Главная » 2012 » Январь » 31 » М.Гусев. Здесь покоился Никола. Этот храм в городе Мира привлекает паломников со всего мира
18:50
М.Гусев. Здесь покоился Никола. Этот храм в городе Мира привлекает паломников со всего мира

Жара, ослепляющее солнце, отливающая изумрудом прибрежная полоса Средиземного моря… Славное место для тех, кто выбрался на отдых! Город Демре (в древности – Миры Ликийские) расположился в нескольких километрах от побережья. Температура здесь и зимой не опускается ниже нуля, а летом уверенно переваливает за тридцатиградусную отметку. Именно тут долгие годы жил и проповедовал Никола, святитель Мир-Ликийский.

А сегодня это Турция – сугубо исламская страна. Но даже мусульмане, вольно и невольно признавая историческую значимость места сего, едут со всех концов Турции, а христиане – со всего мира в храм святителя на экскурсию. В этих местах он служил архиепископом, а под конец жизни был погребен (позже его мощи были похищены итальянскими купцами и перевезены в город Бари) под сводами местного храма. У читателей сегодня есть уникальная возможность «пройтись» по развалинам и уцелевшим частям этого «дома Божия» и увидеть саркофаг, в котором покоился любимый святой русских людей…

Экскурсионные автобусы со всего турецкого побережья съезжаются сюда почти круглый год. Они долго тащатся по многокилометровому серпантину от «апельсинового» города-порта Финик, а любопытные туристы созерцают из окон сначала безбрежное море, затем какие-то придорожные постройки, а потом как-то вдруг натыкаются на русскоязычные надписи, вроде таких: «Иконная лавка», «Святитель Николай», «Иконный центр» и другие.

После нескольких дней отдыха в отеле, когда русская речь напрочь растворилась в немецкой, английской и казахской, а знакомые надписи если и не забылись (торговцы делают все, чтобы привлечь русских – основной контингент отдыхающих на курортах современной Турции), то встречались лишь в искаженном варианте, здешние «ладно слаженные» знакомые слова в первое мгновение удивляют.

Это потом меня встретит торговка из иконной лавки Светлана – уроженка России – и на чистом русском расскажет о том, что туристы (назвать большинство приезжих паломниками в полном смысле этого слова язык вряд ли повернется) здесь бывают постоянно. Ежедневно десятки, если не сотни автобусов, везут их в одну из самых ярких и запоминающихся экскурсий этой южной страны – в храм святителя Николы.

Мне повезло побывать здесь самостоятельно – на арендованной машине, так что я был избавлен от «коллективного характера восприятия» сего места. Наверное, кое-что я потерял, отказавшись от грамотного экскурсионного сопровождения, но сведения из многочисленных книжно-исторических источников вполне заполнили этот пробел.

После общения с любезной Светланой, успевшей поведать о ежегодных майских и декабрьских визитах в это, бесспорно, святое место сотен паломников – на этот раз именно паломников, которые знают о днях всецерковного почитания св. Николы Чудотворца, и едут сюда, чтобы поклониться месту первого его упокоения и ощутить здешнюю атмосферу, я отправился в храм, попутно осмысляя мысль о том, как же здесь можно жить?

Люди из южных регионов России, наверное, не поймут меня, а вот читатели из центральной части страны, частично Поволжья, и уж точно с Урала и из Сибири разделят мое суждение наверняка. Зной здесь такой, что, говорят, автомобили без кондиционеров в Турции вообще иметь не принято – здоровью дороже, а бутылки с водой раздаются на улицах едва ли не повсеместно за символическую плату.

Здесь можно отдыхать, но при этом вести долгие разговоры – крайне утомительно. А каково было святителю – не просто разговаривать, но горячо проповедовать, убеждать людей в истинности христианства и постоянно менять место пребывания, переходя от селения к селению?

Храм стоит в низине и так, что без покупки входного билета за семь долларов (около 220 рублей в переводе на наши деньги) его толком и не увидеть. У входа охотно фотографируются туристы, тем более что здесь же стоит впечатляющая статуя святителя Николы, изготовленная российским скульптором. Архиепископ словно благословляет входящего под своды этого храма и покидающего их. Правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой держит Евангелие.

Перед входом в церковь внутренний двор и притвор – помещение для оглашенных (понятно, что сейчас оно не выполняет свою прямую функцию). Вход в храм несколько непривычен – внутрь попадаешь не через крыльцо, ведущее ввысь, а спускаешься по ступеням вниз. Это, конечно, не подземелье, но ощущения странные.

В храме чуть прохладнее. Регулярных богослужений тут нет, но знаковость места для христианского мира ощущается явно. Тишина и полумрак – явление обычное. Они нарушаются лишь приглушенными переговорами туристов, да вспышками фотоаппаратов. Церковь сия по самой распространенной версии построена в память о святителе после его упокоения.

Подвергнувшийся гонениям и заточенный в тюрьму в эпоху правления императора-язычника Диоклетиана Никола, епископ ликийского города Миры (или Мира, как его называют во многих исторических источниках), продолжил свою церковную деятельность после восшествия на престол Константина Великого. Точная дата кончины святого так и осталась неизвестной. Полуофициально считается, что это произошло 6 декабря не то 345-го, не то 352-го года. Святителя захоронили в небольшой гробнице в одном из храмов.

Вскоре после смерти Николы произошло несколько чудесных исцелений верующих, приходивших поклониться его праху, и Миры стал местом паломничества и сохранения веры христианской… В это время значение города возросло, хотя и до того было заметным – далеко не везде служил «свой» архиепископ.

Миры был столицей провинции Ликии в V веке нашей эры, а епископ этого города был вторым по значению духовным авторитетом в Анатолии. Упокоение проповедника стало знаковым моментом в истории города, а в будущем и всего христианского мира. Жители Миры в знак почтения возвели большую церковь. В это же время и в Константинополе (ныне – один из крупнейших городов Турции, город Стамбул) была построена церковь в его честь.

Впрочем, сначала на месте, где покоился епископ, была возведена часовня, а просторная церковь появилась лишь в VI веке. Она была почти полностью разрушена во время арабских набегов и землетрясений в VIII веке, но в IX веке вновь была восстановлена.

Продолжившиеся набеги арабов в 1034 году нанесли значительные разрушения храму, поэтому Византийский император Константин IX Мономах и его жена Зоя дали указания окружить церковь крепостной стеной, преобразовав ее в монастырь. В 1042 году здесь проводились ремонтные работы.

Надо ли уточнять, что саркофаг с телом архиепископа Николы долгое время пребывал в этом храме? Но в конце того же столетия, в мае 1087 года, итальянские купцы сумели завладеть мощами Николы Чудотворца и перевезли их в Бари, где объявили святителя покровителем города.

Мощи святого и сейчас хранятся в соборе Бари, источая благовонное миро (по-итальянски «манну»). А фрагменты челюстей и черепа святителя Николы в наши дни хранятся в Музее археологии курортного города Анталия.

Первое и, наверное, основное, что бросается в глаза в храме – обилие фресок на библейские сюжеты на стенах и сводах. Они, согласно историческим документам, относятся к XI и XII векам. Большая часть мозаик на полу относятся к этому же периоду. Дальнейшие века немало потрепали здание церкви, и в 1862 году по приказу российского императора Николая I прошел ее масштабный ремонт. План храма был изменен, построены колокольня и новый купол. А пол выложен узорчатой мозаикой.

Все работы, проходившие внутри и снаружи храма в XIX и XX веках, велись так, чтобы «исторический» слой был сохранен во всем. Хотя, например, кровлю церкви изначально венчал купол, однако во время реставрации его заменили ровным сводом.
И вот еще любопытный факт: на некоторых камнях в основании здания и на его стенах в наши дни видны надписи на древнегреческом языке – дело в том, что при строительстве храма использовались камни от разрушенных языческих капищ. Они уцелели!

В полукруглой части центрального зала части сохранился так называемый синтронон – седалища для священников, кафедра епископа и нижняя галерея. Центральная часть отделена от боковых приделов сводчатыми галереями.

Те, кто пришел сюда без экскурсовода, поначалу путают саркофаг святителя Николы с еще одним надгробием (но чье оно – достоверно неизвестно). Здесь-то и можно увидеть записки, словно поданные верными христианами на проскомидию, - это мольбы и чаяния от людей, приехавших на отдых в Южную Турцию. Иногда встречаются тут целые послания, адресованные святителю. Мне довелось увидеть одно из них – женщина, судя по тексту, уже немолодая, слезно просит за своих детей и внуков, у которых сложности в жизни, болезни и неурядицы.

Николин же саркофаг (в различных источниках речь идет лишь о предположениях историков, что именно в нем могли находиться мощи святителя), – расположен в южной части храма. Надпись на мраморной крышке – точное воспроизведение тропаря святому – была выполнена по заказу Николая I. Сам текст написан на кириллице на древнеславянском языке, но – турком. На то, что резчик, высекавший надпись, действительно не был знаком с языком исполнения, указывает сам текст, сделанный с большим количеством грамматических ошибок и неверно изображенных букв.

Отдельные части храма превратились ныне в руины, которые, как немые очевидцы, подчеркивают давность основных здесь событий. Ходишь, увертываясь от вездесущих туристов, и думаешь о том, что многократно читанное в каноне святителю – географические названия, детали биографии, – вот оно, здесь, совсем рядом.

…Массивные коридоры, огромные окна, колонны, своды, арки, фрески, нагромождения камней – и все это в одном месте. То тут, то там набросаны монеты – это уже неравнодушно настроенные, но склонные доверять таким вот «магическим» действам люди оставляют их «на память» и в намерении «еще сюда вернуться».

Тихо здесь, спокойно, сама атмосфера настраивает на миролюбивый, умиротворенный лад. Тем приятнее будет вспоминать его вдали от этих мест, в России, где святителя бесконечно любят и всегда обращаются к нему в молитвах…

Храм этот по праву относится к числу сокровищ нынешней Турции. При этом остается великой тайной истории – тот ли это храм, где прижизненно служил святитель Никола, или же построен он в его честь лишь после смерти. В разных источниках – разные суждения на сей счет.

Правда, дополнительным подтверждением мысли, что погребен Никола был все же в этом самом храме, где и молился, служит единая строка из «Жития» его: «Честное тело святителя с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии в шестой день декабря месяца».

Максим ГУСЕВ
Екатеринбург – Демре (Турция)

«Община», № 6 (27), ноябрь, 2011
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 841 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]