Корр.: Отец Кирилл, в основном, закончилась острая полемика на старообрядческом форуме о Вашей деятельности. Вы сожалеете об этом?
Игумен Кирилл: И да и нет. Да, потому что трудно находиться длительное время в напряжении, а нет, так как наверняка сняты не все недоумения и не все ко мне исчерпаны вопросы (хотя, конечно, до конца вряд ли они когда-нибудь будут сняты).
Корр.: Каково Ваше общее впечатление о дисскусии и об оппонентах ?
Игумен Кирилл: Я уже на это частично отвечал. Добавлю следующее: я не сторонник говорить «фи» своим критикам и не считаю ниже своего достоинства отвечать на их критику. Мне не раз говорили: «Зачем Вы ввязываетесь? Разве Вы не видите, что Вас не слышат и слышать не хотят, шельмуют по полной программе?» Да, действительно, так многие поступают - не отвечают на критику. У меня несколько иное мнение. Я за то, чтобы обязательно отвечать на конкретные вопросы и недоумения, разъяснять подлинные мотивы своих поступков. Хочу сказать, что несмотря на большой объем в критике моментов «помоечного» характера , несколько оппонентов произвели на меня впечатление своей эрудицией и логикой мышления. А кто-то неожиданно шокировал виртуозным владением терминологией в такой специфической области жизни, как плотская.
Корр.: А каково впечатление от Иоанна Карагодина?
Игумен Кирилл: Все у нас удивлялись его хватке и напористости. Думаю, что во многом он, по-своему, искренен, несмотря на значительное количество, мягко говоря, неточностей в его нападках. Я уж не говорю, об их причудливом истолковании. Видите ли, действительно ситуация в РПСЦ непростая, напряженная, к руководству много вопросов у части паствы и духовенства, а тут еще «Сахаров со своею любовью липнет». Думаю, что в таком контексте подозрения в мой адрес возникают по определению. Я бы на их месте тоже бы недоумевал.
Корр.: Не хватит страницы, чтобы привести все эпитеты, которыми награждали Вас ревнители в интернете: хитрый, скользкий, бесов работник, держится на плаву силами ФСБ, матерый волк, агент по «старообрядческой проблеме» под крышей ОВЦС, агент-провокатор, презренный негодяй, у него неприятный колючий взгляд и т.д. и т.п. Как Вы все это восприняли?
Игумен Кирилл: (смеется) Положительно. Знаете, меня в жизни много хвалили, награждали грамотами - получился большой дисбаланс, перекос. Все эти «словесные оплеухи» нарушенный баланс выравнивают. Думаю, что впереди всего этого добра будет еще больше. Еще чувствую, что на закате жизни мне придется сильно поболеть перед переходом в вечность.
Корр.: Какие выводы из всего произшедшего Вы сделали?
Игумен Кирилл: Во-первых, что все не случайно, промыслительно. Хорошая встряска (очередная). Я действительно слишком вошел в образ деятельного настоятеля с амбициями «образцовой общины», «богослужения на высоком уровне» и т.д. Привык все делать с полной выкладкой. А вот то, как это смотрится со стороны, когда настоятель монах, этому не придавал должного значения. Надо мной и раньше некоторые собратья подшучивали и иронизировали: «приехал с мамками и няньками». Это в связи с тем, что я стараюсь своих прихожан постоянно тормошить, брать в поездки, на всякие мероприятия. Я как-то всмотрелся в одну конфигурацию, когда однажды приехал в Подмосковье к знакомому священнику. У него много святынь, красивая природа. Ну а за мной, как обычно, «шлейф»: крупная Татьяна Громова с палкой, тяжело дыша, передвигается, пожилая и болезненная Анна Барсукова, бравый 75-летний полковник авиации в отставке Виктор Зверев, кто-то из молодежи. Ну прям картина Репина «Бурлаки на Волге»... А у батюшки, к которому мы приехали, все совсем по другому: никаких общин, общих трапез, проживающих и т.д. Если нужно попить чайку и поговорить о делах с кем-то из сильных мира сего, то только наедине. Если куда-то нужно поехать, то только с кем-то из vip-персон и т.д.
Корр.: Хотел бы еще спросить об отношении к вам единоверцев.
Игумен Кирилл: К тому, что я уже говорил, могу добавить следующее: во-первых, если их что-то смущает в нашем храме, то лучше не фыркать и бурчать, не смотреть изподлобья, а тактично и благожелательно об этом сказать. Уверяю Вас, что я способен слышать. Когда до меня дошли недоумения в отношении иконы «Воскрешающая Русь» и некоторых святых, прославленных в синодальную эпоху, мы это обсудили и отреагировали - этих икон сейчас в храме нет. Во-вторых, я не всегда участвовал в совершении служб, когда посещал Михайловскую Слободу, хотя бы потому, что существует установка руководства Московской епархии: в алтари храмов Московской епархии могут входить только клирики данного храма. Когда я без приглашения в прошлом году был там на архиерейской службе, я и не рассчитывал служить, а просто хотел хотя бы раз побывать на службе, совершаемой в Слободе митрополитом. И, наконец, есть благословение Патриарха нашему храму служить по-старому обряду (не наряду с новым, как кто-то утверждал на форуме). Я нередко бываю в храме Покрова в Рубцово - ну что еще нужно для признания? А мнения отдельных единоверческих священнослужителей, у которых есть и свои мотивы и со способностью к диалогу сложности - это уже другое дело. Насчет послушниц, из-за которых было много шума, хочу сказать, что скоро надеюсь поговорить с Патриархом и со старшим духовником Данилова монастыря о том, как ускорить открытие Всехсвятской женской обители в Москве.
Беседовал С.Марков |