Главная » 2014 » Август » 9 » А.Шмырин. Без духовного снобизма
18:59
А.Шмырин. Без духовного снобизма

В апреле сего года неплохим для нашей Церкви тиражом в 1500 экземпляров вышла книга «широко известного в узких кругах» московского историка и публициста Дмитрия Урушева «Святая Русь».

В сознании российских обывателей из тех, кто «где-то что-то слышал о старообрядчестве», существует мнение, что «старая вера» – это нечто не совсем традиционное на Руси, некая смесь язычества с ветхозаветными представлениями о Боге.

Автор, как бы полемизируя с такими явно далекими от реального положения вещей домысла-ми, начинает серию очерков по истории Русской Церкви с рассказа о принятии равноапостольным князем Владимиром христианства и его распространения на Руси.

Рассказы о роли православного христианства в деле окультуривания русского народа и укрепления его влияния на другие племена и земли плавно и логично переходят в историю русского раскола. На ряде исторических фактов автор показывает, что противники реформы Никона действительно, а не мнимо являются хранителями древних традиций Православной Церкви.

В книге показана явная порочность целей и методов проведения церковной реформы XVII века, безнравственность которых, сразу бросающаяся в глаза, вызвала закономерное и естественное возмущение лучшей части русского народа, которую «за непокорство» подвергли самым ужасным и длительным преследованиям за всю историю христианства.

Девять из двадцати глав, представленных в книге, посвящены жизнеописаниям деятелей, радевших в те жестокие времена за чистоту и незамутненность православия, пострадавших за Христа и сораспявшихся Ему в своих неисчислимых страданиях.

Кроме несоответствующих истине представлений российского обывателя о старообрядчестве автор борется и с другими мифами, навязанными никонианской и советской пропагандой русскому народу. Замечу, что советская идеологическая машина по очернению старой веры действовала в самых «лучших» традициях господствующей Церкви, порой даже превосходя ее в лживости и циничности.

Один из мифов, бытующих в «православии», состоит в том, что будто русские дораскольные богослужебные книги вследствие невежества переписчиков были исполнены самых грубых ошибок. Будто русские, по дремучей глупости своей, непонятно где набрались самых невежественных и диких суеверий, а потому необходимо было исправлять русскую веру по греческому лекалу, которое якобы и было на тот момент самое правильное.

Дмитрий по этому поводу пишет следующее: «В ту пору Греческая Церковь находилась в бедственном состоянии. Ее притесняли турки, она прозябала в невежестве. Оскудела жизнь иноческая, забылись уставы благочестия. Иссякла образованность, которой некогда славились греки. Не было у них и своего книгопечатания, поэтому им приходилось довольствоваться книга-ми, изданными в западных странах. В тех книгах было много ошибок и неточностей, да и откровенно злоумышленных искажений».

Не буду излагать здесь свое видение проблемы, очень неуместное в рецензии, но скажу лишь, что современные неангажированные историки склоняются к точке зрения, озвученной Дмитрием.

Особую ценность, на мой взгляд, имеют фрагменты памятников древнерусской право-славной письменности, переведенные автором на современный русский язык. С горечью должен сказать, что нам, староверам, присущ некий духовный снобизм, некая миссионерская недальновидность, выражающаяся в том, что мы, имея столько замечательных произведений наших святых XVII-XIX веков, так и не удосужились перевести их творения на понятный современному человеку русский язык.

Какая была бы несомненная польза от перевода произведений тех же пустозерских мучеников! Дмитрий Урушев, по сути, первый, кто за это взялся, хотя пока робко и фрагментарно.

Книга Урушева «Святая Русь» будет интересна как старообрядцам-поповцам, так и беспоповцам, поскольку в ней представлены жизнеописания подвижников веры, равно почитаемых как первыми, так и вторыми.

Книга написана легким понятным языком и доступна как взрослым, так и детям. Читается на одном дыхании. Прекрасное и по-настоящему приятное, полезное подспорье в изучении основ православной культуры и истории Русской Церкви.

Александр ШМЫРИН,

Соликамск

ОПУБЛИКОВАНО: «Община», № 41, июль 2014

Категория: Новые издания | Просмотров: 1091 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]