правды его, но во греcе своем умрет».
Таким образом, Господь к праведным опаснее истязание предъявляет, а к прегрешающим, но кающимся, показует милосердие, благосердие и благостыню.
Почему же премудрый промысел Божий так все устрояет? А потому, что Господь, если устрашит праведным гневом Своим грешника, сей, последний, будучи подвержен слабости духовной и бессилию, легко может впасть в отчаяние и по неразумию погубить свою душу. Праведного же, аще ублажит и снисхождение показует ему, который крепок и силен духом и подвигами, расслабляет его к совершению добродетелей.
Вот почему Господь всегда ищет для нас, согрешающих, путей спасения и врачевания грехов, и, призывая грешников к покаянию Своим словом, притчами и примерами, предлагает нам притчу сию о блудном сыне, поучительную для всех нас в настоящее непростое время.
Некоторый человек имел два сына. И сказал меньший отцу: «Дай мне мою часть имения». И отец разделил между ними имение. Господь под именем некоторого человека разумеет Человеколюбца Бога и Отца, а под двумя сыновьями надо понимать людей-праведников и грешников. В начале, когда Господь сотворил мир, все было «добро и красно», т.е. все было великолепно и дивно. И человека Господь сотворил безгрешным. И только после преступления заповеди Божией явился грех. Так что вначале была правда, потом явился грех. Поэтому-то праведники называются старейшими сыновьями, а грешники – юнейшими, ибо подобно неопытному юноше, не искусившемуся в жизненных превратностях, грешники имеют разум непостоянный, расслабленный, мятущийся… Под имением, которое отец разделил своим сыновьям, в этой притче разумеется разум человеческий и самовластие, т.е. свободная воля человека.
Одинаково Господь даровал всем людям, и праведным и грешным, - и солнце, и луну, и звезды. Ибо в мире этом ничего большего не имеют праведные от грешных, понеже Господь равно сияет, как солнце, на благих и лукавых, и дождит на праведные и неправедные, и все блага дает им.
Но как же относились к щедротам и благостыне Божией люди? Юнейший сын, - (грешники) забыли Бога, и начали поклоняться солнцу, луне, звездам, истуканам, животным и многим другим. В законе Божием не захотели ходить и на пророков Божиих и святых угодников Его лукавые мысли приводили, досаждали им преследованием, злобою, завистью, гнали их, на примере старообрядчества, даже до страданий и смерти. Старейший же сын, - (праведники), видя светила небесные и всю красоту сотворенного мира, от творения познавали Творца и, подобно псалмопевцу, наслаждаясь созерцанием красот неба и земли, восклицали: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь!».
Узрел праведный красоту мира сего и благодарил и прославлял Бога, украсившего его, удивляется творению премудрому и Творца величает и покланяется Ему. Все люди, и праведные и грешные, имеют одно разумение и с ним самовластие – свободу, и поступают по своему хотению, ибо Господь никого не понуждает правильно жить или греховно, но на произволении каждого лежит и доброе и злое.
Но сам человек обязан благоугодно и праведно вести свою жизнь, так как ему дано разумение добра и зла, и самый отъявленный преступник в своей совести понимает, что он нехорошо делает, преступает заповеди Божии, но по своей свободной воле дает место в своих делах злому хотению и сознательно грешит.
Что же делает юнейший сын, получив от отца свою часть имения? Немного повременив, собрав все, отошел в дальнюю страну и там расточил свое имение, живя блудно.
Мы наблюдаем, что дети наши, живя с родителями, стараются удержать свои порывы к шалостям и потому, сравнительно редко, совершают проступки. Но стоит только оставить их на произвол и дать полную свободу их живой натуре, как в результате не обойдется без проказ. Так точно и люди, пока они стараются выполнять заповеди Божии, имеют в сердцах своих страх Божий, до тех пор они боятся сделать зло, как бы чувствуя в душе своей присутствие Бога. Но стоит только дать волю своим чувственным страстям, совершить одно какое-нибудь преступление заповеди Божией, как греховная природа человеческая влечет его «на сторону далече», лишает его страха Божия и изгоняет мысли о Боге и Его Праведном Суде, и человек своими делами удаляет себя от Бога и подвергает себя заслуженным душевным страданиям.
И вот, говорится в притче, юнейший сын скоро расточает все свое имение. А в это время настал голод в той стране, где он пребывал. Он начинает подвергаться разным лишениям, вынужден просить одного из граждан той страны принять его уже в качестве работника, и послан был пасти свиней, причем рад был утолить голод свой хотя бы пищей этих животных – желудями, но и этого ему не давали.
Грешники губят все добрые зачатки и способности свои, дарованные Богом, ибо работающие Господеви питаются Его божественными учениями, а работающие греху – страждут гладом, но гладом не хлеба и воды, но гладом услышать Слово Божие, потому что где нет страха Божия, там великий глад душевный.
Поэтому, человеку согрешающему, не должно отчаиваться, согрешение не есть еще окончательное падение, так как возможно ему покаяние и исповедание грехов своих. Но если кто постоянно пребывает во грехах и не радит о своем спасении, раскаянии и исповеди, тот уже близко к погибели и конечному осуждению. Греховные наклонности так укореняются в человеке и обращаются в привычку, что на всяком месте и во всякое время он ищет удовлетворить желание своей плоти и прилепляется поэтому обычаям, свойственным врагу рода человеческого - диаволу.
Пасти свиней – это и значит подражать своим похотям. И блудный сын - .т.е. грешные люди, предающиеся сластям греха, доходят до того пресыщения, что уже ничем из доступных им удовольствий не могут вполне насладиться и удовлетвориться, и поэтому страждут и духом ,и телом. Этим пределом земных удовольствий Господь и смиряет грешников, приводит их в разум истинный, когда человек приходит в себя и начинает обдумывать свои поступки. Это – первая ступень к покаянию. И блудный сын дошел до крайних пределов греховности, пришел в себя и сказал: «Сколько слуг у моего отца в изобилии имеют хлеба, а я здесь погибаю гладом. Пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин называться сыном твоим, прими меня, как одного из слуг своих».
Когда человек творит дела греховные, то он как бы находится вне себя, не проверяет ни мыслей своих, ни дел своих, а когда начинает обращаться от пути беззаконного, тогда возвращается к уму своему, как бы становится полным хозяином душевных чувств своих и направляет их на дела хорошие.
Как только добрые намерения свои юнейший сын начал приводить в исполнение, только вспомянул о покаянии, «еще ему далечу сущу» уже Милосердый Отец Небесный и Незлобивый Человеколюбец поспешил к нему на встречу и «паде на выю его и облобыза его», т.е. проявил такие любообильные действия, которые показывают всеконечное прощение и неизреченное милосердие Божие. Ибо Господь, если только видит обращение грешного и сердечное сокрушение и покаяние, проливает милость свою и приемлет его. И речет рабом своим: « Принесите лучшую одежду и дадите перстень на руку его, и сапоги на ноги его, и приведите тельца упитанного, заколите его и все возвеселимся, потому что сын мой сей мертв был и ожил».
Рабы – это Ангелы Божии , служащие обратившемуся грешнику. Но святые отцы под рабами разумеют и архиереев и иереев, которые словом поучения обращают на покаяние согрешающих и перстень дают на руки их, т.е. совершают таинства, печать дара Святаго Духа, подобно тому, как сапоги защищают от укусов ядовитых разных змей и от ранений, так и забота и поучение пастырей сохраняют души христиан от смертоносного искусителя пороков и страстей. И приготовленные таким путем христиане, украшенные добродетелями, приобщаются тельца упитанного, т.е. освящаются причащением Честнаго Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа. Потому что всякий христианин, обращающийся от греха и сподобляющийся причастия Святых Таин, сотворяет великую радость Богу и Его Святым Ангелам и пастырям, которые отвечают перед Господом за каждую погибшую овцу свою. Поэтому и сказано: «Радость бывает на небесех о всяком грешнике кающемся», ибо он был как бы мертв духовно, но ожил, и погибший – нашелся!
Праведный же, уподобляющийся старшему сыну, всегда проводящий время в подвигах поста, молитвы и добродетельного жития, если бы по своей, естественной человечеству, слабости вздумал найти в любви Божией к раскаявшимся грешникам великое и незаслуженное ими милосердие, получил бы ответ: «Вся моя – твоя суть». «Возвеселиться же и возрадоваться подобает нам потому, что брат твой меньший мертв бе и оживе, и изгибся бе – и обретеся».
Ибо кто бы не возрадовался, если бы увидел своего отца или матерь, умерших телесно и, волею Божией, оживших. Или кто, потеряв какую-либо драгоценную вещь, не возрадуется своей находке? Тем более, паче подобает радоваться нам, когда мы видим брата, согрешающего и готового к духовной смерти, вдруг раскаявшегося и обратившегося на путь спасения!
Многие и от праведных роптали на милосердие Божие к грешным – кающимся, как например пророк Давыд: « Доколе грешники восхвалятся» и далее «доколе, Господи, забудеши мя до конца?». Поэтому, братие и сестры, аще и праведны будем, да не будем отвращаться от грешных, ни призираем их, ни о судьбах Божиих да не озлобляемся. Не будем сетовать, когда видим согрешающих благоденствующих на земле, или благочестиво живущих, так как судьбы Божии не исповедимы!
Зная это, не будем отчаиваться, впадая во многие согрешения. Самое главное – нужно успеть принести покаяние, снять с себя греховную тьму, и тогда и нас Отец Небесный, облобызавший и блудного сына покаявшегося, своей Благодатию помилует и спасет, яко Благий и Человеколюбец.
Бедственное положение младшего сына привело его к раскаянию, раскаяние – к покаянию, покаяние – к исповеди, исповедь – к прощению грехов и оправданию. Раскаянием, покаянием, исповедью, прощением и причащением и мы должны очищать себя от греховной скверны и восходить к духовному совершенству!
Протоиерей Кондрат. Село Новая Некрасовка (Украина) |