Главная » 2010 » Ноябрь » 16 » М.Гусев. Украденные, но не забытые: бывшие старообрядческие здания признаны объектами культурного наследия, но – в руках светских властей
16:35
М.Гусев. Украденные, но не забытые: бывшие старообрядческие здания признаны объектами культурного наследия, но – в руках светских властей
В центре столицы Среднего Урала находятся несколько старообрядческих зданий. Поводов для удивлений, впрочем, нет: в дореволюционном Екатеринбурге жило немало белокриницких старообрядцев, многие занимали высокие посты в городской ратуше, в том числе и должности городского главы.
 
Здания в наши дни заняты сторонними организациями и решительно никто не говорит об их историческом прошлом и о недавних хозяевах. Эти здания, принадлежавшие ранее сторонникам Старой Веры, официально признаны в наши дни объектами культурного наследия областного значения. Все они заняты сейчас сторонними организациями, но таблички, появившиеся на них в последние несколько лет, ясно свидетельствуют, что государство признало их «старообрядческие» корни.
 
О чем это говорит? В первую очередь о том, что это серьезное основание для начала диалога между староверами и властью. И факт исторического значения этих зданий – повод для обмена мнениями с чиновниками. Такой разговор, к которому уместно было бы подключить юристов, краеведов и грамотных старообрядцев, вполне мог бы привести к определенным результатам.
 
И пусть даже разговор будет не о возвращении имущества, на что чиновники, конечно, вряд ли пойдут, но хотя бы о том, что старообрядцы на Среднем Урале активны – возводят храмы и вправе рассчитывать на помощь властей. Благо, помогать есть в чем. Скажем, власть могла бы содействовать возведению памятного знака на месте нынешнего стадиона «Динамо», ранее бывшем тюрьмой для староверов – «Заречный тын» (подробно об этом мы рассказывали в прошлом номере «Общины»). Чиновники могли бы помочь в реставрации действующего храма, а может и в возведении нового – места в нынешнем Христорождественском храме по великим праздникам для всех пришедших недостаточно.
 
А для нас, староверов, такой диалог – это неплохая возможность хотя бы просто напомнить о себе. Нам известно, что в Екатеринбурге в наши дни проживают потомки старообрядцев, живших в городе до революции, открывавших свои дела и занимавшие чиновные посты. К сожалению, они, если и не забыли о своих корнях, то активными прихожанами, равно как и просто «захожанами», не являются.
 
А между тем они наверняка могли бы со своей стороны содействовать возвращению зданий, выступить с важными свидетельствами, предоставить документы или (хотя бы) рассказать неизвестные подробности о своих благочестивых предках, строивших домовые церкви, дома, где размещали приезжих священников. Здания, способные заинтересовать нас, старообрядцев, расположены в самом центре города. Мы осмотрели их и готовы рассказать об увиденном.
 

Дом по ул. Розы Люксембург, 75. Ныне здесь расположен противотуберкулезный диспансер. А на табличке читаем: «Усадьба А.И.Баландина. Главный дом. Церковь Свято-Троицкая (Австрийская). 1830-е годы. Середина XIX – начало XX века. Охраняется государством». С 2005-го года это здание было в центре общественного обсуждения. Первым открыто заговорил о притязаниях Старообрядческой Церкви на это здание митрополит Московский и Всея Руси Корнилий во время своего визита на Урал. Владыка в сопровождении уральского духовенства лично побывал на месте, осмотрел здание и подметил: оно и сегодня частично сохраняет вид церкви.
 
 

Повод говорить об этом здании, как о потенциальной собственности староверов, появился тогда, когда стало известно, что региональное Министерство здравоохранения планирует «переселить» помещения диспансера в новое здание, которое специально для него строится вблизи от Екатеринбурга на Сибирском тракте.
 
Предполагалось, что бороться за здание будет вторая созданная в Екатеринбурге, Свято-Троицкая, старообрядческая община. Первое время намерения были более чем серьезны: начались еженедельные молебны у стен диспансера, которые согласился проводить отец Павел Зырянов, однако вскоре богослужения перенесли в храм: желающих отмаливать здание оказалось совсем немного, да и те приходили не регулярно. А погода между тем из цветуще-летней обратилась в дождливо-осеннюю. Наблюдая за этим, директор диспансера Ольга Нечаева не скрывала своего пренебрежительного отношения к старообрядцам и жестко сформулировала его во время нашего с ней краткого разговора: «Мало того, что у них толков и согласий не меряно, так они еще пытаются нас выселить. Пусть сначала между собой разберутся».
 
Познакомиться с ней мне довелось при обстоятельствах типичных и бытовых: Ольга Брониславовна удивилась тому, что кто-то фотографирует табличку на вверенном ей здании, и спешно вышла к шлагбауму из своего кабинета в намерении, как потом оказалось, поделиться наболевшим.
 
- Старообрядцы! – возмущалась она. – Ходили тут, молились, время тратили и наших пациентов отвлекали от лечения, будто кто-то им поможет здание в центре города вернуть! Моя бы воля…
 
Тут женщина высказала суждения, далекие от этических. Их смысл сводился примерно к следующему: «Ничего им не давать».
 
В трехстах метрах от здания нынешнего противотуберкулезного диспансера (находящегося, к слову, в довольно плачевном состоянии) с благословения архиепископа РПЦ Екатеринбургского и Верхотурского Викентия возводится храм для староверов-поморцев.
 
По мнению женщины, этого здания более чем достаточно для старообрядцев – «деление внутри самих себя они сами придумали, сначала пускай решат эту проблему, а потом претендуют на собственность». По ее мнению, появившиеся по инициативе минкульта Свердловской области таблички ровным счетом ничего не значат и повода для беспокойства со стороны сторонников «древлей веры» даже быть не может. Ольга Брониславовна заключила напоследок: «Даже если мы будем выезжать из этого здания в новое, строительство которого ведется с переменным успехом, я сделаю все, чтобы этот корпус, пусть он и принадлежал когда-то староверам, больше никому из них не достался»…
 
Закрывая глаза на эти беспочвенные реплики, напомним: здание по-прежнему стоит в центре Екатеринбурга, в нем располагается медицинское учреждение и списывать его со счетов создаваемого нами списка старообрядческих претензий, которые имеет смысл предъявлять власти, никак нельзя.
 

Дом по ул.Добролюбова, 12. В документах он значится как «дом старообрядческой Успенской часовни. Середина XIX века». Принадлежал староверам-часовенным. Сегодня дом в прекрасном состоянии, расположен в самом центре Екатеринбурга. Читаем на табличке: «Дом причта Успенской старообрядческой часовни, первая половина XIX века. Охраняется государством».

 
В числе ближайших соседей этого прекрасно отреставрированного дома – резиденция полномочного представителя Президента России в УрФО и автомобильное хозяйство Правительства Свердловской области. Прямого доступа ко входу в здание не видно – вероятно, от посторонних он защищен решетчатой оградой, хотя фасад и выходит прямо на тротуар. Что сегодня находится в этом доме, кто его арендует и для каких целей оно используется, узнать не удалось, что ничуть не отменяет суждения о необходимости внести его в список тех, на которые сегодняшняя община имеет шанс претендовать и о котором надо говорить с представителями областных властей. Да, принадлежало оно часовенным, которые ныне «расквартированы» в Шалинском и Невьянском районах, но вряд ли кто-то из представителей этого старообрядческого толка, самого, пожалуй, неполитизированного, станет начинать действия по признанию этого дома своей исторической собственностью.

А вот в другом списке, уже утраченных, разрушенных и уничтоженных зданий, некогда принадлежавших староверам, количество строений грозит оказаться куда более объемным. Согласно решению Свердловского областного Совета от 18.02.1991 N 75 (в редакции от 25.09.1995, с изменения от 29.10.2007) «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» (вместе с «Государственным списком памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану»), утрачено здание Никольской старообрядческой церкви по улице Тверитина, 54. Предположительно, оно относилось к 1840-м годам постройки, и было утрачено совсем недавно – в начале девяностых.

Те, с кого начиналось возрождение екатеринбургского старообрядчества в конце 1980-х, хорошо его помнят. Вот как его описывала в своих воспоминаниях ныне покойная Евгения Бубенщикова:
 
- Там что-то вроде ризницы было, в ней мы и встречались, тут-то и проходили собрания староверов Екатеринбурга. Правда, на этом месте все разрушено было. Наверное, месяца три мы там собирались…
 
С трудом, но вспоминаю и я это самое здание, на стену которого ныне уже не повесить табличку «охраняется государством»: полуразваленное, сырое, оно, казалось, силами одной только горстки старообрядцев не подлежало восстановлению априори. В непосредственной близости от этого места староверы-поморцы, согласовав свои действия с местной епархией РПЦ, вот уже несколько лет кряду возводят свой храм.
 
…А в документе содержатся свидетельства еще об одном «историческом» объекте – здании бывшей староверческой церкви, конца XIX века по ул. Комсомольская, 37. О нем, к сожалению, нам неизвестно ничего, кроме того, что сейчас приблизительно на этом месте возведено новое 10-этажное офисное здание. Но забывать о том, что здесь была церковь, нельзя – она принадлежала старообрядцам и помнить об этом наш долг. Жаль только, что наша всеобщая пассивность позволяет зданиям уйти, хотя зацепки для их возвращения или торга с властями есть.
 
Максим ГУСЕВ, Свердловская область.
Фото автора.
Опубликовано: «ОБЩИНА», № 5 (20), сентябрь, 2010.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1219 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]