Главная » 2010 » Декабрь » 28 » Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 23-25 декабря 2010 г.
20:49
Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 23-25 декабря 2010 г.
23-25 декабря 2010 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви приняли участие, отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий.
 
ПОВЕСТКА ДНЯ:  
1. Избрание кандидатов в епископский сан;
2. Решение вопроса о присоединившихся в августе текущего года к Русской Древлеправославной Церкви новообрядческих епископах Тихоне (Гришине)  и Гедеоне (Михайлове);
3. О взаимоотношениях с древлеправославными христианами, прервавшими или по тем или иным причинам утратившими общение с Русской Древлеправославной Церковью;
4.О примирении с Церковью церковных чад, отрекшихся от веры в истинного Бога;
5.Вопросы, предложенные к соборному обсуждению богослужебной комиссией;
6.О деятельности издательского отдела.  
 
Совершив положенные начальные молитвы, Святейший Патриарх Александр вкупе с Преосвященными Епископы приступили к обсуждению первого вопроса повестки дня, по которому, после надлежащего обсуждения, были приняты следующие постановления:
1)Упразднить Белорусско-Украинскую епархию.
2)Учредить Белорусскую епархию. К ее канонической территории отнести все общины и религиозные группы древлеправославных христиан, находящиеся на территории Республики Беларусь.
3)Назначить Преосвященного епископа Иосифа (Золотухина) правящим епископом Белорусской епархии.
4)Учредить Украинскую епархию. К ее канонической территории отнести все общины и религиозные группы древлеправославных христиан находящиеся на территории Республики Украина.
5)Избрать кандидатом в епископский сан на Украинскую епархию благочинного Слобожанского благочинья Украинской епархии протоиерея Николу Просина.
6)Святейшему Патриарху Александру совершить иноческий постриг над протоиереем Николой Просиным в Патриаршем кафедральном соборе 24 декабря 2010 года и его архиерейскую хиротонию 25 декабря 2010 года.
 
В рамках второго вопроса повестки дня Собор заслушал сообщение священнослужителей, присутствовавших в августе текущего года при присоединении от новообрядчества епископов Тихона (Гришина) и Гедеона (Михайлова). Затем Собор предоставил слово епископу Тихону (Гришину), чтобы он рассказал о себе, о своих религиозных убеждениях, о причинах своего ухода из новообрядчества и обращения в Древлеправославие.
 
После продолжительного обсуждения, Собор единогласно постановил отложить решение вопроса о канонической правоспособности присоединившихся епископов, и продолжить изучение истории и исповедания, так называемых, альтернативных новообрядческих церквей, которые возводят свое преемство к РПЦЗ, чтобы выработать по отношению к ним однозначную, канонически верную общецерковную позицию. Присоединившимся же епископам Собор рекомендует как можно глубже изучить исповедание веры Древлеправославной Церкви, ее богослужебный устав и благочестивые обычаи, поскольку церковные правила говорят, что обратившемуся от еретического жития «должно дать о себе доказательство, что и веру имеет здравую и по образу жизни безукоризнен; а это требует времени: ибо в короткое время невозможно это узнать. Поставлять же учителем других того, кто сам еще не был испытан, - и несправедливо, и ненадежно» (Зонара, толкование на 80-е пр. св. Апостол). После этого Собор перешел к рассмотрению следующего вопроса повестки дня
 
На Собор поступило послание от лица проживающих в Краснодарском крае древлеправославных христиан, прервавших общение с Русской Древлеправославной Церковью в 1999 году, в котором они с одной стороны выражают свое желание и стремление к преодолению существующего разделения, говоря: «Да вразумит всех нас Господь и направит стопы наша на путь мирен», - а с другой стороны, просят разрешить их недоумение относительно имеющегося, по их мнению, противоречия наших соборных ответов 2001 года (на поставленные некогда этими христианами 10 вопросов, касающихся внутрицерковной жизни), ответам Собора 2006 года: «Существуют деяния двух Соборов. По одним и тем же вопросам в них противооложные решения. Каждый знает, что последующий Собор должен или подтвердить решения предыдущего Собора или отменить. В сложившейся ситуации этого нет. То есть каждый может ссылаться на деяния и того и другого Соборов одновременно?!».  
 
На это недоумение наших совопрошателей Собор посчитал нужным ответить так: Коль скоро Собор 2006 года посчитал необходимым повторно рассмотреть предложенные вами вопросы, следовательно, и показал этим, что ответы Собора 2001 года не были достаточными, а ответы 2006 года имеют надлежащую силу. А об ответах нашего Собора 2006 года уже и сами вы, братья, в своем нынешнем послании засвидетельствовали: «Сами «Вопросы» рассмотрены достаточно обстоятельно и, можно сказать, в приемлемой форме. Отрадно то, что Ваши ответы 2006 года почти полностью совпадают с нашими представлениями о порядке вещей в них изложенных». Таким образом, вы, братья, свидетельствуете, что причина вашего от нас отделения устранена еще в 2006 году. Для нас это очень радостное свидетельство, что не всуе трудился Собор 2006 года, что голос его был услышан, принят и одобрен вами. Спаси вас Христос за ваше к нам неравнодушие, однако есть и у нас некоторые недоумения относительно вас, и, коль скоро, отношение наше друг к другу смягчается и стремление к миру очевидно, то дерзаем и мы задать вам свои недоуменные вопросы. Все они относятся ко времени вашего разделения с нами.
 
Прервав общение с Архиепископом Аристархом вы, прежде, чем уведомить об этом прочих христиан, совершили ряд рукоположений, причина которых нам совершенно непонятна. Так, поддержавший вас тогда Епископ Тульчинский Евмений, совершил хиротонию клирика Кубанкой епархии в кафедральном соборе Курской епархии, при этом, не обличив правящих архиереев этих епархий ни в какой ереси, и не уведомив их о прекращении канонического общения с ними. В то же самое время он единолично совершил и архиерейскую хиротонию, возведя в епископы, запрещенного за месяц до этих событий (и подчинившегося этому запрещению), священноинока Аполлинария Дубинина (так же клирика не Тульчинской, а Курской епархии). Насколько нам известно, почти все ваши нынешние клирики исчисляют свое преемство именно через эту хиротонию. Нам же неизвестны ни церковные правила, ни церковно-исторические прецеденты, объясняющие и оправдывающие эти деянии Епископа Евмения, поэтому мы обращаемся к вам, надеясь, что вы поясните нам эти события и устраните наше недоумение, указав, чем руководствовались участники этих хиротоний, зачем участвовали в них, чем себя оправдывают. Да устранит так Господь всякое препятствие и всякое смущение на пути к церковному миру и единению!
 
Далее, в рамках этого же вопроса, участники Собора обсудили перспективы диалога с древлеправославными христианами, именующими себя часовенными. В 2009 году Патриарх Александр обратился к часовенным христианам с посланием, призывая их к диалогу, к обсуждению причин, приведших к утрате единства между нашими предками, к совместному поиску путей преодоления этого разделения. Как стало известно Собору, данное послание не было оставлено без внимания часовенными христианами, а потому Собор принял решение обратиться к ним с еще одним посланием, теперь уже от лица всего церковного священноначалия.
 
После этого Собор перешел к обсуждению четвертого вопроса повести дня. В результате этого обсуждения Собор принял постановление о том, как надлежит примирять с Церковью людей, по рождению принадлежавших Древлеправославной Церкви и просвещенных таинством святого крещения, но добровольно или по малодушию, или по невежеству отрекшихся от веры во Христа в годы правления атеистической Советской власти или в любое иное время приобщившихся какому-либо виду безбожия.
 
Так, присоединение ко святой Церкви лиц, получивших святое Крещение, но впоследствии, по своей воле, сознательно отрекшихся от Христа, и приобщившихся какой-либо религии, не исповедующей Христа истинным Богом, или лиц, добровольно отпавших от Церкви в совершенное неверие, следует совершать, через миропомазание по установленному чиноположению: «О отвергшихся произволением, и кающихся». Если отречение от Христа произошло по причине невежества, обусловленного отсутствием надлежащего христианского воспитания, то отношение к такому человеку должно быть мягче, снисходительней, ибо не столько он виноват в своем падении, сколько виноваты те, на ком лежала обязанность по его христианскому воспитанию – родители и восприемники. Тем не менее, и таковые лица должны быть присоединяемы к Церкви, через миропомазание по установленному чинопоследованию: «Указ о отвергшемся отрочати, и оскверньшемся и кающемся. Аще убо отроча ято будет от неверных, и отвержется веры христианския. Или страхом, или неведением, и ненаучением». Те же, кто отрекся от веры во Христа, будучи подвергнут каким-либо мучениям (но не по причине лишь угрозы мучений), должны примиряться с Церковью по чиноположению «О совершенных возрастом, и муками отвергшихся, и кающихся». Все названные чинопоследования находятся в Большом Потребнике.
 
Под вышеуказанное определение подпадают и лица, состоявшие в годы Советской власти в рядах так называемой Коммунистической партии. Тот из них, кто был крещен в младенчестве, получил надлежащее христианское воспитание, но во взрослом возрасте, ради стяжания мнимых земных благ приобщился сообществу безбожников, именуемому Коммунистическая партия, и уже через само это приобщение, отрекшись веры в Бога, должен приниматься в Церковь по чину «О отвергшихся произволением, и кающихся». Тот же, кто, получив крещение в младенческом возрасте, в силу каких-либо внешних обстоятельств, не получил надлежащего христианского воспитания и по этой причине вырос неверующим в Бога человеком, и как следствие, вступил в богоборческую организацию, именуемую Коммунистическая партия, должен приниматься обратно в Церковь по чину «О отвергшемся отрочати, и оскверньшемся и кающемся».
 
А то, что само членство в Коммунистической партии непременно сопряжено было с добровольным отречением от веры в Бога, видно из основополагающих документов этой организации. Так, в частности, в Уставе КПСС об обязанностях члена партии сказано, что каждый коммунист обязан «вести решительную борьбу с… религиозными предрассудками»[1]. А в Программе КПСС, в разделе, посвященном задачам Коммунистической партии в области воспитания коммунистической сознательности, сказано: «Партия использует средства идейного воздействия для  воспитания  людей  в  духе  научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков... Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду»[2]. А поскольку, согласно Уставу КПСС, членом партии мог быть только человек  «признающий  Программу и  Устав    партии»[3], то несомненно, что всякий, вступающий в нее, предварительно открыто подтверждал свое согласие с Уставом и Программой КПСС, а, следовательно, и с атеистической идеологией партии и с ее борьбой с религией. При этом нет оснований допускать, что кто-либо из вступающих в КПСС не был проинформирован о богоборческой сущности этой организации, поскольку принятию в КПСС всегда предшествовал так называемый кандидатский стаж, «необходимый  для  того,  чтобы  глубже ознакомиться с Программой и Уставом КПСС»[4].
 
Несмотря на всю очевидность богоборческой сущности КПСС, находятся, тем не менее, возражатели, которые говорят, что, мол, в вышеназванных партийных документах не содержится прямого указания на борьбу Коммунистической партии вообще со всякой религией, но сказано лишь о ее борьбе с религиозными предрассудками, то есть, как полагают возражатели, с различными суевериями и религиозными заблуждениями, что должны делать и христиане. На основании этих своих рассуждений, возражатели делают вывод, что неправильно ставить знак равенства между членством в КПСС и отречением от веры в Бога, утверждая, таким образом, что можно было одновременно являться верным и Христу, и коммунистической идеологии. С такой оценкой коммунистической идеологии церковный Собор согласиться никак не может, поскольку в данном вопросе важно не наше собственное понимание и толкование употребляемых коммунистами терминов, но то, какой смысл вкладывали в эти термины сами коммунисты.
 
А то, что под «религиозными предрассудками» Коммунистическая партия понимала не некие суеверия и религиозные заблуждения, а вообще всякую религию, вполне открывается из других многочисленных официальных документов КПСС: Из программы Российской Коммунистической партии (большевиков), принятой  на VIII съезде  партии 18—23 марта 1919 г.: «13. По отношению к религии РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви… содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду»[5].
 
Из постановления ЦК РКП(б) о постановке антирелигиозной пропаганды: «10. Как в антирелигиозных диспутах, так и в печати… систематически подчеркивать, что РКП борется не с какими-нибудь отдельными религиозными группами, а со  всяким религиозным мировоззрением вообще»[6]. Из резолюции XII съезда РКП(б) 1923г. о постановке антирелигиозной агитации и пропаганды: «Работа  партии по окончательному разрушению религиозных верований  во всех  видах среди   рабочих   и  крестьянских масс неизбежно приобретает, прежде всего, характер углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии …»[7].
 
Постановление ЦК КПСС от 10.11.1954г. об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения: «Если по отношению к государству религия является частным делом и поэтому церковь отделена от государства, то Коммунистическая партия, опирающаяся на единственно верное научное мировоззрение — марксизм-ленинизм и его теоретическую основу — диалектический материализм,— не может безучастно, нейтрально относиться к религии, как к идеологии, ничего общего не имеющей с наукой… Коммунистическая партия воспитывает советских людей в духе научного мировоззрения и ведет идейную борьбу с религиозной идеологией, как с антинаучной идеологией…»[8]
 
Итак, из приведенных выше материалов вполне открывается не только атеистическая, но и богоборческая сущность коммунистической идеологии. И всякий, кто являлся членом Коммунистической партии, не может отрицать и свою сопричастность к этой идеологии, поскольку, как это уже было вполне показано выше, для вступления в партию человек был обязан ознакомиться с ее атеистической и богоборческой Программой и Уставом, и непременно дать свое согласие этой Программе и Уставу следовать. Собор также обращает внимание духовных отцов, что в вопросе примирения с Церковью церковных чад, отпавших от Церкви, через то или иное приобщение к атеистическому мировоззрению, духовники должны руководствоваться исключительно любовью и состраданием к падшим, если те осознают свое падение и желают всем сердцем от него очиститься.
 
Не следует бездумно употреблять церковные правила относительно падших, но необходимо исследовать каждый случай особо, принимая во внимание все обстоятельства приведшие христианина к отречению от веры в Бога и сопровождавшие отречение.
 
Далее Собор заслушал ряд предложений Богослужебной комиссии. После всестороннего обсуждения Собор постановил благословить общецерковное совершение службы всем святым чудотворцам российским в Воскресение, ближайшее к 17/30 июля, но после недели святых отец первых шести Вселенских Соборов (данная служба была составлена в 16 веке благочестивым ином Григорием, насельником суздальского Спасо-Евфимиева монастыря). Также Собор призывает всех священнослужителей непременно ежегодно совершать 1-го сентября по ст.ст. службу Новолетию, прося у Бога благословения, милостей и щедрот для Церкви Христовой в наступающем году.  
 
По предложению Богослужебной комиссии Собор также счел необходимым сделать для древлеправославных христиан разъяснение относительно обязанности всех церковных чад молиться о благоденствии страны проживания и о существующей в ней светской власти. Церковь Христова во все времена совершала молитву о просвещении светом Истины и о спасении всего человечества - всякого народа, всякой страны. Во всех храмах многие века возносится молитва «о всяком граде и странах» согласно Божественному  повелению: «И взыскаите на мир земли, на ню же вы исселих тамо. И молите Господа за ня, яко в мире их будет мир вам» (Иерем.29:7). Но не только о стране, но и о сущей в ней власти, по указанию Священного Писания, должна молиться и молится Святая Церковь, веруя, что лишь по воле Божией «царие царьствуют, и сильнии держат землю»[9]. И святой Апостол Павел наставляет нас: «Прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки: за царя и за вся, иже во власти суть, да тихо и безмолвно житие поживем, во всяком благочестии и чистоте. Се бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истинныи приити» (Апостол, зач. 282: 1 Тим. 2:1,2). Святитель Иоанн Златоуст так раскрывает для нас эти слова Писания: «За весь мир, и за царей, и за вся, еже во власти, молитва от Церкви бывает. Но речет кто, еже глаголет за вся, толико верных разумеет, но несть се, и не быша тогда цapиe Бога хвалящи, но в неверии быша, ибо во время таин и за неверныя достоит моление приносити»[10]. Подобный же завет мы получили в наследие и от прежде бывших древлеправославных отцов. Так священномученик протопоп Аввакум, в письме к некоему христолюбцу Ионе, пишет: «А иже в тропаре кресту: «Победы благоверному царю даруй на сопротивныи», и о сем суетное словопрение: которой благоверен, о том церковь и молит, а которой зловерен, тому и ничего. А молитися и о зловерном надобно; Златоуст повелевает в Беседах Апостольских и Маргарите, на Июдея в Слове; молитися об обращении и всех никониан не согрешиши... Егда же умрет в нечестии, тогда не стужати о нем Божеству,… а о живых молись и уповай, яко силен Бог всех спасти. Егда и о царе отщипенце молися, благоверным его не нарицай, но просто имя рцы: «Спаси Господи царя имрка», или «Победы царю, имрку, на сопротивныя даруй», сиречь на бесовы и на дияволы, да и прочая. Потом же и о обращении их на просвиромисании и везде, а буде совестию угнетаем не можешь на имя царя и патриарха просвиры выняти, понеже оттекли от тела церкви, и ты о благоверных князех вынимай и о священстве безъимянно»[11].
 
Руководствуясь этим святоотеческим учением, Церковь Христова и в настоящее время возносит Богу молитву о светских властях, желая им спасения, а христианам при сих властях жизни спокойной, без гонений и притеснений за веру и благочестие, как сказано об этом в чине Литургии: «Помяни Господи всяко начало и власть»[12]. Особо следует сказать о приношении пятой просфиры на Божественной Литургии, которую положено приносить о здравии и спасении православного царя и его семейства. О происхождении пятой просфиры в чине Проскомидии мы имеем следующее свидетельство одного из Пустозерских страдальцев за Древлеправолавную веру диакона Феодора Иванова. В «Ответе православных» диакон Феодор пишет: «А в Киприанове служебнике митрополита и в Сергиеве чюдотворца [на них же указал Никон], в тех по 6 просфир, а не пять и не седмь. Чесо же ради тако бысть тогда? Понеже не бысть еще тогда царей и патриархов в Рустей земли… 7-ю просфиру дополниша святии рустии архиереи с благословением вселенских патриархов, по устроении царя и патриарха в Московском государстве... А до сего руския чюдотворцы над шестию служили: Киприян, Алексий, и Иона, и Сергий с Никоном, и прочии по них».
 
Таким образом, пятая просфира была специально устроена Церковью для принесения о здравии и о спасении одного из своих верных чад - православного русского царя, а также его благочестивого семейства. Но поскольку в настоящее время в нашей стране иное государственное устройство и нет православного монарха, то пятую просфиру мы приносим о здравии и спасении наших благочестивых христиан о русской земле пекущихся, то есть находящихся на различных руководящих должностях на государственной службе, несущих воинскую или иную общественно-значимую службу, а также обо всех вообще православных христианах.
 
К сказанному добавим, что и вообще на проскомидии Церковь поминает лишь своих верных чад, как ясно об этом свидетельствует св. Симеон Солунский: «Бог с нами зрим же и примлемь, и не место неверным, ниже убо иномудрым: кое бо общение свету ко тме: понеже изъемлют, глаголет, лукавыя от среды праведных ангели, тем и нелепо весма иерею коему о инославном приносити или память творити его. Но ниже о проявлено грешаших и не покаянно имущих: зане во осуждение тым приношение, яко же и не покоянно общащимся страшным тайнам, яко же божественный Павел глаголет»[13]. Также и в свитке, который дается архиереем священнику при рукоположении, сказано: «Просфиры приноси от своих духовных детей, ведая жития их»[14], - то есть просфира должна приносится только о верных христианах, не отлученных от святого Причастия. Все же прочие христиане могут поминаться на ектеньях. Поэтому священнослужителям следует регулярно разъяснять прихожанам этот вопрос, поясняя, чьи имена можно записывать в записки, подаваемые на проскомидию, а чьи нельзя.
 
По заключительному вопросу повестки дня перед Собором выступил председатель издательского отдела протоиерей Владимир Косенков. Отец Владимир рассказал о современном положении издательского дела в Церкви, о выпускаемой и подготовленной к выпуску литературе, о тех усилиях, которые прикладывают сотрудники издательства для того, чтобы издаваемая литература отвечала насущным духовным потребностям древлеправославных христиан. В заключение своего доклада отец Владимир обратился к участникам Собора с просьбой, с пониманием и снисхождением относиться к встречающимся иногда в наших изданиях недочетам или опечаткам, ибо хоть сотрудники отдела стараются не допускать никаких оплошностей, однако от случайности никто не может быть застрахован. Священнослужители же должны разъяснять своим прихожанам, что если какая-то ошибка была читателями замечена в наших книгах, то необходимо с добрым расположением сообщить о такой в Издательский отдел и допущенная оплошность будет непременно исправлена.
 
24 декабря в Покровском кафедральном соборе Святейший Патриарх Александр совершил иноческий постриг над протоиереем Николой Просиным, принявшем в иночестве имя в честь преподобного отца нашего Николы мниха, иже от воин бывшаго (день памяти 24 декабря по ст.ст.).
 
25 декабря в Покровском кафедральном Соборе состоялась патриаршая служба, за которой Святейший Патриарх Александр в сослужении Преосвященных епископов: Сибирского Сергия, Нижневолжского Савина, Верхневолжского Василия  рукоположил в епископский сан на Украинскую кафедру священноинока Николу (Просина). По благоволению Святейшего Патриарха Александра и согласно Чину архиерейского посвящения, Преосвященному епископу Николе, как верховному святителю иныя страны, было предоставлено право служения в саккосе.
 
Архиерейский Собор призывает всех чад Древлеправославной Церкви воздать благодарение Богу за совершившееся, и отныне поминать в своих молитвах Преосвященного НИКОЛУ, епископа богоспасаемой епископии Украинской.
 
Данное торжество ознаменовало собой окончание работы Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви.   
 
Град Москва.
Лета 7519-го декабря месяца 12-го дня.
На память святителя и чудотворца Спиридона Тримифийскаго и святителя Александра, епископа Иеросалимскаго  
 
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР  
Протоиерей и представитель Преосвященного Иосифа, Епископа Белорусского АЛЕКСАНДР (РАЗУВАНОВ)  
Епископ Сибирский СЕРГИЙ  
Епископ Нижневолжский САВИН  
Священноиерей и представитель Преосвященного Иакова, епископа Сионского и Западноевропейского ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)   Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ   
Епископ Украинский НИКОЛА  
[1] Устав Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXII съездом, частичные изменения внесены XXIII и XXIV съездами КПСС. Ташкент, 1972г. С.16.
[2] Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС. М.:Политиздат, 1974г.
[3] Устав Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXII съездом, частичные изменения внесены XXIII и XXIV съездами КПСС. Ташкент, 1972г. С.13.
[4] Там же. С.35.
[5] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ч. I, М.: Госполитиздат, 1954г. С. 420 – 421.
[6] Известия ЦК РКП(б). № 33. 1921г. С. 33.  
 [7] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ч. I, М.: Госполитиздат, 1954г. С. 745.
[8] Спутник атеиста. М.: Госполитиздат, 1959г. С. 478.
[9] Соборник. М., 1647г. Л. 360 об.
[10] Толковый Апостол. Почаевская типография, 1784 г. Л. 906 об.
[11] А. К. Бороздин. Протопоп Аввакум, СПб., 1904 г. С. 22, (в приложении).
[12] Чин Литургии св. Василия Великого.
[13] Книга блаженнаго Симеона Фессалоникийскаго. М., 1894 г. Гл. 94. Л. 121об.
[14] Кормчая. Гл. 60. М., Л. 604 и об.
Категория: Соборы, съезды | Просмотров: 1638 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 60
1 Георгий  
-2
Шедевр! РДЦ соборно признала свою веру религиозным предрассудком и заявила при этом, что "в данном вопросе важно не наше собственное понимание и толкование употребляемых коммунистами терминов, но то, какой смысл вкладывали в эти термины сами коммунисты". Устав и Программа КПСС использованы как руководящие источники для канонического права ... Слава Богу, что в РПсЦ не дошли до такого абсурда!

2 Евгений_Иванов  
0
РДЦ признала, что в идеологическом воззрении КПСС веря является предрассудком. Они не писали, что они так думают.

А вообще, устыдились бы чада РПСЦ, самим не стыдно? Хотя, нет. Сейчас, опять начнется "забним", "сцмашедший", "вы бросили" и т.д. и т.п.


3 Георгий  
0
Они написали и соборно признали, что то, как они думают - неважно, а важно то, как думали вожди КПСС. Это фактический отказ от собственной точки зрения. Следовательно, РДЦ признала свою веру предрассудком, раз альтернативная (православная) точка зрения для РДЦ не важна.
Вижу по таким "плодам", что А.Ю.Рябцев прав относительно РДЦ.

4 Евгений_Иванов  
0
Георгий, если я скажу, что гражданин Н назвал кого-то дураком, из этого не следует, что я сам так считаю.

Когда святые отцы утверждают, что еретик Ориген учил о перевоплощении душу, они само перевоплощение не признают.

Коммунисты и вправду считали веру предрассудком. Такие они бяки.


5 Георгий  
0
Если я считаю, что точка зрения гражданина Н неадекватна, то она для меня и неважна. А важна моя собственная, адекватная точка зрения.

6 Евгений_Иванов  
0
Коммунисты, как и еретики - неправы, но вполне адекватны.

К примеру, если я считаю, что дождь скоро кончится, то я адекватен, но могу быть неправ. А вот если солнечным днем прячусь под зонтом от дождя, то это неадекват.


8 Александр_П  
0
+++точка зрения гражданина Н неадекватна, то она для меня и неважна. А важна моя собственная, адекватная точка зрения.

Это т.з. не гражданина Н, а целой организации, правящей партии, поэтому игнорировать её нельзя было. Т.е. можно - не вступать. Но если вступил, то отвечай, почему ты вступил в этот неадекват


11 Георгий  
-1
Православный имеет полное право игнорировать любую точку зрения, кроме точки зрения Священного Писания и Священного Предания. Это касается и вопроса о том, что считать "религиозными предрассудками". Так что никто до РДЦ не додумался использовать КПССовскую писанину в качестве руководящего источника канонических постановлений.

13 Александр_П  
1
+++Православный имеет полное право игнорировать любую точку зрения, кроме точки зрения Священного Писания и Священного Предания.

Совершенно верно, если он НЕ вступает в оную партию. А если вступает, то игнорировать не может. Именно об этом и идёт речь - что делать с теми христианами, которые по малодушию или карьеризму, как м. К., вступили в КПСС.


14 Георгий  
0
"А если вступает, то игнорировать не может".
Нет, может! Более того, это обязанность православного (даже и члена партии) - смотреть на мир глазами Православия, а не ЦК КПСС и посылать в игнор точку зрения ЦК, если она расходится с Православием. Что означает "вера", "православие", "совесть", "религиозные предрассудки", да что угодно - точка зрения Православия для православного должна быть важнее, всегда и везде!

15 Евгений_Иванов  
1
Тогда зачем вступать в организацию, принципы которой не разделяешь?

25 Георгий  
-1
А какая разница, зачем? Вступали ведь. Ибо разделяли, например, принципы частично, и даже бОльшую часть. Или вообще, может, хотели, развалить безбожие изнутри партии. Когда КПСС развалилась - сколько из нее повыбежало разнообразных политических и идеологических перевертышей!

31 Александр_П  
3
+++А какая разница, зачем?

А затем, что вступление в безбожную организацию - соучастие установление безбожия.


36 Георгий  
-1
Почему сразу соучастие? В чем конкретно оно выражалось? Нужно посмотреть на это и с другой стороны - вступление христианина в организацию, в которой преобладают безбожники, это делание ее чуть менее безбожной по составу.

42 Александр_П  
2
+++Почему сразу соучастие? В чем конкретно оно выражалось?
В двуличной жизни - по одному на работе, по другому дома. КПСС требовал от людей не просто разделения позиций, а выражения энтузиазма при этом деле. Т.о. быть простым членом и ничего не делать было невозможно.

+++Нужно посмотреть на это и с другой стороны - вступление христианина в организацию, в которой преобладают безбожники, это делание ее чуть менее безбожной по составу.

Это демагогия сродни логики единоверцев о вступлении в РПЦ, что бы изнутри добиться торжества древлего благочестия.


49 Георгий  
0
"КПСС требовал от людей не просто разделения позиций, а выражения энтузиазма при этом деле. Т.о. быть простым членом и ничего не делать было невозможно".
И что, все члены КПСС выполняли это требование? Нет, конечно. Совсем ничего не делать в партии было, действительно, невозможно - партвзносы надо было платить неукоснительно.

51 Александр_П  
0
+++И что, все члены КПСС выполняли это требование?

Во всяком случае в обязательном порядку участвовали в партсобраниях (молениях), делали тематические доклады (проповеди), изучали и рассказывали последние новости о съездах (соборах) партии с обязательным выражением собственного восхищения (молитвенный "экстаз") по поводу "мудрой партии и руководства" (ектенья).


16 Евгений_Иванов  
0
Собственно, решения Собора по ним весьма мягкие. Нигде ни слово про 10 лет обязательного покаяния. Исповедь, миропомазание - разве это наказание?

19 Александр_П  
1
+++Более того, это обязанность православного (даже и члена партии) - смотреть на мир глазами Православия, а не ЦК КПСС.

Член партии ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ должен разделять т.з. своей организации. Это аксиома.


23 Георгий  
0
Это аксиома для ЦК КПСС или для "Единой России". Или для РДЦ. Но не для Церкви Христовой.

28 Александр_П  
2
Это аксиома для христианина - не вступать в организации, ставящие своими целями достижения безбожия. Всё остальное - софистика и словоблудие.

33 Георгий  
-1
Это аксиома для катакомбника, зарубежника и часовенного. А вот в Священном Предании такой аксиомы не обретается.

38 Александр_П  
2
Это Вам так кажется. В правилах чётко написано об отпадении в язычество и неверие.

47 Георгий  
-2
Отпадение в неверие - это не то же самое, что вступление в светскую организацию с преобладанием безбожников.

50 Александр_П  
2
Отпадение в неверие тоже самое, что и вступление в светскую организацию, ставящую своей целью борьбу с ЛЮБЫМ религиозным началом, ОФИЦАЛЬНО исповедующую атеизм и говорящую, что члены организации ОБЯЗАНЫ быть атеистами, сиречь безбожниками.

54 Георгий  
0
"Во всяком случае в обязательном порядку участвовали в партсобраниях (молениях), делали тематические доклады (проповеди), изучали и рассказывали последние новости о съездах (соборах) партии с обязательным выражением собственного восхищения (молитвенный "экстаз") по поводу "мудрой партии и руководства" (ектенья)".
Путать политическое собрание с религиозным - это всё равно, что путать богослужение и театр.

57 Александр_П  
0
+++Путать политическое собрание с религиозным - это всё равно, что путать богослужение и театр.

Никто и не путает, а проводит параллели, очевидность которых Вы и сами ниже признаёте, что было чёткое наличие примет языческого культа.


29 Александр_П  
1
+++Более того, это обязанность православного (даже и члена партии) - смотреть на мир глазами Православия, а не ЦК КПСС и посылать в игнор точку зрения ЦК, если она расходится с Православием.

Обязанность православного - не вступать в организации, ставящие своей целью достижения безбожия. Отправлять в игнор можно, не вступая в безбожническую партию.


30 Георгий  
-1
Нет такой обязанности. Какой Освященный Собор утвердил такую обязанность? Да никакой! Право вступать или не вступать есть, обязанности вступать или не вступать нет.

32 Евгений_Иванов  
0
Про иакрсксисткие кружки было такое решение, еще до революции и никто его не отменял

41 Георгий  
0
Чье решение и в каком году? Кроме того, заметьте, конкретно по КПСС решения всё равно не было.

43 Александр_П  
0
КПСС полный и безоговорочный приемник РСДРП и ВКП(б). Достаточно посмотреть в "библию" компартии - краткий курс ВКП(б).

45 Георгий  
0
Безоговорочный политический преемник. Не надо путать политику и мировоззрение. Да, и где соборное решение конкретно по РСДРП(б)?

48 Александр_П  
0
+++Безоговорочный политический преемник. Не надо путать политику и мировоззрение.

Политика и мировоззрение в данном случае - одно и тоже. Можете указать хоть на одного крупного или среднего партийного деятеля компартии, ОТКРЫТО говорившего о своей конфессиональной принадлежности и ОТКРЫТО выступившего против безбожия или хотя бы НЕ СКРЫВАВШЕГО своей религиозности.

+++Да, и где соборное решение конкретно по РСДРП(б)?

По самой РСДРП не было, но было по марксистким кружкам и по революционерам послание Архиереев Московской Архиепископии. Надо спросить у В.Боченкова - он точнее скажет.


34 Александр_П  
2
+++Какой Освященный Собор утвердил такую обязанность?

Правила св. Отец чётко говорят об отпадение в язычество и неверие.
У христианина - свободная воля. Он может уклониться, куда угодно и когда угодно. Обязанность Церкви, когда он раскаятся, принять его соответсвующим чиноприёмом.


53 Георгий  
0
"Можете указать хоть на одного крупного или среднего партийного деятеля компартии, ОТКРЫТО говорившего о своей конфессиональной принадлежности и ОТКРЫТО выступившего против безбожия или хотя бы НЕ СКРЫВАВШЕГО своей религиозности".
Павел Колин, наш брат во Христе, первый секретарь Красноярского горкома, а позже второй секретарь Красноярского крайкома, молившийся на Рогожском, когда приезжал на сессии Верховного Совета СССР, депутатом которого он был.

56 Александр_П  
1
+++молившийся на Рогожском

Открыто или тайно? Именно, что тайно - я специально выяснял лет 8 тому назад у наших красноярских христиан, когда был в Красноярске. Следовательно он СКРЫВАЛ. Именно поэтому я и акцентировал на не скрывал.


9 Александр_П  
2
+++Они написали и соборно признали, что то, как они думают - неважно, а важно то, как думали вожди КПСС. Это фактический отказ от собственной точки зрения.

Где у Георгия логика или диалектика (софизм) заменил Вам здравый смысл?
РДЦ СОБОРНО постановила, что учение КПСС - безбожное. Постановило это на основе ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ документов Компартии. РДЦ дало СВОЮ собственную, ОСНОВАННУЮ на правилах св. Отец, ОЦЕНКУ учения КПСС и ВКП(б). Где тут отказ от собственной т.з.? Наоборот, тут есть проявление СОБСТВЕННОЙ т.з. А вот то, что РПсЦ не высказывает по этому поводу говорит как раз о том, что она отказывается от своей собственной т.з. в угоду т.з. современных коммунистов, которые говорят, что коммунизм и христианство совместимы.


18 Георгий  
-1
Да, собственная точка зрения РДЦ по частному вопросу о КПСС, действительно, есть, и состоит она в отказе РДЦ от собственной точки зрения на православную веру вообще.

20 Александр_П  
1
+++собственная точка зрения РДЦ по частному вопросу о КПСС

Не по частному вопросу о КПСС, а о вероучительной стороне дела. Если бы не было бы христиан-оступников или члены КПСС не обращались бы к христианству, этот вопрос бы и не подняли бы.


26 Георгий  
-1
Разумеется, вероучительной. РДЦ признала вероучение товарища Суслова и ему подобных о "религиозных предрассудках". (Не всей КПСС, ибо у политической партии, повторяю, вероучения нет и быть не может).

35 Александр_П  
0
+++Не всей КПСС, ибо у политической партии, повторяю, вероучения нет и быть не может

Нет и никогда не было разделения КПСС на политическую и неполитическую часть. А вероучения у партии есть - безбожие, что чётко видно из приведённых документов.


39 Георгий  
0
"Нет и никогда не было разделения КПСС на политическую и неполитическую часть".
Разумеется, не было. Это была именно политическая организация, и никакой конфессии она собой не представляла.

40 Александр_П  
0
Это была квазиконфессия, т.к. ставила перед собой РЕЛИГИОЗНЫЕ вопросы и ставила задачи по уничтожению какой-либо веры.

44 Георгий  
0
Раз квази - значит, не конфессия. И чиноприема от неконфессии КПСС быть не может. А может быть только чиноприем от ИНДИВИДУАЛЬНОГО безбожия, которое не могло появиться только лишь по факту вступления в неконфессию КПСС.

46 Александр_П  
0
Квазиконфессия - это тоже конфессия, т.к. как не раз было доказано, компартия в СССР имела чёткие признаки религиозного культа. Об этом мы не раз говорили, и Вы это признавали.

+++И чиноприема от неконфессии КПСС быть не может. А может быть только чиноприем от ИНДИВИДУАЛЬНОГО безбожия, которое не могло появиться только лишь по факту вступления в неконфессию КПСС.

А никто и не говорит об чиноприёме от КПСС, а именно от безбожия, которое является АВТОМАТИЧЕСКИМ при вступлении в безбожную партию.
Ещё раз - вступивший в КПСС не мог НЕ разделять учение оной партии. Он был обязан это делать.


52 Георгий  
0
Признаки некоего религиозного культа имела деятельность многих членов КПСС, даже и высокопоставленных. Но не всех. И это был некий языческий культ, в котором участвовали и беспартийные, а не культ, принадлежавший строго КПСС.
Еще раз - православный христианин никому и ничего не обязан, кроме тех обязанностей, которые установлены Священным Писанием и Священным Преданием.

55 Александр_П  
0
+++И это был некий языческий культ, в котором участвовали и беспартийные, а не культ, принадлежавший строго КПСС.

Этот языческий культ был всеобъемлющим. Что кто-нибудь мог сказать из партийных, что не пойдёт поклоняться "мощам" Ленина или не понесёт "икону" Ленина-Сталина-Хрущёва и проч. на демонстрации? Нет. Кто-нибудь мог отказаться от изучения трудов "отцов церкви" Маркса-Ленина-Сталина? Нет. И т.д. и т.п.

+++кроме тех обязанностей, которые установлены Священным Писанием и Священным Преданием.

Христианин, если он хочет пребывать в Церкви, обязан не уклоняться в безбожие.

А вообще интересный спор - отрицать очевидное.


7 Александр_П  
1
Когда даётся оценка тому или иному событию или учению, используется труды и писания САМИХ последователей оного учения. В данном случае были использованы документы КПСС и ВКП(б). Реакция Георгия понятна, но в данном случае чётко видно, что его партийность довлеет над здравым смыслом и логикой.

10 Георгий  
0
Если честно, я беспартийный.
Когда дается оценка, она дается с какой-либо позиции (в независимости от того, какие материалы при этом используются), это не может быть "оценка вообще". Только вот какая-то позиция при этом важна, а какая-то неважна.

12 Александр_П  
2
Оценка дана с христианской т.з. Вопрос для оценки был поставлен предельно чёткий и ясный - было ли исповедание КПСС и ВКП(б) атеистическим и безбожническим. На основе документов был получен чёткий и ясный ответ - было. Второй вопрос - были ли члены КПСС и ВКП(б) ознакомлены с тем, что оная партия - безбожническая и атеистическая. На основе документов было показано, что да - это доводилось до каждого члена партии. Третий вопрос - если оный человек состоял в безбожнической партии был ли он соучастником безбожнической власти. Тут вопрос тоже ясный - был. Четвёртный вопрос - что с этими людьми делать, когда они приходят в Християнство. Ответ тоже ясен - чиноприём.
Что непонятного?

21 Георгий  
0
У КПСС не было и не могло быть никакого вероисповедания. Ибо это политическая партия, а не конфессия. Вероисповедание было у отдельных ее членов, причем фактически разное. Так, явно разной была трактовка содержания и важности пункта о "религиозных предрассудках" в Уставе. РДЦ встала на точку зрения ЦК.

22 Георгий  
0
И вообще быть соучастником безбожнической власти в деле государственного строительства - это нормально для христианина. (В Римской империи это было массовое явление). Иначе - "катакомбная" ересь или грезы о духовном антихристе.

24 Евгений_Иванов  
1
В КПСС зачем вступать было? Речь не идет о службе гражданской, армейской и даже полицейской. Речь идет о членстве в КПСС и комсомоле.

27 Георгий  
-1
А гражданская служба и членство в партии были тогда тесно связаны между собой.

37 Александр_П  
1
Это очередной миф коммунистов. Возможно было работать, не вступая в партию. И даже занимать крупные научные посты, например, как ректор МГУ И.Г.Петровского, который, кстати, воевал с местной партийной организацией.
Так что при желании и твёрдой позиции было всё возможно. Но вот нецые малодушничали или желали лёгкой и быстрой карьеры.

17 Евгений_Иванов  
0
И еще, никаких "очистительных расколов" у них нет, наоборот, искреннее стремление к Церковному единству.
А чумка эта покосила не только РПСЦ, но и "оппозицию", что совсем огорчает.

58 Александр  
0
Многа букафф...
А вообще спор нравиться, Георгий в чём-то прав..в чём-то правы и оппоненты...

Господа продолжайте, а мы постараемся увидеть истину на основе ваших суждений! smile


59 Aleko  
0
А не превратится ли это в охоту на ведьм?

60 Aleko  
0
Время было разное и люди разные. всех под одну гребенку грести нельзя, надо с каждым случаем разбираться отдельно, кому то может вообще в попы дорогу закрыть, а для кого то можно установить и временной испытательный срок (для осознания и покаяния). К примеру так - кто был комсомольцем после примирения с Церковью не ставить в священные степени 5 лет, а кто был коммунистом 10 лет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]