Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Ю.Маслова. Не верь глазам своим
20:46
Ю.Маслова. Не верь глазам своим
С прошлого года мечтала купить книгу «Старообрядчество: история и культура» (М., «Пашков дом», 2011). И вот, мечта сбылась на ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction 2012. Сам производитель представляет свою работу как «фундаментальный ретроспективный библиографический указатель по проблемам истории и культуры старообрядчества, его социальной, экономической жизни». В предисловии составители пишут, что в указатель включено более 5 000 библиографических описаний книг, монографий, сборников научных трудов, авторефератов диссертаций, статей из продолжающихся и периодических изданий, тезисов докладов конференций на русском и иностранных языках, изданных в 1900-2009 гг. Наконец-то, бедные студенты и аспиранты вместо того, чтобы перелопачивать каталоги библиотек, смогут сесть, взять этот указатель и спокойно работать. Не жизнь, а сказка!
 
Памятуя о своих студенческих годах, когда писала доклады на конференции, я решила посмотреть, есть ли моя фамилия в списке исследователей старообрядчества. Как говорил Козьма Прутков, что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Указатель выдал мне только одно упоминание, а вот второе насторожило. Все вроде то же, те же инициалы, только фамилия моя указана в мужском роде… Мне долго пришлось искать и свою самую первую публикацию, ради которой в 1998 году ездила на конференцию в Каргополь. Увы, сборник тезисов «Старообрядческая культура Русского Севера» (п.3948, стр. 281) указан, но меня, грешной, в нем нет. Ну, нет, так нет! Только есть там люди, которых на конференции не было вовсе, эдакие «мертвые души». Мой сборник тезисов и докладов закончился на странице 123, а у авторов указателя он продолжен А.К.Галкиным и Н.И.Тормосовой до страницы 132. Незабвенный Прутков сказал бы: если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Не доверяя своим глазам, я обратилась за разъяснением к научному редактору и составителю сборника тезисов Н.И.Решетникову. Тот озадачился не меньше меня и сообщил, что Галкин в Каргополе появился только в 2002 г. и с другой темой, а Тормосова, хотя и постоянный автор сборников каргопольских научных конференций, но с темой «Волостная структура Каргопольского уезда» выступала совсем в другом месте. Из 30-ти выступавших на конференции 1998 года, полностью посвященной старообрядчеству, авторы книги указали 15, из них два человека указаны ошибочно, итого 13. Хочется спросить уважаемых составителей указателя, по какому принципу отбирались фамилии?
 
Кстати, о составителях. На титульном листе библиографического указателя можно прочесть: «Российская государственная библиотека. Научно-исследовательский отдел библиографии. Межкафедральная археографическая лаборатория МГУ». Сказать, что это солидные организации – значит, ничего не сказать. Ответственный составитель указателя Т.Я. Брискман и Г.И.Матьева – ведущие научные сотрудники Российской государственной библиотеки (РГБ); В.И.Ерофеева – с 1991 г. работает в Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ; И.Г.Гальперина – автор книги «Знаменитые дети знаменитых родителей» (больше ничего узнать о ней не удалось). Про умершую Р.Е.Беневу известно, что она имела ученую степень кандидата филологических наук. Степень доктора исторических наук имеет научный редактор указателя И.В.Поздеева. Если верить предисловию авторов, для выявления материалов они использовали каталоги и картотеки РГБ, Научной библиотеки МГУ, Государственной публичной исторической библиотеки, отраслевые и тематические библиографические указатели, базы данных ИНИОНРАН. Судить о качестве указателя не берусь, т.к. надо провести анализ всей книги, поэтому излагаю свое субъективное мнение.
 
На упомянутой книжной ярмарке Non/Fiction я увидела своеобразную выставку «100 лучших книг». Среди них заметила знакомую обложку книги «Старообрядчество в России: энциклопедический иллюстрированный словарь». Книга была подготовлена РПСЦ в память о 100-летии распечатания святых алтарей храмов Рогожского кладбища (М., 2005). Это первое издание, второе, исправленное и дополненное, вышло в 2011 году. В указатель «Старообрядчество: история и культура» вошла книга 2005 года (п.5375, стр.401). Авторский коллектив двух изданий немного отличается, однако и в том, и в другом, на первом месте по алфавиту стоит фамилия И.Г.Будкиной. В библиографическом указателе выпала буква «к» и напечатано «И.Г.Будина», та же фамилия указана в конце книги (стр.407), где приводится справочный аппарат – «Указатель имен и названий работ, описанных под заглавием».
 
Ну, хорошо, подумала я, дай посмотрю, что с другими «нашими» изданиями. Возьмем книгу известного исследователя старообрядчества В.И.Осипова. Книга называется «…В Боровеск, на мое отечество, на место мученое…» (Калуга, Золотая, аллея, 2007). Как знают читавшие протопопа Аввакума, это цитата из слова «О трех исповедницах слово плачевное»: «Та же свезоша их в Боровеск на мое отечество, на место мученое, идеже святии мучатся...». Что же мы видим в указателе? В п.1143 (стр.85) читаем следующее: Осипов В.И. В Боровск, на мое Отечество, на место мученое: боров. период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Ни кавычек, как полагается в цитате, ни отточий! Старинное «Боровеск» заменили на современный «Боровск», а слово «отечество» решили написать с заглавной буквы.
 
Другой старообрядческий писатель Д.А.Урушев не осчастливлен изменением его фамилии или описания трудов. Однако здесь поражает случайность выбора составителей указателя. Упомянут Урушев как автор вышеназванного словаря «Старообрядчество в России», указаны две его работы, посвященные редким книгам из собрания научной библиотеки РГГУ (пп.3277-3278, стр. 231), отмечен Ветковский патерик, составителем которого является Дмитрий (п.5140а, стр.376). Плюс к ним статья из журнала «Истина и жизнь» – «Его подвиг велик» (М, 2004, №5, С.34-39) о протопопе Аввакуме. Но нас уверяли авторы указателя, что работали с каталогами крупнейших библиотек страны. В каталоге исторической библиотеки я насчитала 18-ть статей Урушева из журнала «Истина и жизнь». Практически все они посвящены старообрядчеству. В электронном каталоге «Исторички» есть сборник научных трудов под редакцией Е.М.Юхименко с публикацией Урушева: К биографии епископа Павла Коломенского (б/м, 2004, С.21-42). В каталоге РГБ я нашла работу: Повесть о боярыне Морозовой и иже с нею за правоверие пострадавших / [авт. текста и пер.: Д. А. Урушев]. - Москва : Московская Митрополия Русской православной Старообрядческой Церкви, 2006. Как не вспомнить Козьму Пруткова – глядя на мир, нельзя не удивляться!..
 
В указателе «Старообрядчество: история и культура» можно отыскать немало ошибок в библиографическом описании. Например, в книге Глеба Чистякова «Рогожские алтари – запечатленная святыня», вышедшей в 2005 году, упомянуто только издательство «Панагия» (п.3824, стр. 271). А уважаемое мной издательство «Языки славянской культуры» в описании книги библиографы пропустили.
 
Или вот другое, светское издание. В п.3259 (стр.229) указано: Русские старообрядцы. Язык. Культура. История: сб. ст. к XIV Междунар. съезду славистов /Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова ; отв. ред. Л.Л. Касаткин. – М.: Яз. славян. культур, 2008. В моей домашней библиотеке есть эта книга. Там после слов «Русские старообрядцы» идет двоеточие, а потом с маленьких букв через запятую – «язык, культура, история», а слово сборник с большой буквы – «Сб.». В описании института русского языка после фамилии В.В.Виноградова стоит «РАН», т.е. принадлежность института к Российской академии наук, которую библиографы не удосужились обозначить.
 
Думаете, придираюсь? Те, кто занимался публикацией своих работ знает, что есть госстандарты библиографического описания, которые нарушать в научной работе нельзя. А ведь авторский коллектив позиционирует указатель, выпущенный РГБ, как «научное издание». А, может, составители тоже любят афоризмы Пруткова, один из которых гласит: «глупейший человек был тот, который изобрел кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели»? Я всегда мучаюсь с библиографическим описанием в своей работе в силу, наверно, неусидчивости, ощущения, что занимаешься «ловлей блох». Однако сотрудники библиотек специализируются на этом, это их работа!
 
Не так давно, 15 октября 2012 года, в Российской государственной библиотеке состоялось заседание Жюри Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению за 2010-2011 гг. На нем определили имена лауреатов и дипломантов Конкурса. Как вы, наверно, догадались, купленная мной на ярмарке книга тоже была отмечена. Авторам библиографического указателя вручили «поощрительные дипломы». Но, знаете, если такие дела «поощрять», то до чего докатится наша наука? А как же бедные студенты и аспиранты, которым будут снижать оценки, и отправлять на доработку дипломы и диссертации за составление сносок? Им хочется сказать одно – «Бди!»
 
Юлия Маслова
 
Категория: Новые издания | Просмотров: 935 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]