РОМАН ЛУКИН — Я думаю, что вручение ордена главе старообрядческой церкви обозначает, что государство всё-таки хочет расширить границы традиционных религий и собственно традиционного православия. Может быть, в какой-то степени исправить свою ошибку, когда власть, говоря о том, что в России есть только традиционная религия, четыре традиционные религии, которые упомянуты в преамбуле закона о свободе совести — православие, ислам, иудаизм, буддизм — всё-таки поддерживала отношения и помогала прежде всего Русской православной церкви Московского патриархата, тогда как всё-таки старообрядцы — это тоже православные и одна из таких исторически важных христианских церквей в России.
Хотя, наверное, не такая массовая, как Русская православная церковь во главе с Патриархом Кириллом.
Но при этом это важная часть культуры. И, кроме того, старообрядчество довольно активно возрождается, и старообрядческие общины — это, в общем, уже общины более или менее молодые, с предпринимателями, как это было до революции и так далее.
Другое дело, что как вот эта поддержка государства и некое такое символическое признание роли старообрядчества воплотится в реальной жизни? Потому что, к примеру, если у РПЦ Московской патриархии, в общем, не возникает больших проблем с передачей имущества, с возвратом храмов. Есть, конечно, безусловно, проблемы с реставрацией и так далее, получением каких-то бюджетных средств, но, как правило, в массовом количестве в собственность передавали Московской патриархии.
У старообрядцев есть проблемы. И в Москве в том числе была проблема с реставрацией Рогожской общины и комплекса памятников старообрядческой церкви. То есть государство не в той мере поддерживала старообрядческую церковь, как Московскую патриархию. А в регионах-то вообще у старообрядцев возникало масса проблем, когда, например, Московская патриархия забирала себе храмы, которые до революции были старообрядческими.
Поэтому я боюсь, что вручение ордена главе старообрядческой церкви — это некий такой символический знак.
КОРРЕСПОНДЕНТ — То есть просто российскую власть сейчас интересно старообрядчество именно потому, что это достаточно снова стала частью российского общества, которая начинает играть заметную роль. А как насчёт РПЦ? Зачем России иметь две православные церкви? То есть не будет ли какой-то такой ревности, или это намёк на то, что двум церквям надо объединиться, как это РПЦ сделали с Русской православной церковью за рубежом, то есть можно ли это расценивать как такой некий намёк со стороны власти?
Р. ЛУКИН — Безусловно. Я думаю, что отношение старообрядцев и Московской патриархии должны быть ближе с точки зрения власти. И вручение такого ордена — это намёк на то, чтобы старообрядчество работало более тесно с Московской патриархией и более чутко отвечало на все инициативы и заявления, которые исходят от патриарха Кирилла, чтобы складывалось впечатление, что не только какие-то отдельные буддисты, иудеи или мусульмане поддерживают Московскую патриархию, а что всё-таки есть какой-то хотя бы межхристианский диалог, который, собственно, в России в настоящее время отсутствует.
Власти, конечно, заинтересованы в том, чтобы старообрядчество поддерживало своим авторитетом Московскую патриархию. Безусловно при этом, что никакой конкуренции быть не может, поскольку такой финансово-лоббистской силы у старообрядческой митрополии в России нет. И, в общем, нет такого количества общин, приходов, священников, как у Московской патриархии.
Старообрядцы не могут тягаться с РПЦМП. Но дипломатически и политически, конечно, важно, чтобы у Патриарха Кирилла была бОльшая поддержка среди верующих других христианских конфессий, с которыми, в общем, православие не очень стремится сотрудничать, и такой диалог с христианами ведётся фактически только за рубежами России. А внутри страны старообрядцы где-то на обочине существуют, и их опять же хотят включить в Московскую патриархию в рамках единоверия, например, то есть перетянуть к себе. А все остальные христиане типа католиков и протестантов считаются либо сектантами, либо людьми, которые занимаются... на канонической территории Московской патриархии, что с точки зрения РПЦ совершенно неприемлемо. комментировать
|