М.Гусев. «Красная горка» по-старому: обряды, наряды, песни… - 23 Апреля 2015 - Самарское староверие
Главная » 2015 » Апрель » 23 » М.Гусев. «Красная горка» по-старому: обряды, наряды, песни…
18:58
М.Гусев. «Красная горка» по-старому: обряды, наряды, песни…

В Москве в выходные на празднование дня Жен-Мироносиц по традиции соберутся старообрядцы, в особенности, молодежь, со всей России и ближнего зарубежья, а в Екатеринбурге в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала в эти дни проходит выставка «На Красную горку». Она посвящена свадебным традициям, обрядам и одеяниям. И не случайно – через неделю после Пасхи в храмах Старообрядческой Церкви начинаются венчания – после более чем двухмесячного перерыва…

По словам ученых, свадебный обряд – один из самых красочных и волнующих народных обычаев, полный глубокого смысла, отражающий духовную культуру народа. Как известно, в православной традиции браки принято совершать лишь в строго определенные календарные сроки. Зимой – в период от Крещения до Масленицы, осенью – по окончании земледельческих работ, а весной – после Великого Поста, «на Красную горку». Так в народе называется первое воскресенье после Пасхи или целая неделя, в которую проходили свадьбы и сопутствующие им молодежные гуляния.

В каждом регионе свадьба имела свои особенности: в свадебной поэзии, обрядовых блюдах. Об этом и рассказывает… а вернее, наглядно показывает тематическая экспозиция в ЦТНК. Ее основу составили уникальные предметы XIX и начала XX веков: подлинные свадебные костюмы, восковые венки, старинные обручальные кольца, подарки жениха, приданое невесты, а также старинные свадебные фотографии.

 

 

 

- Экспозиция выставки откроет для вас предметный мир девушки в момент подготовки к свадьбе: узорные полотенца, подзоры, кружева, - говорится в аннотации. – На выставке вы увидите горку сундуков, которую изготовил невьянец Тарасов для своей невесты А.Белекеевой в 1900 году.

 

 

Многим посетителям, возможно, впервые доведется узнать, как проходил обряд рукобитья, во время которого родители невесты получали за нее выкуп. Слово «девичник», наоборот, знакомо каждому, другое название этого обряда – «прощанье с крАсотой».

 

 

 

 

В просторном зале Центра выставлены более 250 экспонатов из фондовой коллекции Центра, а также экспонаты из музеев Свердловской области: Артемовского исторического музея, Невьянского государственного историко-архитектурного музея, Камышловского краеведческого музея, Троицкого краеведческого музея.

 

 

 

 

 

 

Кстати, накануне воскресного дня 19 апреля в зале, где развернулась выставка, собрались два народных коллектива, в чьем репертуаре много песен, посвященных женщинам и их судьбе и доле. На концерт «Женская долюшка», посвященный непростой доле русских женщин, живших в селах и деревнях, собрались фольклорный ансамбль «Здравица» из Качканара и куда более интересный старообрядцам ансамбль «Огонек» из села Нижнеиргинское Красноуфимского района.

 

Этот коллектив состоит из потомков староверов – пожилых женщин, которые в своей песенной традиции, возможно, и дорожат прошлым, однако же в повседневной жизни о принципах старообрядчества забывают и даже выступали почему-то без платков. Хотя географически их село – один из уральских центров Старой Веры и старообрядческого иконописания.

 

 

 

 

Впрочем, отвлекаясь от упреков, стоит отметить, что участницы «Огонька» сохранили не только богатейшее наследие в виде старинных песен, но и традиционные костюмы старообрядцев, рецепты старинных исконно иргинских блюд. А репертуар ансамбля состоит сугубо из старинных песен, которые сегодня уже редко можно услышать.

Этот концерт на фоне свадебной экспозиции стал весьма характерным: часто в искусстве – в песнях, в живописи, в той же хореографии – принято «рисовать» образ красивых и довольных жизнью женщин на фоне русской природы. «Но не все задумываются, какова на самом деле была их доля в деревнях. Женщины от зари до зари были заняты полевыми работами, многочисленными домашними заботами и уходом за детьми. Но все равно русские женщины всегда обладали великой силой выносливости и терпения. Несмотря на все тяжести, у женщин всегда присутствовала лиричность, тайна, глубокая любовь и сострадание», - говорилось в преддверии выставки и именно этой внутренней борьбе, стойкости и рассказывали в этот день фольклорные ансамбли. Стоило послушать!

 

Максим ГУСЕВ

Фото автора

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 890 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1  
Ну термин "Горка" более ассоциируется с Усть-Цильмой. Или рогожское кладбище тоже "подняло" своих лежачих в Екатеринбурге на "гора"? )))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]