Главная » 2010 » Июль » 7 » Гусев М. Достояние Церкви. Святые мученики Константин и Аркадий прославили дремучую уральскую тайгу
20:17
Гусев М. Достояние Церкви. Святые мученики Константин и Аркадий прославили дремучую уральскую тайгу
Сегодня в храме Русской Православной Старообрядческой Церкви пос. Шамары - престол. А завтра состоится очередной 25-километровый крестный ход из пос.Шамары к могиле св.иноков Константина и Аркадия . В Шамары в эти дни съезжаются христиане не только из Свердловской и Пермской областей, но и со всей России...
 
М.ГУСЕВ
 
ДОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ
 
Святые мученики Константин и Аркадий прославили дремучую уральскую тайгу
 
 
Эти места покойный митрополит Андриан называл жемчужиной Урала… Сельский храм, крепкие семьи, где детей "сколь Бог дал", деревенское кладбище да речушка, которую летом не составит большого труда перейти вброд...
Ежегодно зимой и летом сюда стекается православный люд – едут и молодые, и старые, чтобы приложиться к мощам просиявших здесь угодников Божиих Константина и Аркадия в надежде получить исцеление или поддержку в нуждах и печалех.
 
- Раньше староверы — часовенные и белокриницкие — жили по окрестным деревням – в Коптелах, Коптело-Шамарах, Платоново, Симонятах, Роще да во многочисленных хуторах, - рассказывает старообрядец Александр Писаревский.
 
- Многих населенных пунктов сегодня уже и на карте-то нет. У часовенных едва ли не в каждой деревне был молельный дом, а вот храмы Cтарообрядческой Церкви были только в трех монастырях (мужском Вознесенском — здесь была резиденция владыки Антония Пермского, и в двух женских). А единственный приходской храм располагался в поселке Коптело-Шамары. После разорения монастырей в этот храм были свезены утварь и книги из тех самых монастырей. Храм пережил 20-е и 30-е годы и был уничтожен только при Хрущеве, в 1963 году.
 
Местные братья-староверы Авраамий и Нестор Дубровины во время разорения храма выносили иконы, книги. Успели вынести даже Царские Врата, они, кстати, сейчас в шамарском храме и установлены. Интересно, что одновременно с храмом РПСЦ была разорена и молельная часовенных, откуда беспоповцы также успели вынести и тем самым спасти свои иконы. Одна икона, спасенная бабушкой моей супруги по отцовской линии была нам благословлена и сегодня стоит у нас дома.
 
После разорения храма христиане стали собираться на молитву в доме у деда Авраама, туда же приезжали и наши священники для выполнения необходимых треб... Но это век двадцатый. А несколько столетий назад освоение суровых уральских земель только начиналось.
 
В начале XVIII века сюда пришёл промышленник Н.Демидов с сыном Акинфием, а незадолго до этого Средний Урал стал прибежищем для староверов – они бежали от преследований за веру с обжитых мест в глубь страны. В одном из таких мест в начале XIX в. жили братья Константин и Аркадий. Из «Жития» мы узнаем, что они принадлежали к беспоповскому часовенному согласию и происходили из уважаемого и состоятельного рода. Несмотря на молодость, были хорошо образованы и внимательно следили, что происходит в староверии. И когда в 1846 г. греческим Митрополитом Амвросием была восстановлена иерархическая полнота Православной Старообрядческой Церкви, братья пожелали воочию узреть священство Христово. Познакомились с предстоятелем Русской Старообрядческой Церкви – архиепископом Антонием Шутовым. После бесед с ним, иноки признали церковную иерархию истинной христопреданной и вскоре сами приняли священный сан…
 
Не раз в посты иноческую келью посещала пожилая староверка с внуком. В Петров пост 1856 г. (по другим рассказам – 1857 г.) эта благочестивая женщина вновь пришла к Константину и Аркадию. Но в этот раз в обители было пусто и лежала записка: "Ищите нас под березовым выворотком". И действительно, недалеко от кельи под березовыми ветками нашли тела отшельников: несмотря на жару, они оказались нетленными, лишь мизинцы были чуть тронуты смертью, что говорило о давности случившегося злодейства.
 
Выяснилось, что мученического венца иноки Константин и Аркадий сподобились ещё 18 января 1856 года. Нашли и преступника, который признался, что убил братьев, надеясь найти у них золото или ценности. Во время допроса убийца рассказал, что, пока он расправлялся с одним иноком, другой горячо молился: "Господи! Вот брата моего убивают, сейчас и меня убьют! Прости нас, Господи!"
 
Местные жители, беспоповцы и новообрядцы, узнав об обретении нетленных мощей, целыми селениями присоединялись к Старообрядческой Церкви, признав за ней истину и жизнь. Погребли иноков неподалеку от места их гибели, на вершине лесистого холма у деревни Гурьяновка. И многие годы не иссякал поток верующих, желавших поклониться могиле братьев.
 
Люди с удивлением замечали: вокруг на многие версты ни души, а на могиле мучеников всегда теплятся свечи! По просьбам шамарской общины в мае 1996 г. прошло освидетельствование святых мощей. Многочисленная делегация духовенства и мирян во главе с митрополитом Алимпием прибыла к могиле Константина и Аркадия. Очевидцы рассказывают, что при открытии мощей от них исходило ощутимое благоухание. Здесь же были найдены истлевшие останки одежды, железные вериги и нательный крест.
 
По церковной традиции, восходящей к преданию святой горы Афон, состояние обнаруженных костей свидетельствует о праведности людей, которым они принадлежали. Часть мощей была перенесена в шамарский храм, другую часть положили в новый гроб и захоронили на прежнем месте. Первые частички мощей и земля с могилы иноков были развезены христианами сразу после освидетельствования останков. Мощи попали в московский Покровский кафедральный собор, в молдавское село Кунича мощи помогал доставить представитель местной большой старообрядческой фамилии Константин Макаров, и в один из украинских храмов. А годом позже мощи были доставлены на Дальний Восток. Уральскую святыню пожелали иметь в своих храмах прихожане храма села Большие Дворы Московской области и Покровского прихода Хабаровска. Кстати, со временем из Покровского собора Москвы частицы мощей перенесли в храм на Остоженке, а из храма села Суходол — в храм святителя Николы города Владивостока. Так мощи уральских святых распространились повсюду.
 
...Многие годы на престольный праздник Рожества Иоанна Предтечи (7 июля по новому стилю) в Шамары съезжаются гости-паломники. На следующий день после торжества проходит Всероссийский крестный ход к месту упокоения иноков. Эту традицию заложил еще владыка Андриан — он трепетно относился к святому месту и лично приглашал православных христиан в этот паломнический путь. Владыка Андриан шел во главе этого крестного хода в июле 2005-го, за месяц до своей смерти. Священноинок Евфимий Дубинов, сопровождавший его во многих поездках, рассказывал, как покойного митрополита радовали уральские просторы, отроги холмов и неоскудевающие леса, которыми он любовался из окна поезда, а во время переездов по епархии из храма в храм — из окна автомобиля.
 
Мне довелось быть в Шамарах несколько раз. Первый — ровно десять лет назад. В те дни расцвет поселка только начинался, велось строительство церковного дома, в котором, кстати, какое-то время до постройки храма совершались богослужения, и обустройство придомовой территории. Очередной приезд сюда в 2007-м приятно удивил — дом заметно разросся и похорошел. Здесь теперь свободно могут размещаться несколько десятков паломников. За Литургией в храме причащаются по 20-25 младенцев — глядя на эту картину будущее старообрядчества не кажется унылым и бесперспективным...
 
- Меня преследует мысль, - говорит настоятель шамарского храма отец Михаил Татауров, - что храм наш построен по молитвам преподобномучеников для того, чтобы в нем были положены их святые мощи. И развитие этого духовного места не прекращается.
 
А Шамарский крестный ход к могиле иноков теперь уже по традиции заканчивается общим сплавом по реке. Плоты сколачивают тут же, катамараны и лодки везут на машинах из поселка. Из одного паломнического сплава путники вернулись в поселок под утро – по пути кое-кто перевернулся и вымок, кто-то в реке потерял свои вещи. «Так Богу угодно было», - улыбаются.
 
По этим же волнам в 2005 году, перекатываясь по волнам, плыл митрополит Андриан. В тот год владыке многих удалось спустить на воду своим примером. Вслед за своим предстоятелем на плотах сплав-лялась и молодежь, и священство.
 
...В октябре 2005 года на Освященном Соборе было принято решение о всеобщем почитании святых преподобномучеников Аркадия и Константина. Соборяне единодушно решили почитать и прославлять их, как угодников Божиих. Определили и дни чествования Аркадия и Константина – 18 января и 30 апреля по старому стилю…
 
«Житие святых Константина и Аркадия» продается даже в шамарских ларьках и в магазине. А старожилы не удивляются, когда подле них останавливаются путники или прямо посреди поселковой дороги тормозят машины. Людей интересует одно — как пройти к храму?
 
...У раки с мощами в небольшом сельском храме неугасимо горят свечи. Упоительные стихеры святым чтутся и поются здесь за каждой службой — неспешно, трогательно поют оба клироса. А за молебнами паломники чуть слышно вторят чтецу: "Водa, при гробех вaших текущая, многую прият исцелении благодaть, юже с верою радостно почерпaюще, ублажaем вaс, Божия любве хранители"... Эту идиллию особо ощущает тот, кто приехал сюда впервые. И те, кто только сейчас ступил на эту землю, но и те, кто бывает здесь регулярно, как-то по-особенному сплачиваются за службой в храме. И уже не важен возраст, уходят мирские интересы, заботы, забываются трудности, сглаживаются в сердцах семейные неурядицы… Сегодня эти святые – одно из истинных достояний нашей Церкви.

Максим ГУСЕВ, Свердловская область «ОБЩИНА», № 4, 2010

Все, кто планирует приехать в Шамары в этом году, могут связаться с о. Михаилом Татауровым по тел. 8 (34358) 4-15-47 и согласовать визит. Батюшка найдет возможность доставить вас к месту упокоения иноков, расскажет об их житии и найдет для каждого добрые слова.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1481 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]