Главная » 2017 » Июнь » 26 » Игумен Кирилл (Сахаров). Старообрядчество сердца Москвы
13:45
Игумен Кирилл (Сахаров). Старообрядчество сердца Москвы

Речь идет о Таганке. Конечно, это сейчас и её можно отнести к центру Москвы, а до революции её границы упирались в Камер-Коллежский вал – границу тогдашней столицы.

В корне слова «Таганка» «- таган-котелок». Здесь была слобода ремесленников, которые изготавливали эти котелки. Была здесь и Гончарная слобода. Было и чистое поле. На рубеже 19-20 веков это был уже по преимуществу мещанский район. В нем было множество старообрядческих моленных. Лично для меня – человека, который прожил несколько лет на Таганке (в 70-е годы, учась в советском вузе, я снимал здесь в Малом коммунистическом переулке у одной старушки комнату) было открытие наличия на Таганке мощного старообрядческого фактора. В то время знали мы только Рогожское, как центр поповцев и Преображенское, как центр безпоповцев. И вот теперь слышу из уст нашего экскурсовода Шишкина А.В, о том, что неподалеку от станции метро «Таганская –кольцевая», проживало семейство известного старообрядческого купца – мецената Рахманова с домашней моленной, а напротив станции была Баулинская моленная, в которой служил священник и которую собирались перестроить в храм, но не успели – и удивляюсь – ничего подобного ранее мне не было известно.

Моленная была закрыта в 1928 году. Девяносто икон и предметов церковной утвари из неё были переданы в Третьяковскую галерею. Здание было снесено в 60 –е годы прошлого века. Сейчас на этом месте зелёная зона. Часть здания Театра на Таганке расположилась на месте где стояла замечательная Успенская церковь. Она принадлежала старообрядцам неокружникам («даниловцам»).

Идем в направлении Покровского женского монастыря. Экскурсовод объясняет, что на части проезжей дороги стоял храм Воскресения Словущего, принадлежавшего официальной Церкви. Священник этой церкви о. Николай Красовицкий обращался к церковным властям с донесениями на тамошних старообрядцев.

 

Церковь свт. Николы в Студенцах. Этот храм (в нем располагается единоверческая община) был построен в конце 17 века. На месте нынешнего здания была деревянная церковь. «Типичный московский посадский храм» - так его охарактеризовал наш экскурсовод. Слово «студенец» имеет двоякое толкование: либо это родник, либо дорога на Север в холодные края. До закрытия храма его интерьер был барочным. Храм хотели разрушить в 60-е годы, но общественность его отстояла. Община храма небольшая, но «устойчивая», - так, по словам нашего экскурсовода. Много сделал для храма В. Милованов (+2008 г.) – крылошанин с Рогожского. Он помогал налаживать здесь пение, по его эскизам был изготовлен иконостас. Напротив Никольской церкви – Братский двор – центр старообрядцев – филиповцев ( наиболее радикальное течение в безпоповстве). Рядом с Никольским храмом располагалась моленная спасовцев (нетовцев). Была нетовщина глухая – они не пели – только читали Псалтырь и молились по лестовке. Поющая нетовщина – её адепты молились вслух. Крещения и венчания спасовцы совершали в официальной, «господствующей», как тогда говорили, Церкви. На начало 20-го века спасовцев в России было около 3-х миллионов. Сейчас они сходят на нет. Есть община в Саратове и небольшие группы в Москве и в Нижнем Новгороде. Вошли в Таганский парк культуры – бывшее кладбище Покровского монастыря. На кладбище хоронили «убогих» людей- тех, о ком не было кому позаботиться. Монастырь был основан по повелению царя Алексея Михайловича. Здесь проживал известный ученый монах Спиридон Потемкин. Прибыл он из Смоленска. Это был европейски образованный человек. Знал несколько языков. Большую известность приобрел он в связи с диспутами с иезуитами, над которыми всегда одерживал вверх. Племянником о. Спиридона был известный боярин Федор Ртищев. Резко выступил о. Спиридон против церковной реформы патриарха Никона. Его перу принадлежит первое сочинение с критикой реформы. Последующие полемисты опирались на это сочинение. Автор сочинения утверждал, что истинная Церковь не нуждается в реформах. Он был апологетом Древнерусской Церкви. Никоновскую реформу, по его словам, проводили католические агенты. Спиридона посещали протопоп Аввакум и диакон Федор. Отцу Спиридону предлагали стать Новгородским митрополитом. На это он так реагировал: «лучше, храня старое благочестие, быть в нищете, чем погибать в митрополичьем сане, приняв церковные новины». Умер о. Спиридон в 1665 году. Знаменитый фаворит Екатерины Григорий Потемкин был правнуком о. Спиридона.

Потемкин разрабатывал единоверческий проект ещё до официального его учреждения. Первые единоверческие приходы появились при содействии Потемкина в Таврической губернии в 80-е годы 18 века.

Церковь Успения на Апухтинке. Это был двухъярусный храм – на нижнем ярусе размещалась церковь преподобного Сергия Радонежского. Сохранилась ее алтарная апсида и крыльцо главного входа. На Апухтинке жило много старообрядцев. Старообрядческие архиереи снимали здесь квартиры, так как им запрещали жить на Рогожском. Архитектор храма – Поликарпов стремился внешне повторить Успенский собор Московского Кремля, только с колокольней. В храме было много древнерусских икон. Храм был освящен в 1912 году архиепископом Иоанном (Картушином). Всего этот владыка освятил около ста старообрядческих храмов. Внутреннее убранство храма было фотофиксировано только накануне его закрытия (до этого благодетели храма Новиковы были против этого).

 

Уже упоминавшийся В. Милованов, проведший детство на Апухтинке, в своей книге «Я - Виктор» (Победитель), вспоминал как в 1936 году девушки -комсомолки ходили по домам и агитировали за передачу здания храма под рабочее общежитие. Реакция Милованова – старшего: «Мы не против улучшения жилищных условий пролетариата, но может быть это сделать другим путем?». Часть икон закрытого храма удалось ночью вынести из него и передать на Рогожское. Большинство было передано в Третьяковскую галерею. Купола храма были разрушены, но основания их сохранились. Также и фрагменты фресок на чердаке. В годы Перестройки зданию был присвоен статус памятника архитектуры. Перспектив его возвращения старообрядцам в ближайшем перспективе нет, но, очевидно, это дело будущего. После закрытия храма Новиковы работали в Кремле и соборе Василия Блаженного. В 1937 году они были репрессированы. Отцу В. Милованова (в 70-е годы он был старостой Покровского собора на Рогожском) предлагали вступить в партию. На это он так отреагировал: «я поддерживаю линию партию в социальной и культурной сфере, но я верующий человек, регулярно посещаю храм». Партийный начальник после этого стал его ещё больше уважать. Запомнился рассказ экскурсовода, как дядя Милованова, находясь в заключении, горячо молился об освобождении. Ему очень хотелось выйти на свободу к празднику Успения. Каково же было его потрясение, когда в ночь под Успение ему сообщили: «Вас оклеветали, мы разобрались – вы свободны». Утром он стоял на литургии на Рогожском…… Рядом со школой, построенной в 30-е годы, на месте трансформаторной будки была моленная неокружников («иосиофцев») в честь преподобного Сергия Радонежского. Вошли в парк со странным названием «Вокзал». Здесь располагалась моленная Борисова – единственная, которую успели перестроить в храм; сохранилась его колокольня. Община храма насчитывала несколько тысяч человек. Храм был в ведении Рогожской архиепископии. Закрыли его в 1935 году. Сейчас в нем располагается детский театр. Некоторое время после Перестройки функционировала новая община храма – в виду отсутствия перспектив она была упразднена. Завершили экскурсию у уже упомянутого Братского двора в Товарищеском переулке – до революции он именовался Ч-вым, потом был переименован в Дурной. Здесь было четыре храма: Преображенский, Никольский, в честь преподобных Зосимы и Савватия и еще один, название которого я упустил- всё как на Соловках. Двор занимал целый квартал. Подземные ходы под ним позволяли в случае опасности скрываться от полиции. Работали иконописная мастерская и мастерская по медному литью. Возглавляла двор инокиня Параскева (после революции её убили с целью ограбления). Закрыли Братский двор в 30-е годы. Остатки общины перешли на Преображенку в кладбищенскую часовню.

 

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 216 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1  
Сам "таган - котелок" Ибо, таган это приспособление в виде небольшого металлического обруча на трех ножках, служащее подставкой для котла, чугунка, сковородки, при приготовлении пищи на открытом огне, принадлежность печки. Ковался в кузне.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]