Главная » 2013 » Февраль » 25 » Ю.Маслова. «Ты один мне поддержка и опора…»
05:41
Ю.Маслова. «Ты один мне поддержка и опора…»
Помните тургеневское «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…»? Русский язык поистине могуч и правдив. Возьмем, к примеру, фразеологизм «казанская сирота». Это не фигуральное выражение, здесь отражена история Руси. Родилось оно в XVI веке, после завоевания Иваном Грозным Казани. Казанские мурзы умело прикидывались бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. С той поры того, кто излишне прибедняется, народ насмешливо называет казанской сиротой. Известно, например, что в 1563 г. Грозный пожаловал городок Романов и его округу со многими селами, деревнями и пустошами перешедшим к нему на службу четырем знатным ногайским мурзам (князьям) – Ибрагиму и Иль-мурзе Юсуфовым и Алей и Айдар-мурзе Кутумовым. Жалуя ногайских мурз землями, Иван Грозный обещал «их ничем от их веры не нудить и мольбища их не рушить».
 
Но уже в XVII веке царь Алексей Михайлович щедро награждал тех татар, которые добровольно решались переменить веру. В исторических документах сохранилось немало образчиков, когда обычные проходимцы и попрошайки получали царские награды. Подарками для этих «казанских сирот» были собольи шубы или шкуры соболиные, серебряные ковши, кубки, жемчуга, бархат, атлас, кони и т.п.
 
И еще один фразеологизм времен Ивана Грозного – «филькина грамота». Московский митрополит Филипп, как истинный пастырь, не мог мириться с разгулом опричников. В своих многочисленных посланиях к царю, он пытался убедить Грозного отказаться от политики террора. Непокорного митрополита Грозный презрительно называл Филькой. Обличительные грамоты митрополита, из-за иронии царя, превратились в народном сознании в пустяшный документ – «филькины грамоты». Выражение прочно укоренилось в русском языке. Так обычно говорят о документах, не имеющих юридической силы, и/или о невежественных, безграмотно составленных документах.
 
Существует много свидетельств о чуткости русского языка к истории. Мы вспоминали царские награды соболями и серебряными кубками, но то осталось в прошлом. С приходом Петра I появилась чисто символическая система наград. Медали и ордена, в основном, давали за проявленное мужество в боевых сражениях. Только одна медаль выбивалась из общего ряда петровских наград – это «Иудина медаль».
 
 

"Иудина медаль". Аверс
 
 
Расшифровать емкое название медали для любой христианской души не составляло трудности. Ее называют одной из самых загадочных в истории наградной системы России.
 

"Иудина медаль". Реверс
 
 
Появилась медаль по воле Петра I в 1709 году и предназначалась украинскому гетману Ивану Степановичу Мазепе. После поимки предателя предполагалось публично возложить медаль на грудь изменнику и затем «предать его анафеме». Увы, государь не успел вручить награду предателю, так как Мазепа скончался.
 
В России были разные награды. Вот говорящие сами за себя: «За храбрость», «За верность», «За усердную службу». Была и экзотика: «Медали для чукчей» (1791-1794 гг.), «За разведение тутовых деревьев» (1797 г.), «Разным азиатцам» (1803 г.). Нормы русского языка здесь не нарушены. В СССР был орден «Дружбы народов» (1972 г.). Дружат, как минимум, двое – я и ты, народ и народ, а вот что такое орден «Дружбы» (1994 г.) мне не совсем понятно.
 
Как писал М.В.Ломоносов: «Языка нашего небесна красота/ Не будет никогда попранна от скота». Если не нравится слово «народ» (хотя, непонятно, почему?), то назвали бы орден «За дружбу», а еще лучше «За усердную дружбу» (шучу). Отрезав слово «народ», награждающий указал на качество, свойственное любому смертному. Вроде, как и не награжден вовсе, а так, умеет, в принципе, дружить, служить и т.п.
 
Дружить с кем, вот вопрос? То ли дело медаль «Поборнику православия»! Здесь все четко и ясно. Медаль предназначалась для поощрения греческих повстанцев, которые должны были содействовать планам императрицы Екатерины II в освобождении православных народов от турецкой зависимости.
 
 
 
 
 
Медаль "Поборнику православия"
 
Екатерина хотела восстановить Византию под скипетром российской короны, а затем открыть ворота Константинополя христианству всего Балканского полуострова. Вместо турецкого полумесяца над храмом Святой Софии в Стамбуле планировалось водрузить православный крест. Как видим, «византийская прелесть» искушала не только Тишайшего... Однако смелому прожекту императрицы не суждено было сбыться – греческое восстание внутри Оттоманской империи было подавлено, медаль осталась в проекте.
 
 
 

 

                                                                                     Орден Дружбы

 
Кстати, о чуждых «Святой Софии» символах. В описании ордена «Дружбы» сказано: «Он представляет собой пятиконечную звезду, образованную пучками расходящихся золотистых лучей». Надо ли говорить, что звезда – тоже чуждый христианству символ? Статут и описание ордена «Дружбы» были утверждены Указом Президента РФ № 442 от 2 марта 1994 г. А Указом Президента РФ N 19 от 6 января 1999 г.  в статут и описание внесены изменения, т.е. получается, что предыдущий Указ превращен в «филькину грамоту».
 
А еще «филькиной грамотой» звучат слова благодарности некоторых награжденных за новодельные ордена и медали РФ: впервые за 350 лет от государства, которому 22 года, вручен орден, существующий еще меньше времени.  Когда генерала Скобелева награждали, он при каждом удобном   случае  говорил солдатам: «Я вам, братцы, обязан! Это вы все сделали... Мне за вас дали мои кресты!..» Но то – военная награда и слава.
 
Однако не будем пессимистами. Вслед за писателем скажем: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
 
Юлия Маслова
Категория: События и комментарии | Просмотров: 1318 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 7
1  
За дружбу дали орденок,
Святится радостью пенёк…
Но это лишь мертвецкий блик,
Ополоумел, наш старик.

2  
Вообще-то, это Ваш предстоятель. Вы бы уж как-то повежливее реагировали.

3  
В отношении к разрушителю Старообрядческого сообщества, делателю и множителю сметного греха, пастырю, перешедшему дьявольский Рубикон, понятие вежливость становится необъективной, а потому - неприемлемой.

4  
Эпиграмма одна из форм увещевания.

5  
Форма увещевания для представителя церкви - примеры из жизни святых. Таких приходит на ум несколько:
[/size][size=7][size=9][/size][size=7][size=9][/size][/size]Митрополит Алексийлюбил преподобного Сергия Радонежскогочудотворца, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагална него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от
этого избрания. Однажды митрополит Алексий хотел возложить на него золотой
крест в награду за труды, но Сергий сказал: "От юности своей я не носил на
себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете" - и решительно
отклонил от себя эту почесть.
Святой Кирилл, учитель словенский, прибыв с братом Мефодием к хозарам, беседовал с ними охристианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с
ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить
проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить
с ними на родину всех греческих пленников. Император Аврелианпризвал к себе святого Патрокла иповелел ему кланяться идолам, обещая за это большие почести и награды. Святой
отказался от идолопоклонства со словами, что император сам нищ.

6  
Здесь, вы, показали примеры поучительного жития Святых, которыми должен был руководствоваться предстоятель.
Но, когда, дело свершилось по бесовскому вразумлению, то в данном случае, больше подходят обширные, зубодробящие увещевания Протопопа Аввакума.
А с простеца, что взять, - обобщил мнение окружающих, что видит, то и глаголет.

7  
Спаси Христос, Юлия!
У меня  сразу же  возникла  мысль, что  вручение  ордена дружбы  - символичное событие. Достаточно вспомнить, например, слова никонианского митрополита Иллариона:
"У нас добрые и конструктивные отношения, я встречался уже не один раз с (главой РСПЦ) митрополитом Корнилием,

мы обсуждали возможные пути взаимодействия. Конечно, здесь нужно двигаться поступательно, двигаться не спеша, соблюдая разумную осторожность, чтобы ни в той ни в другой общине не возникло каких-то недоразумений, непониманий, протестов. Но с обеих сторон наблюдается стремление к сближению и преодолению тех печальных разногласий,
которые существовали на протяжении нескольких веков", - заявил митрополит Иларион корреспонденту РИА Новости в пятницу.

Митрополит Корнилий получил свой орден за дружбу с никонианами

А вот что пишет  о дружбе  с еретиками Святитель Іоаннъ Златоустый:
«Есть такая простая вещь какъ доброе раздѣленіе. Точно такъ же какъ согласіе можетъ быть добрымъ, есть и такая вещь какъ недоброе согласіе. Ни коей же пользы нѣтъ въ «чистомъ житіи» приприлежаніи къ негоднымъ догматамъ вѣры... ибо не токмо еретики суть враги Божіи, но такожде и тѣ, кои состоятъ съ сими въобщеніи. Аще кто исповѣдуетъ нѣкую ересь о Вѣрѣ, бѣгиотъ онаго и не имѣй съонымъ ничего общаго, не токмо аще сей человѣкъ есть, но и аще есть ангелъ съ небесе пришедый. Оберегайся со всякимъ тщаніемъ отъ любви къ еретикамъ; да не примешь сего ради нѣкую ложную вѣру (догматъ) воимя сей любви... Чистота еретиковъ хуже всякаго разврата... ибо какъ можетъ дѣвственникъ или дѣвственница, противоставъистинной Вѣрѣ, обращать теперь вниманіе назаблужденія, предавъ себя вѣрѣ демоновъ и почитая ложь? Возлюбленніи, многажды вамъглаголахъ о безбожныхъ еретицехъ и нынѣмолю, не совокуплятися съ ними ни въ яденіи, ни въ питіи, ни въ дружбѣ, ни въ любви: творяй бо сія,чюжа себѣ творитъ ХристовойЦерквѣ. Аще кто ибезплотныхъ житіе подъиметъ, еретикомъ же пріобщаяся въ дружбѣ и въ любви, таковый чюжъесть Христа Владыки: якоже убо сытости не имамы Владыку Христа любити, такоже
не имамы сытости врага его ненавидети. Глаголетъ бо Самъ: иже нѣсть со Мною, на Мя есть (Лук.11, 23).
»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]