Главная » 2010 » Март » 1 » К 300-летию староверия в Литве: Дегуцкий летописец (продолжение)
18:01
К 300-летию староверия в Литве: Дегуцкий летописец (продолжение)
Наш сайт продолжает публикацию Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского (Дегуцкого летописца). Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990). 

Московская история
 
Лето 7173.
 
Ох, увы, увы, лютых тех времен!
Ох, увы, увы, скорбных оных дней!
Аще помянем благочестие
И пресветлое правоверие

Лето 7174.

Егда процветал крин церковный
И зело блистал чин священный,
То не можем быть без рыдания
И без горькаго воздыхания.
 
Российская история

Лето 7175.

В сем 1667-м году бысть собор великий с прибывшими в Москву патриархами // греческими Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским и Иоасаф (по Никоне поставленный) патриарх Московский и с ними митрополитов Великий России и восточных 14, архиепископов 8, епископов 5 архимандритов 25, игуменов 6, протопопов 15, всех вкупе 76. Изложили книги «Соборный свиток» и «Жезл правления».к Тогда в «Соборном свитке» написали, чтоб символ читать так, как в изданной при патриархе Никоне книге Скрижали. «Аллилуйя» петь на псалмопениих по трижды, а в четвертое «Слава тебе, Боже!» и знаменоваться треми первыми персты, просфиры печатать // четвероконечным крестом, иереом благословлять так же, как и положенное в Скрижали поучение Никалая Малакса научает. И аще кто сему не покорится, на таковых положена претяжчайшая клятва.

Стенька Разин разбойник, донской казак. Разбойник Разин, донской казак, появившийся на Дону в 1667 году. Он набрал обманом и угрозами до 200 000 человек войска,, взял Астрахань, Царицын, Симбирск, Саратов. Долго нельзя было усмирить этаго злодея, но наконец он был пойман и казнен 
 
Соловецкая история

Лето 7176.

В сем году соловецкия отцы в октябре месяце совет общь сотворше, написаша к царю молительное прошение, в нем же: моляху самодержца да ослабит им по отеческим уставом во-отечестем стяжании жити и проч<ее>.

 
 
С.Д.Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг
 
 
В сем же году бе прение священнодиякона Феодора с митрополитом Афанасием Иконийским о сложении перст в знамении крестном. //

 
Лето 7177.

В сем году Герасим Фирсов, словесныя мудрости и наказания причастник, муж доволнаго учения, иже во время Никона патриарха новопреданий «Слово о крестном знамении, еже на лицах, сочинив, добрейшее мудрости своея изображение по себе остави.

От сего Пальеостровский Игнатий мудрости воду яко губа почерпе, иже вся Олонецкия и Каргопольския страны в православия догматех стояти утверди, и непроходимый пустынныя дебри благочестивыми насади жительми. Сей советом соловецких отец послан к Москве молити и увещевати самодер<ж>ца, да ослабит стяжанию преподобных отец во предании их неизменне жити и скончатися, // его же власти до самодержца не допустиша, но на пути яко Филиппа задушиша и прежде царя земнаго к небесному отслаша, за его же церковь толикий и таковый подвиг даже до смерти показа.

В том же году февраля 17 мучение двух старцов и исповедник Петра и Евдокима.

 
Соловецкая история
 
Лето 7178

В сем году отцем соловецким подвиг великаго натрижения наста. Посланный от царя воевода Игнатий Волохов со стом воинов вооруженных в киновию Соловецкую прибыл, и от него предлагаемо бе отцем едино от двоих или покоршимся новоуставленным преданиям привременныя сладости житием или стоящим во древле//церковнем благочестии смерть горчайшая обетовашася, тем и собирают вся, яже во обители люди, аще иноки, аще белцы, в соборную келию, предлагающе им царев гнев и посланнаго воинства прибытие на разорение киновии, советуют крепкодушным мужем, желающим настоящие смерти горестно будущих святым сладостей получити, во обители пребывати, советуют немощным и страшливым остатися, на брег морской отъехати. Сему совету во уши всех братии возвестившуся, мали неции от инок и белец на брег изыти восхотеша, прочий же вси уготовишася на смерть за древлецерковныя законы, их же число до тысящи пятих сот восхождаше. // Приехавшему воеводе Волохову ответствоваша, яко аще и тмами лютая постраждут, обаче древних благочестия законов отврещися не могут. И тако затворишася в монастыре в лето 7178.

Воевода же оный Волохов с воинством четыре годишная времена пребыв, святую озлобляя обитель и ничтоже успев, царским указом к царствующему граду Москве взят бысть. //

 
Лето 7179. 1671.

Четы иноков уловляхуся,
Злым казнением умерщвляхуся.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1272 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]