Главная » 2010 » Июль » 1 » Гусев М. Маленькая чудо-книжка
21:04
Гусев М. Маленькая чудо-книжка
Незаметной для старообрядческого мира осталась книга пермского автора Галины Чудиновой «Рассказы о староверах». Несмотря на незатейливое название и внешнюю простоту издания, содержанию этой небольшой книжицы можно только порадоваться. Наконец-то староверам предоставляется возможность познакомиться не с житиями и историческими очерками, а с судьбами современников. Ничего подобного в последние годы в церковных лавках не появлялось.
 
 

 

Галина Чудинова в храме св.Стефана Пермского. Фото Юрия Лоскутова
 
 
«Долгим и непростым был мой путь к староверчеству», - пишет Галина Васильевна в своем предисловии. Родители Галины не отличались приверженностью к Богу, и только «добрая няня Марья Илларионовна постоянно благословляла меня и говорила о Боге». Росток доброты пророс в душе автора на склоне лет, а старообрядцы, встретившиеся ей на пути, укрепили желание окреститься и стать прилежной христианкой.

Перед нами разворачиваются всего несколько судеб – двух пермских священников, христиан Уральской епархии и барнаульских прихожан. Но при этом каждый пронзительный по своей сути очерк – это и выплеск душевной боли автора, и ее восторг от общения с хранителями древлей веры. Галину Чудинову волнует тема сбережения русского народа – и эти ее опасения о будущности нации созвучны с волнениями протоиерея Валерия Шабашова, ставшего героем одного из очерков.
 
«Миссионер», - так емко охарактеризовала его автор. И хотя уральский протопоп и при личной встрече с удовольствием поведает всякому о непростой и, безусловно, интересной своей жизни, в книге его славное «житие» смотрится, как отдельная глава в истории урало-сибирского старообрядчества. «Мне был год, - рассказывал о.Валерий, - когда мать стала ухватом вынимать из печи щи, я уже начал ходить и, подойдя к ней, схватился за ее юбку. Мать хотела убрать меня подальше, но, не удержав в руках ухват, облила меня горячими щами». Слезла кожа, изо рта мальчика еще долго текла жидкость, отчего говорить он начал лишь в три года, - с тех пор отец Валерий горячую пищу вкушать не может, предпочитая подогретую, чуть теплую.

Миссионер, уже в сане священника, потрудился в нескольких приходах, но главные дела своей жизни совершал в Пермском крае – при его участии стали развиваться общины, строиться храмы в нескольких городах и селах. А старообрядчество стало полновесной религией, о которой без шуток и ерничества говорят чиновники, занимающие высокие властные посты.

Перед нами не обыденные судьбы, каких много в православии – «был безбожником, но произошло нечто, что и привело к Богу», а целые характеры. Староверы в трехмерной жизненной плоскости ищут себя, смысл жизни, истину. Таким ищущим нарисован перед нами, к примеру, Вадим Матяш. Он выпускник пермской сельхозакадемии, «мог бы реализовать себя в разных сферах деятельности но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает». Глухота, с которой выпускник вуза внезапно столкнулся, оказалась указанием свыше – долго юноша отказывался принять сан священника, протестуя внутренне: «Не хочу и все тут». «Ну, вот Господь и дал болезнь – не хочешь нести один Крест, неси другой». Осознавая в душе, что идет против воли Бога, он продолжал плыть по волнам мирской суеты, пока в январе 1999-го, приложившись к мощам мучеников Константина и Аркадия шамарских не стал слышать хорошо. В этом же году принял сан диакона, а через год стал священником.

Наивность и некоторая небрежность, неструктурированность придают очеркам колорит, тексты выглядят сочными, их хочется спешно проглатывать, утоляя жажду души и сердца. Книга разительно отличается ото всего, что небогатое старообрядческое книгоиздательство долгое время предлагало своим читателям.

Здесь нет назидания, мудрых советов «живи вот так и вот так», скорее, горький плачь русской женщины о своем Отечестве, но это не слезы безысходности и герои убеждают нас в этом.
 
Александр Поносов – вчерашний директор школы, ответивший на суде за «компьютерную глупость», за программное обеспечение, установленное без лицензии, найдя опору в лице президента Путина, в молитвах всех старообрядцев, победил систему, оставшись в глазах миллионов, следивших за судебным прецедентом, волевым и искренним.

«Рассказы о староверах» не отстраненны, а глубоко прочувствованны, потому и проявляется в каждом из них биографическая лиричность. «И вот мы сидим вдвоем с Зинаидой Лопатиной на ее летней кухне за большим обеденным столом под открытым навесом, и я записываю в свой путевой блокнот рассказанные ею истории». Перед нами скорым поездом проходят картины жизни – еще недавно мы были в алтайской Мульте, а вот уже мы гостим в Барнауле у Александра и Марьи Холмогоровых, выясняя – «легко ли воздвигать храмы», а потом чудесным образом переносимся в Шамары, где матушка Христина Татаурова «вместе с другими участниками крестного хода покатила по дороге коляску, в которой спал ее восьмой по счету ребенок». Как воспитывают своих детей староверы, почему на феномене старообрядцев делают себе имя – на эти и другие вопросы мы найдем ответ в этой маленькой чудо-книжке.

Пожалуй, только в одном хочется дать автору совет – не злоупотреблять в текстах эпитетами и личными оценками в отношении людей, даже если те, по мнению публициста, оправданы. А инородные элементы в структуре текста, вроде выдержек с криминальными описаниями из светских газет, пусть и для резкого контраста и для подтверждения своей мысли, вносят в очерки сумятицу и почти всегда не оправданы. Претензия на портретные зарисовки не может и не должна зависеть от авторского «я», даже если очень хочется внести собственный штрих и поделиться возникшей мыслью. Ведь совсем не случайно в теории литературоведения проблемные тексты стоят отдельным жанром и всегда обособлены от портретных очерков.
 
Максим ГУСЕВ
Фото из архива Г.Чудиновой
 

Г.ЧУДИНОВА: «Я пыталась обозначить общественные проблемы».
 
Автор ответила на вопросы «Общины» о своей книге

Мне хочется получить отклики на книгу, изучить мнения о ней и, возможно, подготовить исправленное и дополненное издание. Думаю, читателям нужны разные книги о староверах, и без книг о современных старообрядцах не обойтись. Тогда читатели смогут увидеть уникальное явление староверчества, в его развитии, динамике, в его перспективах.

Я писала свои очерки и для староверов и, главным образом, для тех, кто хотел бы понять, что такое старообрядчество и каковы нынешние представители. Уже 15 лет я работаю доцентом кафедры методики гуманитарных дисциплин Пермского института повышения квалификации работников образования, и вижу: даже учителя, то есть, самая образованная аудитория, почти ничего не знают о староверах. Так что же говорить о других? Им-то и адресована моя книга.

С каждым из героев очерков беседа строилась по-разному, многих пришлось уговаривать в нужности "живого примера". В целом я пыталась обозначить те серьёзные проблемы, которые стоят перед нашим обществом: демографическая катастрофа, воспитание детей, пагубность отхода от Бога и веры в советскую эпоху и ряд других.
 
Категория: Новые издания | Просмотров: 1377 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 sokol  
0
Интересно, вот читаю книжку Виктора Астафьева "Последний поклон", в какой-то мере, это тоже "бытовая" книга о староверах сибири, или как он их ласково называет - чалдоны.
Прим. в сибири чалдонами звались все "коренное" русское население, т.е. первые поселенцы конца 16, начала 17 веков, и после раскола, второй половины 17-го (известно, что русские уже встречались в сибири до Ермака, наверное искали свободное и счастливое Беловодье :). Первое основательное заселение осуществляли казаки, основавшие крепости Семипалатинск, Колывань, Бийск, Кузнецк и далее, и конечно, гонимые староверы с севера, керженца..

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]