Главная » 2012 » Апрель » 30 » А.Муравьев. Конференция памяти протопопа Аввакума прошла в КГУ им. Н. А. Некрасова. Впечатления участника
10:43
А.Муравьев. Конференция памяти протопопа Аввакума прошла в КГУ им. Н. А. Некрасова. Впечатления участника
Всероссийская научная конференция под названием «А мне глаголати неленостно… Раскол и старообрядчество в современной рефлексии», посвященная 330-летию со дня мученической кончины протопопа Аввакума Петрова прошла 25–26 апреля 2012 г. в Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова. В конференции приняли участие около 40 специалистов в разных областях: истории, религиоведении, истории литературы, краеведения. Предметом конференции стали культурное и социальное значение событий XVII в. в формировании российской идентичности и исторической памяти. Идея конференции родилась одновременно у ученых КГУ и старообрядческого епископа Костромского и Ярославского Викентия.

Первоначально идея организаторов состояла в том, чтобы сделать небольшой коллоквиум в формате круглого стола, однако в процессе подготовки конференция разрасталась и обрастала все новыми смыслами и направлениями, превратившись, в конце концов, в довольно объемный трехсекционный форум с пленарной сессией.

Конференция открылась 25 апреля в 10.00 в парадном зале бывшего Дворянского собрания Костромы, ныне - городского музея. На открытие прибыл из Москвы старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, сказавший приветственное слово. С приветствием обратился и ректор КГУ профессор Н. М. Рассадин.

Ученые и гости конференции с удивлением отметили полное отсутствие представителей РПЦ, хотя, как удалось выяснить, все должные приглашения были посланы. Благодаря нескольким регулярно действующим научным конференциям в России и на Украине у верующих старого обряда и ученых, кажется, возник консенсус относительно путей размышления и способов «говорения» о старообрядчестве - это отмечали участники конференции. Представители же РПЦ пока слабо включены в этот процесс.

Ректор КГУ Н. М. Рассадин сказал в приветственном слове, что «российская история в ее внешнем восприятии представляется странной, подчас страшной и, кажется, вполне соответствующей известному определению Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять». Но так ли это, если под умом (вслед за известным философом) понимать целевую причину всего существующего?

Мы сузим проблематику до постижения внутренних причин и связей событийного ряда Раскола, сущности и роли его действующих лиц, наконец, тех последствий, которые породил Раскол в русской культуре и языке».

И действительно, круг вопросов оказался куда шире самого «огнепального» протопопа. На конференции говорили и о формах внегосударственного существования православия, и о значении петровских реформ в сложении российской идентичности, и о харизматических «христоверах». Разумеется, не обошли стороной и биографию Аввакума, и его творения, и сам строй его мысли.
Протопоп Аввакум – одна из центральных фигур Раскола – был связан с Даниилом Костромским, бывал на костромской земле, в пределах которой располагались вотчинные земли боярыни Морозовой. События в столице эхом отзывались в провинции и одновременно корректировались провинцией, ставшей прибежищем приверженцев веры отцов. Дебри костромских земель укрыли и сохранили жизнь старообрядцев, поэтому конференция имела и некоторый регионоведческий смысл.

Санкт-петербургский ученый К.Я. Кожурин представил недавно вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая Гвардия» книгу о протопопе Аваакуме и анонсировал скорый выход следующего тома, посвященного биографии боярыни Феодосии Морозовой - другой важной фигуры времен Раскола. Знаменитый хор Стрельниковского храма Русской православной старообрядческой церкви исполнил духовный стих об Аввакуме и несколько древнерусских знаменных песнопений, до сих пор используемых старообрядцами за богослужениями.

Интересно отметить две черты конференции, замеченные участниками и гостями. Во-первых, gосле прошедшего зимой на канале «Культура» сериала Н. Досталя «Раскол» начала меняться парадигма восприятия событий второй половины XVII в. и самого протопопа. Это зримый эффект участия медиаиндустрии в общественной рефлексии, затрагивающей коллективную историческую память и отчасти идентичность, отметили участники.

На конференции несколько раз подчеркивалось, что ударение в имении Аввáкум следует ставить на второй, а не на последний слог. Именно так произносил свое имя сам протопоп. Тем самым как бы закладывается граница перехода в восприятии. Именно поэтому в числе пленарных докладов прозвучали размышления Глеба Чистякова, редактора издательского отдела Старообрядческой Церкви, который указал на смену парадигмы восприятия раскола на примере нескольких кинематографических работ последних лет, затрагивающих тему никоновских реформ и старообрядчества.

Второй важный момент – изменение самой концепции «раскола». В докладах не раз отмечалось, что старая парадигма «раскола как откола части» культурно и филососфски исчерпала себя, больше не работает и не порождает смыслов. Остается работать с понятием раскола как действующего и порождающего процесса в российском обществе и православии.

Рефлексия сочетания трагического и мистического прозвучала в пленарном докладе доктора культурологии И. А. Едошиной, задавшейся вопросом «Был ли Раскол неизбежен?». Для понимания темы, отметила докладчица, нужна переосмысленная культурфилософия русской государственности. В докладе была намечена определенная «дорожная карта» такого переосмысления, что предполагает продолжение работы.

В конференции приняли участие ученые специалисты в области отечественной истории, философии, религиоведения, культурологии, архивного дела, искусствоведения, филологии, краеведения, учителя, сотрудники музеев и библиотек. На заседаниях секций состоялось оживленное обсуждение докладов. Интересная дискуссия о религиоведческом изучении события раскола и послераскольных процессов в русском православии возникла в рамках религиоведческо-социологической сессии под председательством проф. Т. Л. Белкиной.

После заседаний участники конференции посетили костромской Ипатьевский монастырь, связанный с историей семьи Романовых, старообрядческое село Стрельниково около Костромы, известное своей традицией хорового столпового пения и другие культурные объекты. К началу конференции был издан сборник научных трудов конференции, который позволяет познакомиться не только с тем, что говорилось в докладах, но и с тем, что предстоит изучить и осмыслить. Научное знание – это прежде всего программа исследований и перспектива расширения его поля. На конференции работали три секции, объединившие несколько прооблемных направлений:

1. Старообрядчество в истории России и Костромского края. феномен Раскола: внешние и внутренние причины, следствия; костромская земля и старообрядчество: люди, события, художественная культура; старообрядчество в конце XIX – XX веках.

2. Тексты старообрядчества: лингвистика и литература. тексты старообрядцев: лингвистический и лингвостилистический аспекты; мотивы и герои старообрядчества в русской литературе.

3. Раскол как феномен русской культуры: религиоведческий аспект. Смутное время и Раскол – единое явление русской культуры XVII века; Раскол как имплицитное основание Петровских реформ.
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 590 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]