Главная » 2013 » Декабрь » 24 » Б.Бабилуа. Древлеправославные Кременчуга сегодня
20:05
Б.Бабилуа. Древлеправославные Кременчуга сегодня
Хранители древних православных традиций

Община Русской Древлеправославной Церкви официально была зарегистрирована в Кременчуге в 1995 году. Позже, на улице Макаренко, в районе бывших Интендантских складов, под строительство первого на Полтавщине храма в честь Святителя Христова Николы Чудотворца был выделен участок земли. Сегодня община активно возрождается, собирает вокруг себя единомышленников. А настоятель строящегося храма отец Павел пытается дать кременчужанам как можно больше информации о древлеправославии, о котором даже довольно образованные люди знают разве что из уроков истории, ассоциируя его с раскольничеством, боярыней Морозовой и иконами Андрея Рублева.
 
 

 
 
Церковь Святителя Николы Чудотворца будет возведена по типовому проекту церквей XVII в. Общая площадь строящейся церкви – около 100 м2, высота верхней точки креста – около 18 м. Рядом планируется возвести колокольню и хозпристройку. Пока строится новая церковь, древлеправославные правят воскресные и праздничные службы в небольшой, возведенной уже, церквушке.
 
 

 
— Наша вера – истинно православная, святоотеческая, древняя, принятая еще при крещении Руси в 1088 году князем Владимиром, - рассказывает отец Павел, настоятель Древлеправославной Свято-Никольской церкви в Кременчуге.

— Нынешней православной церковью службы и молитвы древлеправославных признаны, как благодатные. И хотя за все годы гонения нет покаяния, к нам относятся терпимо, что официально засвидетельствовано Собором православной Церкви Московского патриархата в 1929 и 1971 годах.

Крюков – старообрядческое поселение - так утверждает отец Павел, ведь в Кременчуге во времена правления Екатерины, которая значительно послабила гонения на старообрядцев, более 300 лет назад действовали именно древлеправославные церкви. Многие русские люди, объявленные раскольниками, возвращались тогда из ссылок и поселялись в Посаде Крюкове. На территории нынешнего Крюковского района действовали Кресто-Воздвиженский, Свято-Успенский храмы, позже претворенные в единоверческие.
 
 

 
— Последняя древлеправославная (старообрядческая) церковь в Кременчуге была разрушена в 60 – х годах, - рассказывает отец Павел. - Наш святой долг – возродить храм, привлечь прихожан, дать людям как можно больше информации. Ведь сегодня в нашем городе много тех, кто придерживается древлеправославия, но не имеет возможности посещать храм. До недавнего его в Кременчуге просто не было, и многие не знают, что нынче – небольшая древлеправославная церковь в Крюкове уже построена, проводятся службы. У меня нет точных данных, но, думаю, немало кременчужан хранит эту веру и передает её из поколения в поколение. Я хоть и недавно прислан сюда на службу, но могу сказать, что Кременчуг – благодатный город, люди здесь очень хорошие. Видно, что Господь не пренебрег этим местом – на нем есть особая печать Бога. Когда начнется строительство большого древлеправославного храма – сейчас трудно сказать. Уповаем на промысел Божий и на помощь людей. Слава Богу, кременчугские предприятия, учреждения, городские власти идут нам навстречу. Но возводится храм только на пожертвования.
Становление, как христианина, святого – преподобного Ионы Киевского, который родился и вырос в Крюкове, скорее всего, происходило в древлеправославных общинах. Тогда, этот район начали называть «Костромой» из-за многочисленных заводчан, кустарей - переселенцев из России.
 
Старообрядчество, или древлеправославие, с точки зрения человека непосвященного, мало чем отличается от православия. Древлеправославие отвергает предпринятую в 1650-60 гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную т. н. «реформу», считая это дело откровенной диверсией, направленной на подрыв устоев истинного православия и основ древнего благочестия. Все известные святые древней Руси были древлеправославными – от Феодосия и Антония Киево-Печерских до Сергия Радонежского, от Александра Невского до Иова Почаевского. В свое время древлеправославия придерживались такие известные исторические личности как протопоп Аввакум (Петров), меценат Савва Морозов, боярыня Феодосия Морозова, герой войны 1812 г. Денис Давыдов. Не раз осуждал гонения на старообрядцев писатель Александр Солженицын. Древлеправославие придерживается определенных, изначальных канонов относительно написания имени Спасителя (у старообрядцев – только Іcус), формы креста (у древлеправославных он – строго трисоставный восьмиконечный), порядка церковной службы и крестных ходов вокруг церкви (только по часовой стрелке, «посолонь» – по ходу солнца), церковного пения по крюкам ( знаменам), а не по нотам, крестного знамения (не « никониянской щепотью», а «двуперстием», содержащим в себе глубокий православный символ), сотворения поклонов и иконописи.
 
 

В
 настоящее время древлеправославные общины имеются в Украине, России, Белорусии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Польше, Румынии, США, Канаде, ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Старообрядцы активно отстаивают традицию русской и византийской иконы, не принимая новую, зачастую, совершенно вольную, интерпретацию святых ликов. Они признают «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценятся иконы Андрея Рублёва, как, например, знаменитая рублевская «Святая Троица», иконы Северной, Новгородской школ. На своей знаменитой картине художник В.Суриков запечатлел путь в острог знаменитой боярыни Морозовой, которая наряду с протопопом Аввакумом, стала символом древлеправославия. События, отображенные на картине, произошли 17-18 ноября 1671 г. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и ясно изобразила двуперстие. Через два года Ф.Морозова умерла в земляной тюрьме городка Боровска, так и не изменив своим убеждениям, древней православной вере, идеалам истинного благочестия.
 
Борис Бабилуа
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 931 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1  
Цитата
— Наша вера – истинно православная, святоотеческая, древняя, принятая еще при крещении Руси в 1088 году князем Владимиром, - рассказывает отец Павел, настоятель Древлеправославной Свято-Никольской церкви в Кременчуге.
Общепринятая дата крещения князя Владимира - 988 год, хотя я склоняюсь к мнению некоторых историков что крестился он на год раньше. Но уж точно не в 1088 году.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]