Наш сайт продолжает публикацию Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского (Дегуцкого летописца). Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990).
Курляндская история
Лето 7185.
В сем 1677 году при царе Феодоре Алексеевиче, в патриаршество же Иоакимово, в Московской епархии бысть священноиерей Терентий, древлеправославнаго крещения и рукоположения сущий, святоотеческия // предании крепко и непоколебимо содержащий, за что от владык великороссийски» церкве бяше вельми угнетаемый. И не мог терпети онаго оскорбления, оставль отечество свое московскую страну,, прииде в герцогство Курляндское с сыном своим Афанасием, малолетным тогда сущим, и вселися близ реки Двины в деревне Лигинишках (ныне мыза Лигинишки), в ней же и молитвенный храм бяше (основан в лето 7168, 1660) от града Динабурга сущи яко три поприща, и живяста ту с сыном своим благочестно.
Лето 7186. 1678.
Насельницы же тех мест древлеправославнии християне, видяще богоугодное житие // священноиерея Терентия с сыном, начата молити раба божия Терентия, да будет им наставник и путеводитель к царству небесному. Он же сего великога дела отклоняйся, грешна себе нарицая и недостойна суща..б Но велиим молением всего христоименитаго народа убежден бысть. И пасяще добро стадо христово словесныя овцы до кончины своея в той же деревне Лигинишках, и преставися ко Господу с миром при собрании многих паствы своея, благословив им по умолению их сына своего Афанасия по себе пастырем быти, который со слезами проводив родителя своего до гроба со псалмы и пении и песньми // духовными во множестве народа, иже и погребоша его честно на кладбище при той же деревне Лигинишках сущем в вечный покой лета 7112. 1704.
Литовская история
Лето 7187.
В сем году 1679-м прииде в Литву от страны Московския муж именем Трофим Иванов, бывший в царствование Алексея Михайловича военнослужащий стрелецкой десятник под командою воеводы Мещерина, посланного разорить соловецкую киновию, при котором будучи самолично видевший разорение святой обители и страдание преподобных отец 'Соловецких за древлеправославное святоотеческое благочестие, и от того самовидения прииде в великое умиление, раскаявся о своем зверском немилосердии к святым отцам. Тогда утаився от всех, оставляет российское отечество, приходит в Литовскую землю и водворивися ту, пребысть до кончины своея, поведая со слезами всем людем случыпееся в лето 7184 (1676) о разорении святой обители и о преподобных отцех, пострадавших за древлеправославное церковное благочестие. Прииде же в старость гдубоку и некое время обдержим бысть болезнию телесного, преставися с миром ко Господу в вечный покой лета 7241 (1733).
Российская история
Лето 7188.
В сем 1680-м году царь Федор Алексеевич, по любви своей к пению церковному приказал переменить старознаменное пение по крюкам (которое разделялось на столповое, состоявшее из одних басов, и демественное, из теноров и басов), а ввел пение из многих разных голосов состоящее, многоусугубляемое, партесное, киевское.
Лето 7189. 1681.
В сем году пострадали священнопротопоп Аввакум, сильный Христов воевода, и священник Лазарь, храбрый божий слуга, и преподобный старец Епифаний, воин небес-наго царя Христа, и Феодор диякон. Вси сии вкупе в самый страстей Христовых день, си есть в великий пяток, в срубе огнесожжением от здешних преселенныя, жертва жива и одушевленна владыце и Богу принесошася.
П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897 г.
Никон п<атриарх> возвращен от заточ<ения> в Воскре<с<енском> монастыре и на дороге скон<чашася>.
Лето 7190-е.
В сем году 1682-м священноиерей Никита с прочими и отец Савватий по различных злостраданиих главоусечением в Москве конец жития совершивше, к небесному владыце взыдоша.
Российская история
7191, 7192, 7193, 7194.
В сих годах происходило в Москве религионное (так! — Г. М.) действие стрелецкаго воиньства, и в оном многая от здешних к вечным преселишася.
Казни стрельцов в 1698 г. Гравюра Захарии Стефановича-Орфелина из его книги "Житие и славные дела государя императора Петра Великого ...". (Венеция, 1772)
Соловецкая история
Лето 7195.
В сем году 1687-м Игнатий Соловецкий диакон и еклисиарх бывый киновии, иже ведением мудрости и разума собранием толико украшен, толико удобрен бяше, яко и от новолюбителей некто упражнялся в сих о нем изглагола сице: «Игнатий Соловецкий сосуд полный мудрости и нагнетен есть».
Сей блаженный по изшествии от Соловецкия киновии многая пустыни, страны и грады обходя, древлецерковнаго благочестия слово утверждая и к добродетельному житию люборачительны души возграждая, сей обонежския и каргопольская пределы во отеческаго // православия утверди законех, и непроходимый выгорецкия пустыни, дебри и блата благочестивыми насади жительми, и чином и уставом общежительства преподобных отец соловецких удобрив, украси оныя дебри.
Сей един от соловецкия киновии изыде и со многими ко Господу взыде. В Пальеостровстем монастыри со двема тысящьма и седми стами собравшихся за древнее отец благочестие от присланных воинов сожжен, в мирная покоища преиде марта 4-го.
Лето 7196. 1688.
Царевна Софья Алексеевна удалена от правления царских дел.
Лето 7197. 1689.
Герман смиренномудрый и крепкий, иже страданием за благочестие удобривыйся, сей со многими собравшимися, яко с тысящею и пятьми стами в вышереченнем Пальеостровском монастыре от воинов приехавших огнепалением ог здешних в будущая преселивыйся добре ноября 23 числа.
Лето 7198. 7199.
В сих годах 1690 и 1691 царь Петр Алексеич основал два полка гвардейских, первыя Преображенский и Семеновский, так названных по двум близ Москвы увеселительным царским дворцам по образцу европейскому
Лето 7200-е.
В сем году 1692-м Иосиф, глаголемый Сухой, иже довольна лета во обители Соловецкой поживый, сей за непристатие к новинам многая томления, узы, темницы и раны пре-терпе, и от всех сих благодатию божиею избавлен бысть, послежде во обонежских пустынях страньствова, таже в лето 7200 в Пудожьстей волости со множеством народа собрався от наезда воиньскаго, сам убо от воинов, обличают; новины их, пулею устрелен, от настоящия к будущей жизни изрядно преселися, прочий же огнем скончашася, числом суще, яко тысяща двесте душ.
Лета 7201. 1693.
Инок Иосиф за древлецерковное благочестие убиен, и иже с ним Василий и инок Силивестр и прочих с ними пятьдесят сожженныя в Пудоже августа 12 числа.
Лето 7202. 1694.
В Киевопечерской лавре бысть собрание житий святых к напечатанию их.
Лето 7203.
В сем 1695-м году книги Четь Минеи напечатаны перьвым тиснением в Киевопечерской лавре.
Московская история
Лета 7204 и 7205.
В сих годах 1696 и 1697-м стрелецкия безпокойства утишены, неприставшия к новопреданиям церковным все показнены (сицевым образом:)
В.И.Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г.
В Москве непокаряющияся церковным новопреданиям стрельцы уголовным судом осуждены к смертной казни под меч на главоусечение, числом две тысящи человек, который под конвоем приведены на показанное место в Преображенском в генеральную улицу и поставлены по улице в два ряда, и при глубоком молчании прочитан им декрет осуждения их.
По прочтении декрета скомандовано осужденником обеим рядам повернуться лицем в средину и стать на колени, егда же осужденный стали // на колени, тогда командующий прогласил им тако: «Кто из вас, осужденных, не похощет принять смертную казнь, а пожелает живота и будет согласен в соединение с православною церковию, той восставши да исходит на означенное здесь сие место». Выслушавши сие осужденные на смерть, и из двух тысячь осужденных не более двадесяти человек восташа и на означенное место сташа. Затем командующий прогласил второй раз о том же и третий раз - никто более не вста. Потом скомандовано осужденным головы наклонить. Егда же осужденные тако учинили и вси головы наклонили, тогда барабанщикам скомандовано на обеих концах в барабаны бить, а палачам (или спекулаторам) головы осужденным рубить.
И тако вси посечены быша за исповедание древлецерковнаго благочестия, числом две тысящи, бывшия земнаго царя воини, пролитием же своея крови за обличение нововводств и за содержание древлеправославного вероисповедания ввоинишася к небесному Царю в безконечныя веки веком. Аминь.
|