Главная » 2013 » Июль » 24 » Как старообрядцы Коломны помешали "созерцанию старинной церкви" и оскорбили религиозные чувства
16:07
Как старообрядцы Коломны помешали "созерцанию старинной церкви" и оскорбили религиозные чувства
Коломенская газета «Вопрос – Ответ», которая, как сказано на ее официальном сайте, с 2007 года является официальным публикатором документов и информационных материалов административного образования Коломенский муниципальный район, то есть, СМИ, приближенное к местной власти, опубликовала статью "Храм для своих" с поздзаголовком "Руководство старообрядческой общины препятствует созерцанию старинной церкви".
 
Предлагаем статью вниманию читателей сайта. Интересно, на что рассчитывает издание, организовавшее этот информационный выброс?
 
Храм для своих
 
Руководство старообрядческой общины препятствует созерцанию старинной церкви
 
Коломна всегда славилась своими красивыми церквями и монастырями. Многие из них носят статус памятников истории и культуры федерального значения. Не исключение и храм Воскресения Христова, который имеет и другое название – церковь Николы-на-Посаде. История этого храма весьма интересна. Он был воздвигнут во времена Золотой Орды во имя Николы Мокрого. Церковь упоминается еще в писцовых книгах 1577-1578 годов. В начале XVIII века на месте деревянного сооружения было воздвигнуто каменное. Средства на его строительство собирали прихожане. Испокон веков это был обычный православный храм, а порядка 20 лет назад он стал старообрядческим.
 
К нам в редакцию пришло письмо от читателя Владимира Николаевича: «В 1960 году вместе с рядом других архитектурных шедевров, имеющихся в городе, она (церковь Николы-на-Посаде. – Ред.) получила статус памятника государственного значения. В 1970–1980-х гг. церковь была отреставрирована за счет государства и до последнего времени оставалась одной из жемчужин не только Коломны, но и всего Подмосковья… – рассказывает автор письма.
 
– В «лихие 90-е годы» произошла передача церкви в безвозмездное пользование местной старообрядческой общине. В то время как старообрядцы в ряде других городов России вынуждены возрождать свои святыни практически с нуля, коломенские, в ходе более чем полувекового анабиоза утратившие традицию «богоугодного спасительного труда», мгновенно уяснили всю выгоду от получения под свою молельню объекта культурного наследия федерального значения, за состояние которого основное бремя ответственности несет государство, и быстро заняли иждивенческую позицию упования на стороннюю помощь».
 
Владимир Николаевич в своем обращении в редакцию сетует на то, что некогда красивое здание церкви, в свое время переданное в пользование старообрядческой общине, сейчас приходит в упадок. Более того, ни на его территорию, ни в сам храм уже давно попасть невозможно.
 
«При принятии решения (о передаче храма старообрядцам. – Ред.) явно не были приняты во внимание низкие возможности и отсутствие желания у этой малочисленной религиозной организации (судя по числу участников крестного хода на Пасху, ее численность вряд ли на много превышает 100 человек) содержать и использовать здание храма в соответствии с его статусом. <…> Освоение чужого храма новыми пользователями началось с того, что ажурные кресты с коронами, ранее украшавшие его главы, были сразу же демонтированы и заменены обычными восьмиконечными, – пишет в своем письме Владимир Николаевич. – Протестные выступления некоторых представителей общественности города в 1993 году, в том числе с предложением подобрать для молельни другое помещение, а также обращение руководства областного министерства культуры в митрополию Русской православной старообрядческой церкви с требованием восстановить прежние кресты услышаны не были.
 
Воскресенская церковь была включена в областную целевую программу сохранения объектов культурного наследия на 2006–2008 гг. Однако ремонтно-реставрационные работы в ней начались лишь в первой половине 2008 года. К концу того же года активные работы внезапно прекратились и до настоящего времени осуществлялись в вялотекущем режиме и лишь эпизодически.
 
Сегодня, то есть по прошествии всего нескольких лет, наружные стены храма во многих местах вновь покрылись зелеными пятнами мха и плесени, грязными подтеками, и их штукатурку можно начинать по-новому. В целом церковь постепенно ветшает и разрушается, о чем свидетельствуют заплаты, появившиеся на ее крыше осенью 2012 года».
 
Мы сделали несколько запросов в городскую администрацию, чтобы прояснить ситуацию, которая сложилась вокруг церкви Николы-на-Посаде. В своем ответе начальник отдела реставрации памятников истории и культуры администрации Коломны Николай Шепелев пояснил: «Храм Воскресения (Никола-на-Посаде) передан старообрядческой общине постановлением Главы администрации Московской области от 11.08.1992 г. № 182 «О передаче здания памятника архитектуры церкви Воскресения (Николы-на-Посаде) в г. Коломна (ул. Посадская)». В то время это было отнесено к компетенции главы субъекта РФ. Старообрядческая община оформила в установленном порядке охранный договор на право пользования зданием памятника с Комитетом по культуре администрации Московской области. Контроль над исполнением постановления возлагался на указанный комитет».
 
К 2010 году пользоваться только храмом старообрядцам, видимо, стало мало. Они обратились с заявлением в администрацию города. Как нам рассказал председатель городского комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Дмитрий Шаталов, в ответ старообрядческой общине был предоставлен в безвозмездное срочное пользование и земельный участок площадью 2482 кв.м. Договор был заключен на период пользования зданием храма, расположенного на указанном земельном участке.
 
Любопытно, что именно на этом участке земли некогда располагался Никольский погост, что подтверждает в письме и Владимир Николаевич: «Возле церкви в свое время действовало небольшое кладбище, закрытое по указу Екатерины II в самом начале 70-х гг. XVIII века в связи с эпидемией чумы. Однако некоторые авторы полагают, что захоронения на нем продолжались и позже. Так, в 1881 году здесь якобы был похоронен бывший староста церкви купец А. Левин, на средства которого приобретены колокола взамен упавших с колокольни и разбившихся при пожаре 1792 года.
 
До начала 1930 года погост с двух сторон – вдоль нынешних улиц Посадской и Арбатской – был огражден белокаменной оградой с ажурной решеткой из железных прутьев. В ее пределах на усадебном участке церковной земли находились три дома. Это были собственные деревянные дома диакона, бывшего священника Горского и крестьянина-арендатора Кукушкина. Ныне эти дома находятся в частной собственности».
 
Знали старообрядцы о погосте или нет, история умалчивает, но известно, что параллельно с получением земельного участка, община начала работы по реставрации храма и якобы благоустройству прилегающей территории. Тогда по требованию отдела № 27 Государственного административно-технического надзора по Московской области в связи с проведением реставрационных работ на объекте было установлено деревянное ограждение участка. Это было несколько лет назад, но до сих пор неизвестно, когда закончатся эти работы. На глухом заборе «красуется» табличка с извещением, что идут ремонтно-реставрационные работы по воссозданию ограды территории памятника архитектуры XVIII века. Указана и дата начала работ – 2010 год, а сейчас-то идет уже 2013-й. То есть получается, что в течение как минимум двух с лишним лет горожане и гости могут созерцать лишь часть церкви, а что происходит за глухим забором, непонятно.
 
«Работ по благоустройству территории вокруг старинного храма практически не видно. Небывалый энтузиазм был проявлен лишь при сооружении новой уличной уборной с выгребной ямой, самовольно и без каких-либо согласований установленной в октябре 2010 года вблизи алтаря и маршрута крестного хода. Прямо над захоронениями тех бывших прихожан, на средства которых некогда и был возведен данный православный храм. Это деяние, явно противоречащее православным традициям и оскорбляющее религиозные чувства верующих, подпадающее под статью 244 УК РФ («Надругательство над захоронениями»)», – пишет Владимир.
 
Можно предположить, что такого безобразия не произошло бы, если бы 20 лет назад областные власти рассмотрели вариант предоставления земельного участка под строительство молельни старообрядцев, а не отдавали им в пользование «готовый» храм в исторической части города. Но… что сделано, то сделано. Кстати, как нам стало известно, старообрядцам могли отдать совсем иную церковь, с не менее интересной и большой историей.
 
Как нам рассказал благочинный Коломенского церковного округа Владимир Пахачев, областные власти рассматривали два варианта: церковь Иоанна Предтечи в Городищах или Николы-на-Посаде. Выбор остановили на последнем. То, что сегодня храм закрыт для посещения простых горожан и туристов, церковные власти, видимо, не сильно беспокоит. Как сказал В. Пахачев, «Русская православная церковь с этим решением смирилась». Понятно, что храм передан много лет назад и уже ничего не изменить, но не ясно, на каком основании старообрядческая община полностью закрыла доступ к церкви, которая носит статус памятника культуры и архитектуры федерального значения.
 
Сегодня на территории городского округа Коломна насчитывается 476 памятников истории и культуры, взятых на государственный учет, из них 74 отнесены к памятникам федерального значения. Ведь их же никто не закрывает для посещения людей и не прячет за глухим забором?! Этого не делают, прекрасно понимая, что это национальное достояние, которое не может быть сокрыто от глаз людей. И подобно церкви Николы-на-Посаде, многие православные храмы Коломны также имеют «охранную грамоту», но никому и в голову не приходит закрыть церкви и пускать туда прихожан только в великие праздники. А старообрядческая община именно такой подход и практикует. Правда, допуск в храм и по праздникам, увы, открыт лишь для членов этой общины.
 
«При ограждении территории церкви «временным» сплошным забором прямо напротив местожительства иерея была оборудована персональная калитка, не предусмотренная ни одним из проектов ограды. Все же другие граждане своего законного права на доступ к памятнику истории и культуры лишены. «Дни открытых ворот» к нему проводятся только по выходным дням и то лишь в интересах пропуска личного автотранспорта общинников и его парковки на время службы непосредственно у входа в церковь», – пишет наш читатель.
 
И городские власти, и соседи старообрядцев неоднократно пытались призвать их к порядку, но воз и ныне там. «Почему-то никто не задумался и над тем, к каким непредсказуемым последствиям может привести размещение старообрядческой молельни в самом центре исторического Посада, где кроме семьи ее иерея другие общинники ныне не проживают, – пишет Владимир Николаевич.
 
– В то же время «пастырь» уже противопоставил себя практически всем своим соседям. Конфликты, возникающие на чисто бытовой почве, он сразу же пытается перевести в плоскость религиозного противостояния, представить как «нападки на веру». По любому поводу угрожает «божией карой». Не внемлет словам митрополита РПСЦ Корнилия (Титова), инкогнито посетившего Коломну в ноябре 2010 года и призвавшего его «решать все возникающие вопросы в духе христианского мира и взаимного согласия». В этой ситуации ждать, пока членов старообрядческой общины посетит божья благодать, видимо, не представляется логичным.
 
Может, стоит все же задуматься, как вернуть церковь под юрисдикцию законного наследника – Московской патриархии Русской православной церкви? Как правильно отметил в своем письме Владимир Николаевич, «по крайней мере, горожане, туристы и паломники имели бы возможность не только посетить расположенный рядом популярный музей коломенской пастилы, но и поставить свечку своему небесному покровителю Николушке...»
 
А. Захарова, И. Олимова

http://www.vo-gazeta.ru/uncategorized/society/4201.html
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1756 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 27
1  
Ах! Какие бяки эти старообрядцы!

Мешают нормальным людЯм пастилки покушать, да Николушке-Серафимушке-Матронушке свечечку поставить!

Да и себе неплохо бы, если поблизости не только музей пастилы, но и процедурная окажется.

Ах! Как бы хорошо было в этом дораскольном храме организовать не действующую общину, а музей старообрядчества, с вахтенными "старообрядцами" из ближайших никонианских монастырей, продажей всевозможных сувениров (лаптей, поясков, рубашечек и т.п.)! - добренький владыченька непременно бы одобрил!

Можно было бы даже аттракционы устроить. Типа: "Сруб не сгорел, он всё ещё горит и другие особенности старообрядческого вероисповедания". Можно было бы потом сочиненьица писать на тему "как я пол часа побыл старообрядцем".

То-то радость была бы благочестивым "доброжелателям" и гостям города! А доход! А налоги!

Что-то мне подсказывает, что о погосте сразу бы все забыли.

2  
Слава Богу!
Отличная статья!
 
Такая реклама дорогого стоит, у нас народ реагирует только на скандал, так что приожан скоро прибавится у строгого нашего о.Михаила!!!

3  
Откуда?

Из Рязани перебегут? Или срочно народятся, да в зрелые лета войдут?

Не будет никакого прибавления. Только естественная убыль.

И никакие бравурные лозунги тут не помогут.

4  
Цитата
Отличная статья!


Да, в каком-то смысле отличная. Во всяком случае, весьма поучительная и весьма показательная, даром что напечатана в провинциальной газетенке. Будит мысль, так сказать. И позволяет сделать выводы. Например, о том, что попытки получить в собственность все, что можно ухватить, не всегда заканчиваются хорошо. Потому что статус собственника - это не только повод для радости, но еще и большая ответственность, включающая в том числе, и бремя расходов на содержание имущества. И если в общине наличный состав - полтора землекопа, возможно, не стоит уподобляться той рыбе, которая способна заглотить рыбу больше себя размером, потому что заглотить - это только первый этап, после этого нужно еще и переварить то, что заглотили. В этом смысле поморцы и РДЦ все же соизмеряют свои силы и возможности, не пытаясь схватить все подряд и получить то, что не смогут содержать. А в РПСЦ готовы претендовать на все, что можно получить. Как содержать потом и на какие средства реставрировать - "подумаю об этом завтра".
И еще статья напоминает расхожую мудрость - кто девушку кормит, тот ее и танцует. Так что,  не имея своих средств и рассчитывая лишь на то, что власти профинансируют реставрацию и прочие расходы, надо быть всегда готовым к тому, что власти рано или поздно предъявят претензии по части использования храма: дескать, приветливее надо быть с народом, и ничего не случится, если в разгар вашей литургии почтенные православные, не совсем православные и даже совсем неправославные граждане захотят погулять по храму, насладиться созерцанием или свечку поставить, иконку облобызать. 
 
И еще один показательный урок. Помнится, не так давно отдельные представители старообрядчества чрезвычайно одобрительно отзывались о законе, предусматривающем ответственность за оскорбление религиозных чувств. Статья в этом смысле - перая попытка доноса на старообрядцев за оскорбление этий самых чувств. Не самая сильная и удачная попытка. Но лиха беда начало.

5  
Прекрасно написано! Согласен на 100%.

6  
Не понятно злорадство: видимо рекомым "полутора землекопам", по-вашему, надобно не тратить свои силы и сразу приступить к самозахоронениям, а  никонианам развесить иконные картинки и организовать филиал музея пастилы и пряников на вверенных площадях, тут же получив финансирование от прикормленных чиновников.
 
Не надо забывать, о памятник архитектуры федерального значения нельзя на свой лад и без согласования не то что реставрировать, о даже мох отдирать.
 
А священник там крепкий и упорный, на компромиссы не идёт, да и людей там немало: знаю многих, кто ездит.
 
А в целом статья любопытная - жанр доноса как-то подзабылся, тут переосмысленный творческий подход - пиши сам себе жалобу "от Владимира Николаевича",  потом разбирай её на цитаты и комментируй. Сплошная демократия...
 
Но Господь поругаем е бывает, а такой беспредел кроме как сострадания не вызывает никаких чувств. К тому же правовые беспределы у нас делают молча и без огласки, так что тут это всё же реклама выходит приходу.

7  
Для того, чтобы хоть что-то понять, кроме комсомольского задора и "вечной молодости" надо ещё и мозги иметь. Понимательный аппарат, так сказать.

Так что не морщи лоб. Кроме морщин ничего путного не образуется.

Любопытно бы было услышать - много, это сколько? 50? 100? 150? или сразу мульён? (ну для тех, кто больше чем до трёх всё равно считать не умеет).

9  
Отвечаю тем, у кого от комсомольского задора остался лишь сектантский оскал:
 
Мне достаточно, что коломенский приход фигурирует в числе тех, куда ездят прихожане, с которыми я общаюсь, и таковых немало.

12  

Цитата
и таковых немало


Сколько? Упростим задачу: единицы? десятки? сотни?

14  
десятки, приход на слуху, особенно в дачное время

15  
Вот и я о том. Весь приход - человек 50. Да и то - в дачное время  biggrin

Комментарии излишни.

16  
Ты чем-то померяться решил?  Раньше, помнится, цитировал
 
"где хотя бы двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них."
(Св. Евангелие от Матфея 18:20)

Или вы уже и св.Евангелие отвергли вслед за Ветхим Заветом?

17  
Вопрос из истории. А давно ли у старообрядцев исчез "сектантский оскал"? Помнится ещё в начале XX века миссионеры государственного вероисповедания очень любили подобные обороты  smile

Неужели с тех пор, как РПСЦ вошла в ряды этих самых госцерковников?

Так что, дружок, ты сколько слюной не брызгай, а ушки-то торчат.

Мы уж лучше с привычным для староверов "сектантским оскалом" останемся. А ваше место - ... (в самом низу госцерковной иерархии). Печальный конец.

8  
А при чем тут злорадство. Это просто наблюдение в течение последних лет 8-9. Зачем, например, новгородской общине РПСЦ второй храм? Первый не вмещает прихожан? Зачем пытаться догонять "старшего брата", т.е. РПЦ МП и каждой общине, независимо от ее численности, начинать строительство дворца или требовать возврата храма, если заведомо известно, что ни сил, ни средств (своих) на это нет. Неприятно, конечно, читать, что злые люди со стороны упрекают в иждивенчестве, но, положа руку на сердце - разве это не так? Так что я, дорогой мой, не злорадствую. Это просто взгляд со стороны и попытка предостеречь. Я как юрист понимаю, что имеются весьма действенные правовые механизмы, позволяющие лишить нерадивого собственника собственности. Особенно, если собственность - объект культурного наследия.
Так что лучше сразу взвесить силы, чтобы потом власти не устроили образцово-показательное "изгнание из храма". И не нужно спекулировать понятиями, дескать, памятники реставрировать нужно только с согласия уполномоченных органов. Это само собой. Вопрос в другом: на чьи деньги эту реставрацию проводить - на свои или на бюджетные. А если на бюджетные, то будьте добры, соответствуйте требованиям власти-спонсора.

10  
А  каких это пор Коломна стала Новгородом, чтобы проводить такие параллели? Или, может, в Коломне 2 храма у РПСЦ?
 
Хам в Коломне чистый и уютный, о.Михаил сам ведёт там реставрацию, привлекает людей, а написанное в газетёнке - полная брехня. Недавно только делал рассылку о разборке лесов на храме.

25  
с вами полностью согласен. У нас в Суровикино Волгоградской обл. община маленькая, чел. 15 где то, в основном бабушки, мужчин нет. Зосима заставил начать строительство большого храма, чтобы людей больше ходило (логика железная smile ). Бабушки по полпенсии как минимум отдавали на строительство, ну и новая председательница ( бывший директор психинтерната, которую недавно выгнали за  финансовые махинации. До сих пор в ее отношении тянется расследование всей цепочки махинаций с  краденным зерном и обворовыванием подчиненных ей больных людей)   конечно сильно помогла построить...нет..не храм, а нечто: непропорциональной формы   огромный дом без внешних алтарных апсид и выкрашен ярко голубой краской, фасад которого  обшит ярким голубым пластиком.  А толку??? людей как не было, так и нет.  И смысл был людям вкладывать свои  крохи в этот дом, когда они никто в этой общине и юридически  лишь митрополия имеет все права на построенный усилиями людей молитвенный дом? Когда я попытался узнать, кто является собственником (юридически) этого храма, то председательница на меня кричала, что это не мое дело, что мое дело только устав и пение и ничего больше! Хотя устав общины предусматривает право любого члена общины знать всю информацию, включая и юридическую о состоянии дел в общине.
Вот такие  моменты присутствуют в настоящий момент в рпсц. к христианству это не имеет ни малейшего отношения.

26  
В огороде бузина, а в Киеве дядька... Толяныч это часом не Иван Анатолич из тех краёв, который сам без внешных алтарных апсид, уж не стану говорить чем обшит?
Раз выгнали председательницу, так чего воду мутить? И какое отношение это к делу имеет, если ниже очевидцы написали уже всё?!

27  
С каких это пор неизвестные анонимы считаются в РПСЦ очевидцами? Может уже соборное решение пересмотрели?

11  
И, кстати, такие вот статьи называются "заказуха" и чаще всего появляются в газетах не просто так. Полагаю, Владимир Николаевич, или как там зовут автора "сигнала" - такой же мифический персонаж, как Змей Горыныч или Соловей-разбойник. Но в провинции еще живы традиции таким вот образом давать толчок властям для начала реагирования. Дескать, по просьбам трудящихся СМИ открыто обращается к властям. Дай Бог, чтобы я ошибалась, и в тихой Коломне милые журналистки, собравшись на пару, читали и комментировали письма читателей. Только вот сдается мне, продолжение этой истории еще последует. Хочется, чтобы финал ее был мажорный, как Вам представляется: толпы новых прихожан стекаются в сверкающий храм. Но я на свем веку много чего повидала, и не то чтобы не верю в светлое завтра, просто при всем своем оптимизме, разницу между реальностью и беспочвенными ожиданиями видеть способна.

13  
Поглядим, конечно неспроста, видимо приурочено как раз к разбору лесов на храме.
 
Вывод один - надо отправить брошюрок вы зашли в храм, а священник там молодой и твёрдый в убеждениях, слабину не даст : )
 
Но всё же в практике современной России чаще сначала прикроют и опечатают, а потом статьи будут писать.

18  
Когда "деревья были маленькими", я ездил в этот храм. Храм красоты необычайной. Что в статье пишут - брехня полная. Старообрядцы о храме не заботилисб )))) Согласен с Ириной - это "заказуха". Но опять от лучших друзей протоирея Пименова и Митрополита Корнилия. Епископ Егорьевский, к которому они на молебен ездили уже второй храм у РПСЦ отбирает. Это круче всех писем Черногора. Продолжайте, староверцы в том же духе, будут у Вас вместо русских храмов глинобитные хижины в Уганде.

19  
Сергий, что исправит горбатых, в том числе запорожцев, мы примерно знаем, но ведь Писание не уточняет, что тем двоим-троим достаточно и кухни для совершения всех своих сборов.
 
Поэтому, когда пещеры людям стали тесны, они стали строить храмы, а не наоборот - кулуарно упражняться в красноречии.

20  
Зато уточняет, что вполне достаточно горницы  biggrin

Даже на 13 человек.

В Коломне, полагаю, не часто больше собирается.

21  
Обсуждаемая статья, - крайнемерзкая…

Всем известно, Россиятрансформировалась в страну воров, спекулянтов и продажных чинуш. Приличные,
совестливые люди, к которым принадлежат и большинство Староверов, просто бедствуют.
Власть имущие, ненавидят нас за честность, за истинно Христианское мировоззрение.
Доходы скудные, и естественно наши молитвенные учреждения не блещут богатством.
Нашлись и негодяи, которые, под шумок спасения культурного наследия хотят
лишить нас, и этой, законной собственности. К ним присоединились и
старообрядствующие диссиденты.

22  
Краткое инфо с «горячей» точки. Некий «Владимир», бывший полковник КГБ. Живет в Коломне 9 лет. Провел газопровод и водопровод по восточной стороне храма (у алтаря), с северной стороны (где уборная прихожан и туристов) в метре от оного, прорыл котлован и врезался в центральный коллектор. И это, как он говорит «на погосте»… Коттедж его стоит рядом «на погосте». Насчет последнего, это клевета. Умные предки не будут делать кладбище на пути крестного хода… Все не доказано. Устроив свою жизнь за счет молчания  и скромности  общины, он вернулся к «своей работе»,  приговаривая «вас здесь не будет»… Если у кого вопросы, так лучше посетить сей богоспасаемый град, посмотреть на  белоснежный храм, пообщаться  с  батюшкой, как это сделали мы. Прихожане выпустили книгу «История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей», в лавке на Рогожском можно приобрести… И еще, как сказал настоятель храма о. Михаил,  есть документ  этого года из Министерства культуры, что храм 16в.!!! Есть над чем подумать и сделать выводы про «желтую прессу»…

23  
Вы молодцы. И батюшка ваш отец Михаил молодец. А кгб - это диагноз. Вопрос об отношении вашего благочинного и митрополита к КГБ. "У Шпака - куртака, у посла орден".

24  
Ответом  на вопрос"кому выгодно" является концовка статейки. Выход один-бить врага его оружием-подавать иск на оскорбление чувств верующих ,кажется,старообрядцев из их числа никто исключить ещё не додумался). Удручает  другое, "сплочённость" старообрядческая...Так и будут нас лягать все, кому не лень, пока мы друг у друга блох ищем со тщанием . достойным лучшего применения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]