Главная » 2010 » Март » 13 » К 300-летию староверия в Литве: Дегуцкий летописец (продолжение)
08:48
К 300-летию староверия в Литве: Дегуцкий летописец (продолжение)
Наш сайт продолжает публикацию Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского (Дегуцкого летописца). Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990).
 
 
Московская история
 
 

 
Орден и орденская лента св.апостола Андрея Первозванного
 
Лето 7206.
 

В сем 1698 году учрежден орден Святаго апостола Андрея Первозваннаго. 
 
 
Курляндская история
 

Лето 7207. 1699.
 

Устроися моленна побочь местечка Алыкшты в деревне Балтруках и при ней настоятельство благословением священноиерея Терентия Лигинишскаго. 1699.
 
 
Российская история
 

Лето 7208.
 

В сем 1700 году Петр 1-й установил, дабы Новой год начинать вперед по примеру европейцев с 1-го дня генваря и вместо бывшаго летосчисления от создания мира ввел летосчисление от Рождества Христова.

 
Лето 7209.

 
В сем 1701-м году напи<сан> стих «Душе моя, помысли. . .» и «Кто бы мне. . .»

 
Лето 7210.
 

В сем году 1702-м написан стих «Егда приидет кончина. . .»
 
 

А.Г.Венецианов. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838
 
Лето 7211.
 

В сем 1703-м году царь Петр овладел крепостью Нейшанцом, коего остатки и поныне выше Охты в Санктпетербурге видны. Он (Петр I) заложил 16-го майя город Санктпетербург.
 
 
Литовская история

 
Лето 7212.

 
В сем году священноиерей Терентий преставися 1704 в д<еревне> Лигинишках. На свое место благословил (по прозбе мирян) сына своего Афанасия.

 
Лето 7213.

 
В сем году н<аписан> с<тих> «Взирай с прилеж<анием>. . .»
 

 

С.В.Иванов. Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг)
 
 
7214. 7215. 7216. 7217.


В сих годах было ужасное озлобление кафоликов.
 
Литовская история
 
 
 
 
 
Храм в дер.Пуща (Литва). 1950-е гг.
 
Лето 7218.


В сем 1710-м году моленна в Пущи, яже есть Кревенская устроися в начале 18-го столетия, до рижскаго взятия, в царствование Петра Алексеевича 1-го, и при ней настоятельство благословением Афанасия Терентьича.

 
Новгородская история
 

Лето 7219.


Царя небеснаго знамение животворящий крест,
Имущий разстояние пятьсот поприщ от сих мест,
В Великом Новеграде на Волховском мосту сущий,
Надписание «Царь славы Исус Христос» имущий,
Земной царь всероссийский государь именем Петр,
Бывший тех лет,
Восхоте той животворящий крест поновити
И на нем // древнейшее надписание пременити,
Изъявляя набожную усердность своея веры,
Написа на кресте вместо «царя славы» четыре литеры «IНЦI»
 
Московская история


Лето 7220.


В сем 1712-м году по названию иноверных «староверский патриарх», общий староверский пастырь Федосей Васильич скончался.
 
Российская история


Лето 7221.


В сем 1713-м году бысть приуготовление в Киевопечерской лавре к напечатанию Четиих Миней.


Лето 7222.


В сем году 1714-м Четь Минеи в Киевопечерской // лавре напечатаны вторым тиснением.


Лето 7223. 1715.
7224. 7225
.


В сих годах по многим местам в России производились великие и частые гари, о которых полицейские командующие не могли под спудом молчания скрывать, но принуждены и нехотя вышнему начальству рапортовать следующим порядком
 
 

 
С.В.Иванов. Едут! Карательный отряд
 
 

Лето 7226. 1718.
 

Егда по многим местам в России оказались сжигающиеся люди старообрядческаго вероисповедания, тогда начальствующим полицейскою частию начали рапортовать меньшия до больших, // а больший до высших, и так дошло о сем сведение до самого государя. Услыша о таких произшествиях государь и с великим прискорбием изрек: «Хощу знать, отчего люди так предают сами себя смерти?» И некто из ближайших советников (или министров) сказал: «Эти люди староверы, не хотят покориться церкви и ея пастырям и еще гнушаются новоисправленными книгами». Г<осударь>: «Да за что же смерти себя предают?» С<оветник>: «За то, что принуждают их ходить в церковь и приобщаться с<вятых> тайн, а они не хотят, того ради их очень теснят, а они от великаго // утеснения сожигаются». По сему объяснению советника государь и узнал, что староверов очень теснят, и они того ради сожигаются, приказал отыскать несколько староверов и представить пред себя. По царскому повелению староверы отысканы и представлены пред ясный очи государя. Тогда государь вопрошая их: «Вы какия люди?» Отвечают: «Мы люди здешние московские граждане». Г<осу-дарь>: «Я спрашиваю у вас, какого вы закона?» Отвечают: «Мы закона християнскаго старой веры». Г<осударь>: «Для чего вы отлучились от существующия ныне грекороссийския церкве и находящихся при ней // архипастырей и действуемых от них тайн не приемлете?» Отвечают: «Когда Никон патриарх с собором советовали и уложили быть книжному поправлению, но вместо поправления оказались многия пременении, и тех ради перемен боимся приступить к сообщению господствующей церкви, а подробно обо всем мы объяснить не можем потому, что мы люди неученые». Г<осу-дарь>: «А где ваши учители?» Отвечают: «Наши учители укрываются». Г<осударь>: «От чего же они укрываются?» Отвечают: «От гонения». Г<осударь>: «Где же они скрываются?» Отв<ечают>: «Этого мы не знаем». // Тогда г<осударь> отпустил их восвояси благополучно и прирек им: «Не бойтесь, вас теперь никто не оскорбит».
 

Лето 7227-е.
 

В сем году 1719-м государь приказал правителствующему Сенату сочинить указ следующаго содержания: дабы староверския учители (или наставники) являлись в Москву для объяснения о своем вероисповедании и о удалении от господствующий церкви пред самим государем без малейшаго страха (или боязни). И во оном указе определены следующий сроки: ежели скрывающиеся в разстоянии от столицы за 100, 200 и 300// верст, то могут явиться в 1 месяц, ежели будут от столицы 400, 500, 600 и 700 верст, таковыя да являются чрез три месяца, а ежели будут в разстоянии от столицы околы тысячи верст и больше, те могут явить себя чрез шесть месяцов, а которыя будут за 2000 верст и далее, то оныя могут явиться чрез год. Таковой-то указ составив разослать его по всей России в присудственныя места и везде публиковать. И сие по повелению царскому исполнено: от правительствующаго Сената указы напечатаны и разосланы по всей России во все присудственныя места // и опубликованы всенародно.
 

Лета 7228. 1720-е.
 

Но как со времени публикацыи сего вышепрописанного указа проходят сроки: первый месячный, 2-й трехмесячный, 3-й шестимесячный, 4-й годовой, и по прошествии всех сроков из сокрывшихся не явился ни один в столицу для объяснения о своем вероисповедании, государь, видя, что чрез все годишное время и более ни один не явился, и за то зело возъярился, хотя же и гневен, но с рассуждением паки приказывает отыскать староверов и представить пред свои ясныя очи. // Начальство немедленно староверов отискали и представили их пред государя. Государь, видя староверов во ужасе предстоящих, и рече им: «Вы теперь не бойтесь ничего, но сказывайте сущую правду. Я спрашиваю у вас: где ваши наставники (или учители)?» Они же в великом страхе едва могли проговорить тако: «Ваше царское величество! Мы не знаем, где наши наставники скрываются». Тогда государь яро на них воззрев и рече грозно: «Ежели не скажете, где ваши наставники скрываются, то вас разными муками умучю и жизни лишени будете». В таком-то // страхе бывше тии человецы и в том страхе рекоша царю: «Ваше царское величество! Слыхали мы в разговорах своих староверов, что в Олонецкой губернии есть Выгорецкая пустыня, только не знаем того, в каком повете она, в Повенецком или в другом котором, и в той пустыне есть такия учительные люди, который могут ясно сказать о нашем вероисповедании». Услыша государь такое сказание и оное записах в книжку. Потом устрашенныя до смерти показатели отпущены быша восвояси благополучно. //

Лето 7229.
 

В сем году 1721-м государь Петр Алексеич патриаршеское титло уничтожил и вместо патриарха учредил Святейший правительствующий Синод, поручив ему под верховным своим ведением отправление всех духовных дел по данному духовному регламенту.
 

 
Н. Неврев. "Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым"
 
 
Того же года государь Петр Алексеевич повелевает Святейшему Синоду написать староверам вопросы, за что они отлучились церкви и ея пастырей и о прочем, а правительствующему Сенату составить указ с пунктами для вопросо-ответчиков // о порядках на случай устнаго разглагольствия, чтобы оно производимо было доброчестно и проч<ее>.

Посем вопросы от Святейшаго Синода написаны числом сто шесть (106), а от правительствующаго Сената указ приготовлен в Олонецкую губернию на Петровские заводы к главноприсудствующим и к лантрату.

Тогда от Святейшаго Синода выбран член производить таковое важное дело иеромонах Неофит, словом речистый, умом и разумом замыслистый. По избрании таковаго члена от Святейшаго Синода государь уполномочив его // вопросами и указом. В указе же прописано в пунктах, когда тако-выя вопросоответчики явятся лично и отвечать согласятся, то обязать их в том подпискою, означив срок на шесть месяцев, а ежели в полгода ответов не зготовят, то дать им отсрочку на три 3 месяца, ежели же и по отсрочке не исправятся, то дать еще отсрочку и не безпокоить их насильным понуждением, но ожидать окончания ответов благосклонно.
 
 
 

Петровские заводы. Олонецкая губерния
 
 
С таковым-то указом и вопросами отправлен вышеозначенный синодский член на // Петровские заводы. Егда же на заводы прибыл и себя объявил, тогда петрозаводским начальством принят с великим уважением. Присланный предъявляет местному начальству указ, о чем прислан, а местное начальство по принадлежности отправило указ к лантрату того округа, где Выгорецкая пустыня. Лантрат, получа таковой указ, тот же час послал строгий приказ в Выгорецкую пустынь, дабы явилися к нему старшины Выгорецкой пустыни немедленно.

Тогда выгопустынножители получив в первой раз такий строгий приказ и в великом ужасе удариша // в било на молитву, и собрашася вси в молитвенный храм по обычаю и отслужшна молебен с теплыми слезами всемилостивому Спасу и пресвятей Богородице и всем святым. Потом кому следовало уготовлыпеся и поехаша в город к лантрату. Приехавше же принесоша ему достойное почтение, а лантрат принял их честно, и по приветствии объявляет им о присланном члене от Святейшаго Синода с вопросами числом сто шесть (106) и указом прямо к выгорецким пустынножителям с таким важным содержанием, и требуя от них на то соизволения (сиречь): «Будут ли согласны отвечать или нет?» //' Пустынножители, егда услышавше от лантрата о столь важном деле и во ужасе бывше, тяжко си вмениша и много о сем меж себя совопрошающеся, како быти. Потом возло-жиша надежду на рекшаго «Будите готови ко всякому ответуг вопрошающему вы слово о вашем уповании» и на умудряю-щаго младенцы, и согласилися отвечать. Тогда лантрат обязал их в том подпискою и подписашася, а лантрат подписку от них взяв, а им подаде копию ста шести вопросов и объявил им к написанию ответов шестимесячный срок и отпустив их восвояси с миром. //
 
 

 
Поморские ответы
 
Лето 7230.
 

В сем году 1722-м выгопустынныя ответы написаны и поданы чрез иеромонаха Неофита в Святейший правительствующий Синод и его царскому величеству Петру Алексеевичу.

 
Лето 7231-е.
 

В сем 1723-м году староверы облагаются подушным двойным окладом и жалуются свободным жительством.

 
Лето 7232-е.
 

В сем 1724-м году учрежден орден Святаго благовернаго> князя Александра Невскаго.

 
Лето 7233-е.
 

В сем 1725-м году всероссийский государь Петр Алексеевич 1-й император скончался генваря 28-го.
 
 

Того же года преемница Петра Великаго была супруга его императрица Екатерина 1-я Алексеевна, коронованная еще при жизни его.
 

Лето 7234-е.

В сем году 1726-м написана История о скончании и страдании соловецких отцев за древлецерковное благочестие.

 
Лето 7235.

 
В сем 1727-м году императрица Екатерина Алексеевна скончалась, назначив по себе преемника Петра Алексеевича, сына // несчастного царевича Алексея Петровича, рожденнаго Петром Великим от первой его супруги.

 
Лето 7236-е.
 

В сем году 1728-м устройся богоспасаемая обитель в Литве близ местечка Козачизны в Гудишках Евстратом Федосе-евичем с братиею в царствование Петра Алексеевича втораго.

 
Лето 7237-е. 
 

В сем году 1729-м жительствуяй в Литве престарелый муж именем Трофим Иваныч, в царствование Алексея Михайловича бывший военнослужащий // стрелецкой десятник под командою полковника Мещерина, посланного взять Соловецкой монастырь, при котором будучи самолично видевший взятие святой обители и страдание преподобных отец соловецких за древлеправославное содержание, и от того самовидения прииде в великое умиление, раскаявся о своем зверском немилосердии ко святым отцам, тогда оставль стрелецкое десятьство и Россию, прииде в Литовскую землю и пребысть ту до кончины своея, поведая со слезами всем людем случыпееся в лето 7184 (1676) о разорении святой обители и о преподобных отцех, пострадавших за7/ древлеправославное церковное благочестие. Прииде же в старость глубоку и некое время одержим бысть болезнию телесного, преставися ко Господу с миром в вечный покой.
 
 

 
Андрей Дионисьевич
 
Лето 7238-е.
 

В сем году 1730-м Андрей Денисьич писатель выгопуcтыных ответов скончался марта 1-го.

В сем же году Петр Алексеевич Второй император скончался, и по нем вступила на всероссийский престол Анна Ивановна, племянница Петра 1-го, дочь брата его Иоанна Алексеевича, вдовствующая супруга герцога Курляндскаго Фридриха Вильгельма.

 
Лета 7239 и 7240-е.
 

В сих годах 1731 и 1732 вступил на герцогство Курляндское обер-камергер государыни Анны Ивановны граф Вирой по пресечении Кетлерской фамилии.
 

 
Хапиловский пруд. Вид на Преображенское кладбище
 
Лето 7241.
 

В сем году 1733-м в Москве, в Преображенском, на берегу Хапиловскаго пруда у Федора Аникича суконьщика устроися моленна.
 
 
 
Даниил Викулич
 
 
Лета 7242-го.
 

Выгорецкой пустыни фундатор Данила Викулич скончался октября 12.
 

Лета 7243.
 

Близ местечка Езерос в Курляндии устроися моленна // благословением Федора Никифоровича в дер<евне> Саманях.

 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2117 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]