24 декабря 2013 года в газете "Нарьяна Вындер" (№144) было опубликовано интервью епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова (РПЦ МП) корреспонденту газеты Ольге Крупенье. Корреспондента интересовало мнение епископа Иакова относительно возможности установки памятника великому князю Ивану Третьему в деревне Устье, находящейся в 20 километрах от г. Нарьян-Мара. Однако епископ не ограничился тем, что высказался против установки памятника в Устье. Предложив установить памятник великому князю в Пустозерске, епископ Иаков добавил продолжил:
- Другое дело, что и Пустозерск у нас сегодня – как бы памятник не православию, хотя там был форпост именно православия. Почему в заповедной зоне появился памятник не православию? Это неправильно!
– Что вы имеете в виду?
– Я имею в виду сооруженные там часовню и трапезную. И другой памятник советской эпохи – он напоминает остовы сожженных домов. Это – памятник отношения, превратно толкующий наше прошлое! Перечеркивающий наше прошлое! Говорящий, что вот здесь был сожжен протопоп Аввакум, то есть Россия и Русский Север показаны как тюрьма народов и темница. В результате Север асоциируется с государственным преступником, который там отбывал наказание, а не с чистым источником православной культуры, каким он являлся на самом деле, который создала наша вера, наша государственность. http://nvinder.ru/article/vypusk-no-144-20056-ot-24-dekabrya-2013-g/2133-mozhet-byt-v-uste
Напомним, что часовня и трапезная в Пустозерске была построена силами староверов-поморцев, прежде всего, Нарьян-Марской общины Древлеправославной Поморской Церкви. "Другой памятник", о котором упоминает еп. Иаков - это памятный крест на месте сожжения протопопа Аввакума, также установленный христианами-поморцами.
Наш сайт публикует ответ на эту публикацию главного редактора «Старообрядческого издательства «Третий Рим», зам. Председателя правления Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Максима Борисовича Пашинина
М.Пашинин
В защиту православия и протопопа Аввакума
В последние годы тема старообрядчества всё чаще привлекает внимание общественности. Недавно по федеральным телевизионным каналам был показан сериал режиссера Николая Досталя «Раскол», известное издательство «Молодая Гвардия» в серии ЖЗЛ выпустило книгу кандидата философских наук Кирилла Кожурина «Протопоп Аввакум», удостоена гранта правительства Москвы книга кандидата исторических наук В.Ф. Козлова «Москва старообрядческая». Ведущие музеи Москвы и Петербурга организуют выставки старообрядческих икон и книг.
Напомним, что «Житие» протопопа Аввакума признано шедевром не только российской, но и мировой литературы. Закономерным стало установление памятных часовен протопопу Аввакуму и его соузникам в Пустозёрске. На свои средства устьцилёмец по происхождению предприниматель и попечитель В.В.Фот в 2012 г. построил в древнерусском стиле деревянные часовни согласно христианской традиции на том месте, где долгих 14 лет томились, а затем были сожжены заживо мученики за древнее исконное православие на Руси.
Удивительно было читать в газете «Нарьян вындер» за 24.12.2013 г. слова епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова хулящего светлую память протопопа Аввакума. Памятные часовни, как и сам Аввакум названы «не православными», а также епископ Иаков встал на позиции тех, кто когда-то сжигал пустозерских мучеников назвав Аввкума «государственным преступником». Видимо, епископ Иаков против решения Собора Русской православной церкви 1971 г., который аннулировал клятвы на староверов Собора 1666 г. Также признаны несправедливыми и ошибочными те гонения, которым были подвергнуты староверы.
Академическая историческая наука уже давно объективно доказала что староверы защищали исконную форму православия, принятую со времён крещения Руси князем Владимиром. Непосредственный начальник еп. Иакова патриарх Кирилл не раз публично подчёркивал спасительность старого обряда. Если всё это не устраивает еп. Иакова и он считает, что Русь до 17 века была не православной, в таком случае возникает вопрос, а православен ли сам епископ?
Можно было бы себя успокоить мыслью о том, что не от большого ума были сделаны подобные заявления. Но проблема серьёзнее. Как мы знаем, в России насчитывается несколько миллионов староверов. Публичное обвинение исконных хранителей христианства, уничтожаемых и гонимых на протяжении столетий, в неправославии есть уже не личное мнение, а уголовно наказуемое деяние по статье «разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды». Думаю, лучше в данной ситуации епископу Иакову попросить прощения за свои слова и забрать их обратно.
Максим Пашинин,
Главный редактор «Старообрядческого издательства «Третий Рим»,
зам. Председателя правления Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума. |