Главная » 2012 » Март » 23 » М.Гусев. К «народной иконе» и интерес народный! А когда-то Сергий Радонежский благословил своих учеников писать их для людей…
21:19
М.Гусев. К «народной иконе» и интерес народный! А когда-то Сергий Радонежский благословил своих учеников писать их для людей…
Накануне, 22 марта, в день памяти Великомучеников сорока иже в Севастии, в екатеринбургской галерее прикладного искусства «Арт-птица» (первый этаж здания, больше известного как «Невьянская икона») состоялось открытие выставки «Народная икона», которую подготовил известный коллекционер Евгений Ройзман. Здесь были представлены иконы, имевшие огромную популярность в народе. При чем тут старообрядцы? Дело в том, что больше десятка из общего числа выставленных икон – явно дораскольного письма и привезены с Русского Севера.
 

 
Начало небольшой лекции
 
Вниманию посетителей представлено более ста икон, выполненных крестьянскими иконописцами-самоучками, деревянная скульптура и резьба, а также предметы народного быта.
 
 
 

 
Раритет - Апостол Петр, XV век
 
 
- Думаю, что эта экспозиция со временем войдет в задуманный мной Музей Наивного Искусства, - признался коллекционер. Он рассказал, что у каждого серьезного собирателя русских икон наряду с основной коллекцией существует один или несколько памятников, выпадающих из общей концепции, не относящихся ни к одной из известных школ, но при этом особо милых и дорогих его сердцу.
 
 

 
Особо ценные экспонаты - под стеклом
 
 
- Иконы эти, созданные в разное время простыми людьми, без особого образования, но наделенными другим талантом, при всей их простоте исполнены с чувством, очень выразительны, и в лучших своих образцах не уступают творчеству профессиональных иконописцев, - заметил Евгений.
 

 
Чудо св.Георгия - икона с Русского Севера
 
 
 
 
Некоторые иконы оставляют без реставрации - зато какой эффект!
 
 
Он провел для гостей экскурсию – если так можно назвать это мероприятие. Дело в том, что просторный холл оказался буквально весь забит людьми, и водить посетителей вдоль экспонатов оказалось просто невозможно, поэтому Ройзман остался в стороне и лишь отвечал на вопросы, если те возникали у всех, кто созерцал столь оригинальные образцы икон.
 
 
Об отдельных иконах - рассказ особый
 
 
По стечению обстоятельств, коллекционер остался у икон явно-старообрядческого письма, вернее, у икон дораскольных, которые, по мнению старовера-екатеринбуржца Константина Макарова, пришедшего на экспозицию, вполне могли находиться либо в домашней божнице у старовера, либо в часовне у беспоповцев.

- Большинство из этих икон старообрядцы точно не принимали, тем более что подавляющая их часть – тех, что есть у меня в коллекции и в коллекции тех моих знакомых, которых согласились выставить их в галерее, датирована XIX веком, - рассказал Евгений Вадимович. – А вот эти – здесь изображен святитель Никола с положенным двуперстием, а вот здесь – благоразумный разбойник Рах, - они точно старообрядческие, по ним буквально видна их история.

Масштабная, не менее полутора метров в высоту икона «благоразумный разбойник», написана на Русском Севере в XVII веке. Согласно описанию – «дерево, ковчег, шпонки врезные сквозные. Паволока, левкас, темпера», находится в процессе реставрации.
 
- Хотя и не каноничная икона, но я почему-то легко допускаю, что на нее наши предки могли молиться, - размышляя, заметил Константин Афанасьевич, осматривая икону мученика Конона Градаря, датированную XIX веком и происходящую, как следует из описания, из Пермского края. – В отличие от других «икон» этого периода, представленных здесь, эта по-особому умилительна и искренна.

Приятно поразил гостей, в особенности тех, кто разбирается в иконном искусстве, фрагмент тяблового иконостаса из северного села Типицы, который относят к концу XV века. А вот – резной образ с кем-то обломленной правой рукой. «Здесь было двуперстие, и кому-то оно явно не приглянулось», - заметил автор выставки, добавив, что обязательно отреставрирует фигуру и двуперстие – отличительную черту старообрядческого наследия в памятниках бытовой культуры давнего прошлого – восстановит.
 

 
Без двуперстия
 
 
Своего рода «пограничная» нереставрированная икона «Богоматерь Одигитрия», также привезенная с Русского Севера, относится к XVIII веку – думается, для умельца из народа написана на более чем достойном уровне. Она явно списывалась с гораздо более раннего оригинала, ведь младенец Исус складывает правую руку в двуперстие. Судя по отдельным узким приметам, писана икона для старообрядца.
 
 

 
Богоматерь Одигитрия. Русский Север. XVII век
 
 
Еще одна из местных достопримечательностей – Голгофский Крест с орудиями страстей в храме, XVIII века. Вот цитата из официального его описания – «крест с орудиями Страстей помещен под сень пяти или семиглавого храма. Свободное место занимают криптограммы.

Тексты криптограммы показывают, что иконография резных икон связана с двумя церковными праздниками, которые календарно отмечаются 27 и 28 сентября. Это праздник освящения в 335 году отцами Тирского собора базилики над Гробом Господним, построенной императором Константином в Иерусалиме и праздник обретения (обнаружения) Креста Господня, получивший название Воздвижения Животворящего Креста в освященной базилике.
 

 
Голгофский Крест с орудиями страстей
 
 
 
Совмещение в резных иконах образцов Церкви и Креста с текстами криптограммы конкретизирует сюжетное содержание композиции, что позволяет определить иконографию как знак праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и образ церкви Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме». Ниже дана полная расшифровка всех криптограмм.

В числе гостей на открытии выставки были именитые уральские художники и искусствоведы, а также представители «музыкальной интеллигенции» - например, один из участников рок-группы «Чайф». Примечательно и то, что среди пришедших много было молодежи – в кои-то веки их сюда привел неподдельный личный интерес, а не «обязательное посещение» по направлению из вуза.
 

 
Молодежи на выставке было много
 
 
Выставка продлится в галерее до мая, после чего «уедет в командировку» в один из столичных музеев, а уже летом вновь вернется на Средний Урал и станет постоянной выставкой в музее народного (прикладного, наивного) искусства, который Евгений Ройзман планирует открыть в ближайшее время.
 
 

 
Мученик Конон Градарь. XIX век
 
 
 
А вот и прихожанин храма РПСЦ, уставщик Константин Макаров
 
 
 
Раритет в раритете
 
 
Мини-экскурсия все же прошла
 
 
 
Апостолы Петр и Павел, массивная икона, конец XVII века
 
 
 
 
Редкие иконы пришли посмотреть и стар и млад
 
 
 
Буклеты
 
 
 
Резные доски с крестами
 
 
А о том, что же такое народная икона с искусствоведческой точки зрения, почему в церквах такие иконы весить было не принято, почему относились к ним небрежно и спокойно смотрели, как они горели при пожарах, а от властей не прятали, наконец, почему эти иконы не были серийными и каждая из них так уникальна и индивидуальна, а также какие святые чаще всего бытовали в сюжетах народного иконописания и почему Сергий Радонежский считается одним из тех, кто «благословил» создание «народной иконы» – об этом и о многом другом читайте в одном из ближайших выпусков уральской старообрядческой газеты «Община».
 

Максим ГУСЕВ
Фото автора
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1245 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]