Главная » 2010 » Ноябрь » 9 » Ю.Маслова. Пластиковые цветы
06:27
Ю.Маслова. Пластиковые цветы
Так уж получилось, что по разным обстоятельствам давно не была на Рогожке. Мне давно хотелось помолиться на Рогожском кладбище, посмотреть новое надгробие митрополита Алимпия. Развязав узел из железной цепи, висящий на ограде, захожу на участок, где покоятся наши архиереи и иереи. И первое, что бросается в глаза – это обилие пластика на могилах. Среди строгих старообрядческих крестов, из могильных холмиков, вкупе и поодиночке торчали пластиковые цветы; на одной из могил, перевернувшись на бок, лежала корзина с тем же пестрым пластиковым букетом. Стало как-то грустно – не было раньше у староверов такого!
 
Новый обычай появился не так давно. У тех, кого мы называем «никонианами», гораздо раньше. Может, соседство никонианского храма, может, все новые не старообрядческие могилы на староверском кладбище стали причиной странной «кладбищенской моды».
 
Возложение цветов на могилы – это отголосок языческого обряда: тризна включала жертвоприношение в виде дичи, домашней птицы и скота, зерна, меда, молока, орехов, воска, цветов, тканей (рушники, полотенца и т.д.), других предметов быта, оружия. Однако христианство, как известно, сумело многие языческие обычаи наполнить новым смыслом. Поэтому нет ничего предосудительного, если на могилу христиане приносят созданные Творцом живые цветы, как символ райского благоухания будущей жизни. Но какой же смысл может быть у пластиковых цветов? Только кажущаяся красота искусственно созданного человеком мира…
 
Помимо этого, пластиковые цветы на могилах могут быть небезопасны не только для души, но и для тела. Лето 2010 года, как вы помните, было особенно жарким. В июле две посетительницы Даниловского кладбища (мать и дочь) пришли помянуть усопшего главу семейства. Женщины зажгли свечу и поставили ее возле искусственных цветов. Когда горящая свеча немного накренилась, высохшие от жары пластиковые цветы вспыхнули, точно порох. Пытаясь потушить огонь, женщины получили серьезные ожоги. Статью об этом можно прочесть на сайте: http://www.mk.ru/incident/article/2010/07/14/516574-izza-zharyi-mogila-edva-ne-prevratilas-v-krematoriy.html. Как заключает автор статьи, «по словам работников некрополя, в год на каждом кладбище случается не менее двух случаев возгорания пластиковых венков и цветов возле могил и на колумбарных стенах».
 
После традиционных визитов в родительские дни и на Пасxу, на кладбище вырастают горы из прошлогодних пластмассовых цветов и венков из искусственных еловых веток, а на могилах появляются тонны новых. Как говорят коммунальщики, цветы и венки из пластмассы сложно утилизировать, они разлагаются десятилетиями. Экологически небезопасные цветы, конечно, дольше украшают могилу, чем живые, но растущие городские помойки не то будущее, о котором мы все мечтаем. Уже не говорю о том, что сусальная красота пластиковых заменителей не отвечает эстетике старообрядчества, возмужавшего на древнерусской культуре.
 
Юлия Маслова (Москва)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1446 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 16
1 Сергiй_Аветянъ  
0
Верно подмечено.

2 samstar2  
0
Да, к сожалению.

3 Радимич  
0
Еще к великому прискорбию приходятся наблюдать что там же на могильные надгробия полагают конфеты.

5 maslova  
0
Все это можно назвать одним словом - мирщение sad

9 Georg  
0
Мирщение - это не пластиковые венки, а когда за упокой поминают не водкой и вином (как же можно!), а пивом (ведь это же почти безалкогольный напиток). Ведь я имею право , у меня такое горе!

4 savchuk  
0
На погосте, убого смотритца, а каково в храме под иконами видеть. Поставят в вазочке, несколько пластиковых цветочков. Не ужели денег жалко на маленький букетик. Так попросить женщин из дома с грядки принесли бы. Но наверное батюшки благословляют.
Простите Христа ради. Сергий

6 Georg  
0
-Сергий savchuk , у тебя на на участке, что, в любой день года можно сорвать цветы и привести их в храм?

-Андрей, конфеты на могилах - это нормально. Это пришло еще из досоветских времен, когда при кладбищах всегда ходили нищие прося милостыни. Им оставляли при могилах не только пищу, но и бывало копеечку- другую. И было это с тем расчетом,конечно, что нищий помолиться за душу того умершего(-ей) на могиле которого (-ой) он и обретал оставляемое. Ничего предосудительного в том нет.


7 Сергiй_Аветянъ  
0
+++что, в любой день года можно сорвать цветы и привести их в храм?+++

Вроде как речь как раз о том и идёт, что если нет живых цветов, которые ещё хоть как-то обоснованы - нечего их и заменять на пластиковые муляжи.

+++это нормально. Это пришло еще из досоветских времен+++

Точно. А ещё раньше со времён дохристианских, когда на могилах было принято справлять языческую тризну. То что оставляется на могилах, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств едва ли будет востребовано нищими. Следовательно это такой же муляж как пластиковые цветы, да ещё и язычество.

Что, нищих не хватает для прямой милостыни? Ну так подайте просто малоимущим староверам и попросите помолиться об упокоении души родственников.

Простите ради Христа.


8 Georg  
0
>>>Вроде как речь как раз о том и идёт, что если нет живых цветов, которые ещё хоть как-то обоснованы - нечего их и заменять на пластиковые муляжи. <<<

Что плохого в стремлении человека украсить тот же храм
исходя из РЕАЛЬНЫХ возможностей? Или для допуска-недопуска в храме тех или иных украшений (не отражающих пошлости, низменности , гнусности или язычества)обязательно нужны соборные постановления?

>>>То что оставляется...едва ли будет востребовано нищими<<<

У нас на кладбищах города почти всё разбирают - конфеты и всякие постряпушки. И разбирают их ни кто-то , а дети; дети вид которых (взгляд , повадки , одежда)говорит о том что не так-то часто им перепадают сладости в этой жизни. Ну а то, что не помолятся -да и Бог с ними. Сам помолюсь и за умершего и за того ребенка.


10 Сергiй_Аветянъ  
0
+++У нас на кладбищах города почти всё разбирают - конфеты и всякие постряпушки. И разбирают их ни кто-то , а дети; дети вид которых (взгляд , повадки , одежда)говорит о том что не так-то часто им перепадают сладости в этой жизни.+++

Вопросов нет. Простите ради Христа. Накормить Христа ради голодного ребёнка - всегда дело благое и богоугодное.

Касательно же статьи и упомянутых в комментарии к ней конфет - никто их на архиерейских могилах не разбирает. Так что уподобление вашей городской ситуации здесь неуместно, так как фактического смысла милостыни они не несут. Сила нашей веры в том, что она реальна. И дела веры должны быть реальны, а не абстрактны.
Одно и тоже действие в разных ситуациях может иметь совершенно противоположный смысл.

+++не отражающих пошлости+++

Никониане тоже стремятся украшать Честный Крест Христов всяческими завитушечками и не видят в этом ничего дурного.
Ещё есть тенденция "украшать" старые образа, записывая их в "красивой" живописной манере.
Пение тоже партесом разукрасили - говорят красиво и для слуха приятственно.

Даже дорогие золотые оклады, жертвовавшиеся купечеством, сомнительная жертва Богу, скорее стремление дать Ему взятку, а уж копеечное пластиковое дурновкусие пригодно разве что для пластиковой веры. Такой веры, которая не от Бога, а от людей, создавших её для удобства обеспечения бытовых нужд, и, в силу своей пластиковой природы, очень удобной для любой трансформации и переработки. Простите.

Живые цветы несут в себе хотя бы нравоучительный момент. При всей своей быстротечной красоте и великолепии они напоминают человеку о том, что жизнь его яко цвет сельный, тако отцветет. Пластик же демонстрирует лишь торжество безжизненности, которое в Церкви вряд ли уместно.


13 maslova  
0
Спаси Христос, Сергий! Вы за меня ответили, а то мне не хотелось доказывать очевидное...

11 Georg  
0
>>>Никониане тоже стремятся украшать Честный Крест Христов всяческими завитушечками и не видят в этом ничего дурного.
Ещё есть тенденция "украшать" старые образа, записывая их в "красивой" живописной манере. <<<

Никонианская проблема не в отделке образов и крестов завитушками и золотом. Поэтому все что они там вытворяют... какое нам до того дело?

>>>Живые цветы несут в себе хотя бы нравоучительный момент.<<<

хм... ну а бы сказал - жертвенный и то же был бы прав.
Однако, жертва и украшения - вещи разные.

>>>стремление дать Ему взятку, а уж копеечное пластиковое дурновкусие <<
Философия предмет богатый, ведь с ее помощью и добро выставляется злом. Ну какая еще взятка biggrin wacko ?


12 Сергiй_Аветянъ  
0
К величайшему сожалению, "всё что они там вытворяют" начинает потихоньку вытворяться и здесь. Только в силу этого и поминаю о них (Примеры, если нужно, приведу, но вряд ли в этом есть смысл).
Жаль, когда люди перестают понимать, что абсолютно пустой храм, где по скудости на стене копотью свещи изображён Честный Крест Христов, а люди в жертву Богу приносят дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, а не пластиковую подделку веры - невообразимо прекраснее, чем заклеенный от пола до потолка фотообоями с изображением икон "храм", в котором жертва понимается, как украшательство и отделка.

Простите ради Христа.


14 maslova  
0
в Италии в церквях электрические свечи: бросаешь монетку, вкручиваешь пластмассовую трубку в гнездо, лампочка сверху загорается...тоже своего рода пластиковые цветочки, а все это вместе - дурновкусие и китч!

15 Georg  
0
Сергей, Юлия, тогда по вашему придется выкинуть из храмов все иконостасы и киоты в которых присутствуют элементы украшений вида цветка (растения) искусственного прооисхождения ? Так что ли?
Ведь не настоящее же!

dont


16 Сергiй_Аветянъ  
1
Нет, не так.

Пусть последнее слово остаётся за вами. Всё что мы хотели сказать, мы сказали. Имеющий уши - услышит. Оставайтесь с миром и своими пластиковыми цветами.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]