Главная » 2018 » Март » 17 » Игумен Кирил (Сахаров). Уместны ли косоворотки и сарафаны в Африке?
08:31
Игумен Кирил (Сахаров). Уместны ли косоворотки и сарафаны в Африке?

На одной из просветительских лекций у старообрядцев из уст очень эрудированного профессора прозвучал скепсис в отношении поставленного вопроса. Мол, культурное многообразие никак не противоречит главному-единению в вере. Понятно еще было ,когда лектор говорил о распространении христианства в разных ареалах ойкумены-греко-римском, англо-саксонском ,в Египте и Эфиопии и т. д .Но, очевидно, что в случае с Угандой, где члены одной из новообрядческих церквей потянулись к древлеправославию ,дело обстоит несколько иначе .Да, конечно ,всем нам знакомы известные слова св. Викентия Лиринского:»в главном- единство, во второстепенном- свобода, во всем- любовь». Возникает вопрос :а каков объем этого второстепенного ?В новообрядческой среде обычно слышишь :»а какая разница как складывать пальцы для крестного знамения, дело не в бороде и платке, главное- любовь ,важнее- добро людям делать, а не комплексовать по поводу рода пищи и т.д. и т.п. »Но мы знаем что за конкретным перстосложением,а именно двуперстием стоит авторитет Стоглавого Собора, есть устав о посте,ряд канонических правил регулируют формы внешнего богопочитания. В Евангелии читаем: »сие надлежит делать и того не оставлять», »верный в малом будет верен и в великом» .Известно выражение: »форма бережет содержание» .Мне, проучившемуся 10 лет в новообрядческих духовных школах(семинарии, академии и аспирантуре) всегда было смешно слышать упреки в обрядоверии ,неспособности отличить главное от второстепенного .Я исхожу из того,что к середине 17-го века на Руси внешнее благочестие достигло своей кульминации. Старообрядцы ,в целом, продолжают эту живую традицию. Было бы странно это недооценивать .Конечно ,речь не идет том ,чтобы поступать нерассудительно, опрометчиво резко» закручивать гайки» .Однажды в интервью одного очень высокопоставленного иерарха РПЦ МП я прочитал о том ,что в наш храм якобы не допускают на молитву мужчин без косовороток ,а женщин без сарафанов. На самом деле только примерно у половины наших прихожанок есть сарафаны и несколько больше у мужчин косовороток, кафтанов же вообще единицы. Я не упаду в обморок ,если у впервые пришедшей женщины платок будет завязан ,а не под булавку или даже на голове будет шляпка ,а мужчина ,допустим ,придет во фраке .Но когда они появятся в таком виде в следующий раз, то после службы им тактично, деликатно и доходчиво объяснят каков желателен формат и будут мягко и настойчиво это делать пока формат не будет достигнут. Любой полнокровный организм стремится к цельности -это естественно и логично .Можно лишь тактически здесь маневрировать, но достижение формата или, по крайней мере ,минимализация разнобоя и местных особенностей весьма желательны. Конечно и старообрядцы во внешних формах богопочитания не являются монолитными: на юге обычаи несколько отличны, чем на севере, в Румынии старообрядки завязывают платки ,а в России, как правило, закрепляют булавкой, есть разница в напевах, свои нюансы в Уставе о поклонах и т.д. В древности, по свидетельству церковного историка Сократа , вообще было трудно найти две общины, где все было бы идентично. Когда у нас на приходе служат приезжие священники ,то в первое время, несмотря на подробные инструкции ,я после каждой службы устно обращаю внимание на десяток недочетов и примерно в два раза больше указываю на них в записках. Священники с Украины , например ,норовят воздеть руки, возглашая : »Слава показавшему нам свет», запевают великопостные тропари ,виртуозничают возглашая :»Богородицу песньми возвеличим» ,упрощают каждение и т. д .После каждой такой службы ты как выжатый лимон .Хорошо еще если тебя слышат и постепенно исправляются.

На лекции еще прозвучал тезис о самодостаточности русской традиции, логичности разрыва ее с греческой традицией . Это понятно когда речь идет о слепом копировании патриархом Никоном новогреческой традиции, а если речь идет о сбережении традиции древневизантийской? В слове «разрыв» звучит что-то революционное-не лучше ли идти эволюционным путем? Обогащаться службами в честь новопрославленных русских святых, реанимировать благочестивые полузабытые обычаи и т.п. А что касается «культурного многообразия», то иллюстрацией того к чему может привести гиперболизация этого фактора является Американская Православная Церковь .В 60-70-е годы два ее столпа- протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф много писали на эту тему-о том что не нужно абсолютизировать русскую традицию, необходимо свидетельствовать о православии в своем культурном контексте и другие красивые слова. К чему это привело мы хорошо видим- это Автокефальная Церковь в авангарде модернизма и экуменизма. Еще дальше пошли католики после Второго Ватиканского Собора в своих миссионерских приемах в Африке, Индии ,Австралии и других регионах .Помню шокирующие кадры ритуальных танцев индейцев в католическом соборе во время одного из экуменических симпозиумов.

Итак ,для новых адептов древлеправославия в Уганде ,взятых под покровительство своими единоверцами из России, весьма желательны и белые платки под булавку и скорее белые, чем черные( из-за жары) косоворотки и даже кафтаны .Постепенно, ненавязчиво, с использованием местных материалов им желательно по максимуму дойти в этом плане до нужной кондиции. Даже чисто визуально косоворотки и сарафаны будут смотреться на наших чернокожих братьях и сестрах потрясающе изящно.

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1147 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]