Главная » 2013 » Июнь » 29 » А.Муравьев. Путешествие в страну Липованию. Рассказ первый
14:14
А.Муравьев. Путешествие в страну Липованию. Рассказ первый
Страна

Страны Липовании нет на картах Восточной Европы. Как нет Курдистана, Гагаузии, Месхетии или других невозникших или несостоявшихся этнических или этноконфессионалных стран и автономий. Однако и ее жители, и исследователи старообрядчества хорошо знакомы с этой страной. Она расположилась на территории четырех современных государств, Украины, России, Румынии и Молдовы.
 
Липоване – потомки русских старообрядцев, крестьян, рыбаков, несколькими волнами переселившиеся в княжество Молдову и Австро-Венгерскую империю в течение 17-19 вв. В 18 в. в дунайские области Турции также переселились казаки-некрасовцы, которых турки называли «игнат-казаки» по имени атамана Игната Некрасова. Государство Румыния возникло только в 20 в., а до того это была территория Австро-Венгрии (Буковина), Молдавского княжества (румынская Молдова) и Турция (Добруджа).

История липован – это история первой русской эмиграции нового типа: политико-конфессиональной. Т. е. такой, целью которой была свобода политическая вкупе с религиозной. В 16 в. из России бежал Курбский, но его бегство почти не было религиозно мотивированным. Русские люди в 17-19 вв. бежали, эмигрировали из имперской России, наводившей уже не первый «жесткач» в отношении собственного народа, уже не разделяя свободы как религии и свободы как политики. И Турция, и Австро-Венгрия были в конфессиональном смысле нейтральны, как отчасти нейтральной в отношении старообрядцев является сейчас Румыния. Отметим это наперед, ибо это имеет прямое отношение к понятию свободы у липован. Их страна, которой нет на карте, имеет границей религиозную свободу. Это отчасти похоже на бегство из СССР массы населения в 20 и 21 вв. – часто причиной называют экономические выгоды, но действительной причиной, как стало ясно социологам, является дефицит свободы на родине.

Мой путь лежал через Киев, Одессу и бессарабский Буджак, кусок одесской области между Одессой и Измаилом. Я уже писал о Буджаке, это уникальный край, в котором сочетается природное богатство (Буджак расположен в дельте Дуная на Килийском его «гирле»), этническое многообразие (греки, украинцы, казаки, немцы, молдаване, болгары, липоване) и политическая незавиисимость.
 
В отличие от Одещщины в Буджаке еще более чувствуется «советское». Точнее говоря, оно только с виду «советское», скрытое под покровом украиноязычного официоза. Здесь не говорят «гривны», но «рубли», газеты выходят на русском языке, у власти часты левые, а то и прямо коммунисты. Буджак был колыбелью болгарского народно-освободительного движения, да в общем, все народы, населяющие его, берегут свою свободу и независимость, которая сложилась тут в результате долгой притирки. И в этом смысле Буджак – часть Липовании, несуществующией страны свободы.
 
На северо-запад от Измаила находится городок с молдавским названием Рени. Знаменитый питерский филолог-классик Аристид Иванович Доватур, родившийся в этом городке, считал, что название восходит к древнегреческому Эриени. Места вокруг овеяны славой битв и походов времен Русско-турецкой войны (взятие Измаила, Кагульское сражение), недаром между Рени и румынским Галацем в селении Джурждулешты сходятся три границы, украинская молдавская и румынская. Когда-то Рени был погранпостом СССР на Дунае и жители Буджака вспоминают, что в те времена колючая проволока, погранпатрули и особые охранные зоны были частью их обыденной жизни. Это был барьер между советским миром и сомнительной румынской полу-Европой. Теперь граница – просто административный и отчасти экономический барьер между соседями, Украиной, Молдовой и Румынией. В 1990-е граница по реке перестала функционировать в результате вхождения Румынии в Евросоюз.

Мой коллега Александр Пригарин ждал меня в портовом дунайском городе Галаце, чтобы пересечь Дунай на пароме, который тут все называют «бак», и двинуться дальше в город Тульча, где общественная организация «Община русских липован Румынии» (ОРЛР) организовала конференцию по истории и культуре русских старообрядцев. Как оказалось по приезде, в самом слове «липоване», привычном для жителей Буджака, для многих румынских липован скрыто внутреннее противоречие и даже некоторый культурный конфликт, который отражает наступление нового этапа в истории Липовании. Об этом поговорим чуть ниже.
 
Дорога

Дорога от Москвы до Киева для опытного водителя не представляет из себя ничего особенно коварного. Важно знать только одно правило: никогда не ехать по трассе М-2, Москва-Калуга-Брянск-Навля-Троебортное. Мало того, что покрытие местами неважного качества, но на трассе происходит ремонт мостов, из-за чего она местах в пяти-шести сжимается до узкого горлышка, пропускающего транспорт только в одну сторону по сигналу специально установленного светофора.
 
Трасса М-3 через Тула-Орел-Железногорск выводит к тому же МАПП «Троебортное» куда веселее и быстрее. По дороге продают тульские пряники, а проезжая Мценск, неизменно вспоминаешь великого писателя Н.С. Лескова. Патрули ГИБДД, еще недавно исправно собиравшие дань с проезжих автомобилей, практически полностью исчезли из кустов и обочин. После границы, которая сейчас вполне проходима, вас ждет 250 с чем-то км. отличной двухполосной трассы на Копти, и далее еще 70 км. Черниговской трассы (похуже) до Киева. От Киева до Одессы простерся автобан длиной 466 км., некогда бывший гордостью ющенковского правительства. Он ведет прямо на юг через Марьяновку, родину знаменитого некогда оперного певца Ивана Козловского и Умань, где находится могила также знаменитого еврейского цадика Нахмана. Дорога местами подразбита и ясно, что гордиться уже не особенно есть чем.

От Одессы на Запад в Буджак ведет дорога «Одесса-Рени», которая петляя между липованскими и болгарскими селами, выводит наконец к границе с Молдавией и Румынией. Можно сказать, что от первопрестольной через Мать городов русских и Порто-франко Одессу и надо попадать в Липованию. Именно таким путем шли мигранты-старообрядцы в 18-19 вв., покидая Россию ради свободной чужбины.
 
Липованская идентичность

Коллега Пригарин вслед за целым рядом этнографов считает, что название «липоване» произошло от «филиппоны»-«филипповане». Филиппонами называли старообрядцев-беспоповцев, согласие которых было распространено более на русском Севере, а совсем не в Буковине. Сами липоване рассказывают, что в отдаленные времена после прибытия на территорию Австро-Венгрии мигранты прятались в липовых рощах, откуда и произошло их название. Среди специалистов и журналистов бытуют еще две-три версии происхождения загадочного названия. Но суть его одна – это русские люди, ушедшие за границы России для того, чтобы остаться свободными и самим нести ответственность за себя и за свою веру вне пределов большой и сильной, но патерналистической империи.

В результате их движения и оседания получился своеобразный «микс» разных групп, результат процесса этногенеза, в котором основным цементирующим фактором выступила конфессиональная идентичность. Для России объединяющим фактором была центральная власть и фигура монарха, а для Липовании было иначе. Язык и культура, составляющие их общее достояние, сложились в свободных условиях. Сами липоване постоянно подчеркивают как свою исконную разнородность, так и современную разность между жителями разных сел и округов (жудецов по-румынски). Особый липованский диалект, на котором они говорят в быту, - тоже конгломерат влияний. Украинизмы в нем перемешаны с румынскими заимствованиями, а русский и церковнославянский сосуществуют едва ли не в режиме диглосии. Многое их отличает и от российских старообрядцев, прежде всего, отсутствие альтернативности по отношению к другим христианам своей страны. Румыны (липоване говорят обычно «ромыне» или «ромынцы») для них другие и этнически и конфессионально. Делить им особенно нечего в условиях разграничения населения на группы, которое лежит в основе создания румынского государства.

В Тульче ­- одно из самых больших "обществ" липован. Именно большие общества всегда яснее дают понять, что происходит в целом. Заметно, во-первых, что для большой части населения традиционная православная церковность перестает выполнять свою роль цементирующего и объединяющего начала. Постепенно на это место все чаще ставят русский язык и связи с Россией. И это, похоже, сознательная ставка Общины. Там считают, что необходимо поддерживать, прежде всего, фольклор: танцы, русские песни под гармонику и народный костюм. С ними полемизирует старообрядческая Митрополия, находящаяся в Браиле. От лица Церкви звучит своя программа сохранения липованской идентичнчости – через церковную жизнь и веру. Но об этом подробнее расскажем в следующей части.

В конце первого дня участники конференции возложили цветы к бюсту Сергея Есенина, которого чтут в Липовании как «народного» поэта, прощая ему разгульные ноты и коммунистические симпатии. Русская культура советского периода потихоньку втягивается в кругозор румынских липован, особенно в систему воспитания детей в русских школах. Липоване имеют право учить своих детей русскому языку, для чего существуют русские школы.
 
Концертом учащихся русских школ Липовании, приуроченном ко (!) Дню России закончился первый день конференции. Дети исполняли советские детские песни, известные каждому нашему школьнику. На сцене представители российского посольства приветствовали липован, вспоминая «сохранение традиционных ценностей, прежде всего, веры». Нам, российским участникам было, тем не менее, ясно, что контекст этих заявлений для наших дипломатов и для липован кардинально отличается. Неслучайно слова о «сохранении веры» прозвучали в пустоту: в зале не было ни одного представителя Церкви, ни одного священника: формат не тот. Эта разница форматов идентичности и разница взглядов на будущее, разница двух стратегий развития Липовании – главный и самый важный момент, который надо иметь в виду.
 
Первый день закончился.
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 769 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1  
То есть на самом деле это не староверы.

2  
На самом деле, на примере древлеправославной общины в Румынии очень хорошо прослеживается и весь путь человечества. Один путь к Богу, через вхождение и пребывание в Церкви Христовой, а второй путь к дияволу, через возложение цветов к бюсту садомита и самоубийцы, через пляски, и мероприятия. Ничего нового.

3  
Вы уж слишком перегнули. Светское общество, а кто куда, Господь на Суде определит.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]