Главная » 2012 » Январь » 31 » М.Зубов. «Операция «Древлеправославный резидент»». Мы находимся в преддверии очередного «Акта о каноническом общении», на сей раз – с РПСЦ?
19:56
М.Зубов. «Операция «Древлеправославный резидент»». Мы находимся в преддверии очередного «Акта о каноническом общении», на сей раз – с РПСЦ?

Очередное заседание Совета старообрядческой митрополии Московской и всея Руси прошло 25-26 января в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) в московском Рогожском поселке. Вроде бы, его результаты мало чем примечательны для интересующихся церковной политикой, особенно вне спасительной ограды РПСЦ. Однако, итог заседания мог быть совсем другим – от него ждали сенсации. По сведениям источников автора в митрополии РПСЦ, ее Совет мог обсудить вопрос об отлучении от общения церковного чтеца Леонида Севастьянова, более известного в церковных и светских кругах в качестве предпринимателя Леонида Михайловича Севастьянова - директора компании "Стратинвест.Ру" и председателя образованного по инициативе митрополита Илариона (Алфеева), главы ОВЦС МП (курирующего, помимо прочего, и старообрядчество), Благотворительного фонда святителя Григория Богослова. Этот фонд осуществляет масштабное финансирование ряда крупных проектов Московского патриархата. Причем фонд не скрывает своих связей с зарубежными донорами и с Римско-Католической Церковью, в которой Леонид Севастьянов получил одно из своих высших образований.

Непосредственно на заседании Совета митрополии вопрос был поднят одним из авторитетных священников РПСЦ, однако Митрополит Корнилий снял его с обсуждения как "несвоевременный и неудобный".

За несколько месяцев до этого несостоявшегося события старообрядческое сообщество было переполнено разного рода толками о Севастьянове, его "соблазнительном поведении" (главным образом, во время визита к Папе Римскому Бенедикту XVI) и отсутствием реакции митрополии на это. Высказались по этому поводу и "раздорники" (как их называют в митрополии) Алексей Рябцев и Сергей Аветян, продолжающие, несмотря на наложенные на них прещения, пользоваться уважением в консервативной старообрядческой среде. Тема активно обсуждалась на наиболее свободных старообрядческих площадках – на форумах и в блогосфере. Причем обсуждение это зашло так далеко, что затронуло не только самого Севастьянова, но и его семью, известных предков и т.п.

Конечно, ревнителей древлего благочестия волнует не столько личность самого Севастьянова и даже не его малопонятные для староверов действия, а судьба старообрядческой Церкви. Действия чтеца Леонида льют воду на мельницу сторонников возможной "унии" с РПЦ МП.

Подписание в 2007 году "Акта о каноническом единстве" РПЦ МП с РПЦЗ, которым окончились многолетние тайные и явные попытки руководства Московской патриархии подчинить себе крупную церковную группировку, обладающую привлекательными объектами имущества за рубежом, но – главное – имеющую "альтернативную" точку зрения на ключевые события церковной истории ХХ века, стало важнейшей победой Лубянки и Чистого переулка над "несогласными" в православной среде. Начинание, которое лично инициировал и возглавил Владимир Путин, широко освещалось в прессе. Оно доказало реалистичность и осуществимость сценариев "слияния и поглощения" различных церковных объединений, лояльных российской власти, по модели объединения коммерческих корпораций, с использованием схожего инструментария финансовых и административных рычагов, с обеспечением надлежащего "пиар-прикрытия".

Успех с покорением "зарубежников" настолько окрылил руководство Московской патриархии и лично Патриарха Кирилла, что они поставили задачу "вытеснить все церковные расколы" за легальное поле. По отношению к РПАЦ - крупному "осколку" РПЦЗ, оставшемуся на прежних бескомпромиссных позициях, - применили тактику рейдерского захвата, силой отобрав 16 храмов в Суздале и Суздальском районе, которые являются духовной сердцевиной этой православной юрисдикции. Недавняя смерть главы РПАЦ Митрополита Валентина напомнила широкой общественности о горьких для него и всех последователей РПАЦ днях расставания с намоленными храмами и святынями, а также и с имущественными правами, без которых немыслима полноценная церковная жизнь. В сложившейся ситуации ни один церковный организм России не может чувствовать себя в безопасности, уповая на то, что аппетит крупнейшего хищника обойдёт его стороной, избрав иной объект пожирания.

Старообрядцы, имеющие многовековой опыт отражения атак со стороны господствующей Церкви, весьма чувствительны к переменам политического климата, и появление на церковном небосводе приближенного к Патриарху Кириллу "старовера" Севастьянова не могло не вызывать их обоснованного беспокойства. Фигуры типа священника Иоанна Миролюбова (бывший наставник крупнейшей в беспоповстве Рижской Гребенщиковской общины) и Леонида Севастьянова, пользующихся демонстративным расположением Патриарха, вместе с неожиданными проявлениями щедрости в адрес старообрядцев (путём финансирования через тот же фонд св. Григория Богослова) невольно заставляют задуматься над причинами этого "изменения климата".

Московская патриархия не имеет репутации организации, склонной к бескорыстным актам милосердия, в особенности по отношению к идеологическим конкурентам или противникам. В то время как внутри самой РПЦ МП идёт борьба за доступ к денежным средствам и за их перераспределение, предоставление помощи, пусть и древним, но все же "раскольникам", выглядит не слишком обоснованным, если только руководство патриархии не преследует при этом каких-то далеко идущих и пока не афишируемых целей.

Вот характерная реплика бывшего председателя Рогожской старообрядческой общины РПСЦ Алексея Рябцева на форуме газеты "Самарское староверие": "Хочется еще раз отметить, что всё происходящее очень серьезно. На наших глазах возникла новая униатская структура. Её совершенно спокойно (по аналогии с украинской греко-католической) можно назвать "русской староверо-католической". Леонид Севастьянов не маленький мальчик. Это очень серьезный, образованный и влиятельный российский религиозный и политический деятель. Это совсем не та мелкотравчатая шпана, которая населяет сейчас митрополию РПсЦ. Все его шаги строго продуманы и последовательны".

Если использовать столь любимую Владимиром Путиным и его сторонниками шпионскую терминологию, то можно сказать, что активная деятельность Леонида Севастьянова развивается по законам создания "резидентуры глубокого залегания" в старообрядческой среде. С точки зрения стратегии Московской патриархии в отношении РПСЦ, Севастьянов - весьма подходящая фигура для выполнения столь деликатной миссии. Он потомок древнего казачьего рода потомственных староверов, сумевших выжить и сохранить свои убеждения при различных политических режимах, включая власть Советов, когда репрессии против старообрядцев кратно превосходили притеснения новообрядческого православия.
 
Отец Леонида Севастьянова - недавно почивший Михаил Стефанович Севастьянов - был уставщиком и старостой (председателем приходского совета) старообрядческого прихода РПСЦ в Ростове-на-Дону, а за пределами города, в частности - в Москве, был более известен как предприниматель, занимавшийся куплей-продажей антикварных предметов и книг, а также меценат, тесно связанный с интеллектуальной элитой того времени, - например, с корифеем советской историографии академиком АН СССР М.Н. Тихомировым. По характеру своего бизнеса (в поисках редких икон и старопечатных книг) Севастьянов-Старший исколесил всю страну, побывав в самых отдалённых уголках, став весьма известным человеком, своего рода "связным" отдалённых старообрядческих общин. Вероятно, можно предположить, что династия Севастьянов – единственная в современном старообрядчестве, которая сохранила деловую преемственность с дореволюционным староверческим купечеством, которое, как известно, создало как класс крупную российскую буржуазию. Поскольку происхождение, родовитость, потомственность имеют в старообрядческой среде колоссальное значение, то Севастьянов-Младший для староверов "свой" с любой точки зрения.

Вместе с тем, пройдя суровую школу Московских духовных семинарии и академии РПЦ МП, Севастьянов стал своим и для Московского патриархата, сблизился с Патриархом Кириллом (в то время митрополитом) и митрополитом Иларионом (в то время иеромонахом). Как человек, которому они вполне доверяют, Севастьянов-Младший был командирован в Рим для дальнейшей обкатки на "фабрике кардиналов" – в Папском Григорианском университете, а затем – и в Вашингтон для освоения современных политтехнологий и корпоративных техник слияния и поглощения.

Неудивительно, что при таком бэкграунде руководство ожидает от Леонида Михайловича эффективного выполнения самых сложных проектов, которые на первый взгляд кажутся "фантастическими". Главное на нынешней стадии – преодолеть некоторое недоверие, которые сеют вокруг этой фигуры ревностные представители "младостарообрядчества" - неофиты, сравнительно недавно порвавшие с РПЦ МП.
 
Пока наиболее эффективной оказалась тактика постепенного вытеснения этих неофитов в маргинальную церковную среду – в разного рода "раздоры", типа ДЦХ БИ, которые возникли вокруг РПСЦ после избрания на митрополичью кафедру Митрополита Корнилия (Титова), у которого сложились "конструктивные" отношения с Чистым переулком и Даниловым монастырем. Тем не менее, как "раздорники", так и еще остающиеся в РПСЦ противники ее сближения с Московским патриархатом, предпринимают усилия, дабы поставить заслон, как они считают, "ренегату" Леониду Севастьянову. Единственным эффективным заслоном такого рода могло бы стать принятие священноначалием решения о его отлучении от общения церковного. Поставить точку в этой истории должен Освященный Собор РПСЦ, проведение которого традиционно намечено на октябрь 2012 года. Поскольку большинство голосов на Соборе принадлежит мирянам, то есть шанс как-то повлиять на "вето" епископата, не желающего отлучать Севастьянова, несмотря на его работу в РПЦ МП и молитвенное общение с католиками.

Портал будет с интересом наблюдать за завершением этой "Операции "Резидент".

В заключение – несколько цитат из интервью, которое Леонид Севастьянов дал в 2010 году главному редактору агентства "Благовест-инфо" Дмитрию Власову:
 
"Мои дед и отец были уставщиками старообрядческой общины в Ростове-на-Дону, а мой старший брат – сейчас священник и настоятель этой общины"; "в возрасте 17 лет я по благословению главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Алимпия (Гусева) поступил в Московскую духовную семинарию. Там я познакомился с иеромонахом Иларионом (Алфеевым)"; "По совету о. Илариона и по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла я продолжил учебу за границей. Я изучал политическую философию в Папском Григорианском университете в Риме, а после этого – пиар и международные отношения в Джорджтаунском университете (США)";
 
"Лично для меня старообрядчество по отношению к Русской Православной Церкви представляется тем же, чем была Русская Зарубежная Церковь по отношению к Московскому патриархату до подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Формально это были разные Церкви, но фактически – одна";
 
"Сам факт, что старообрядцы, восстановив в XIX веке иерархию, не выбирали себе Патриарха, указывает на то, что они считали себя частью Русской Православной Церкви";
 
"Духовная миссия старообрядчества заключалась в том, чтобы не дать Церкви пойти по пути полного подчинения государству"; "Считать, что истинно верующий человек не должен думать о материальном благополучии, а посвящать свою жизнь исключительно молитве, – это псевдоправославный взгляд";
 
"В XIX веке, живя бок о бок со старообрядцами на территории современной Украины и Молдавии, их опыт во многом переняли евреи… Без этого опыта еврейский народ мог бы не добиться таких успехов в создании своего государства – Израиля";
 
"Старообрядчество во многом выполнило свою миссию по отношению к Русской Церкви. А сегодня его миссия заключается в том, чтобы оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном";
 
"Мы стремимся создать альянс христианских церквей, которые поддерживают те же традиционные ценности, что и мы";
 
"Мы оказываем всемерную поддержку Русской Православной Церкви, в частности, различным направлениям международной деятельности ОВЦС, поддерживаем Общецерковную аспирантуру, Московский Синодальный хор. Мы осуществляем работу с соотечественниками за рубежом, устанавливаем и поддерживаем контакты с политическими структурами и организациями стран ближнего и дальнего зарубежья".
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 843 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 5
1  
"Классический случай так называемого ВРАНЬЯ"(с) : (

Опровержение участника Совета Митрополии с элементами разоблачения опубликовал сегодня о.Александр Панкратов:
http://o-apankratov.livejournal.com/192417.html

"Непосредственно на заседании Совета Митрополии вопрос (об отлучении от РПСЦ Леонида Севастьянова, о нём: http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=482 - о.А.П.) был поднят одним из авторитетных священников РПСЦ, однако Митрополит Корнилий снял его с обсуждения как "несвоевременный и неудобный".

Это о минувшем СМ 25 - 26 янв. пишут здесь: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=89528
Добавлена ещё куча всякой конспирологии : (

Только вот грешный аз был на том Совете, что называется, "от звонка до звонка", и свидетельствую: НИКТО вопроса о г-не Севастьянове не поднимал, о нём вообще не упоминалось на заседаниях.
Такова "достоверность" информации : (

2  
Олег, совсем интерено. Куда больше, чем про Севастьянова.
Севастьянов даже если он и штатный сотрудник ФСБ, а этому доказательств быть не может, уж точно не резидент. Не тот круг влияния, да и других агентов полно.

А вот оппозиционер Муравьев - это "песня". Давно? Что будет дальше? Выяснится, что г-н Зубов псевдоним уроженца Орехово-Зуево Константина Титова?

Какое-то большое неприличие. От начала и до конца.

4  
Дорогой Олег, мне вот интересно, а с какой целью ты публикуешь комментарий Панкратова? Я уж не говорю о том, что обманщикам и фактически нечистым на руку людям (таким как Панкратов) верить противопоказано, но в чём пафос коммента?

Разоблачить портал Кредо в публикации недостоверной информации и бросить тень на своего одноверца и преподавателя МДУ Муравьёва, как это с оговорками делает Панкратов?

Допустим.

Но если Панкратов прав и вопрос о Севастьянове опять не поднимался - это по твоему повод для гордости, о котором нужно во всеуслышание заявить, как об очередном акте "стояния в вере", по методу Чунина? Просто хочется понять психологию рогожанина в добром здравии.

Тобой и всеми другими участниками и организаторами молебна старообрядческому атаману Платову один из Севастьяновых только недавно публично подтёрся. Причём, заметь, сделал это цинично, вывесив своё "исследование" за несколько дней до мероприятия, когда менять что-то было уже сложно.

То что тобой подтёрлись - ты прекрасно понимаешь, потому как вся фонтанирующая активность в распиаривании молебна на всех доступных интернет ресурсах как-то разом сошла на нет и о самом мероприятии ни слуху ни духу.

Стоило ли так навязчиво оповещать всех и вся, чтобы потом стыдливо прикусить язык и замять дело "яко не бывшее"?

Вот я и хочу понять твою мотивацию. Ладно чунины там и панкратовы, у них давно все глаза за...(порошены) и ничего. В иерархии их жизненных ценностей чистота глаз, видимо, непервостатейный фактор. Но ты-то куда? Или решил, что "ключи с бортика подавать" - уже недостаточно, для подросшего подмастерья? Пора, так сказать и в "колодец сантехнический" с головой окунуться?

5  
Тем хуже

3  
Если уж заниматься поиском резидентов, то надо учесть. Резидент должен был появиться в церковной жизни не вчера, у него есть связи. Резидент готовит платсдарм, и далеко не всегда "светится" в пиар акциях.

Ищите платсдармы экуменистов и их лидеров проверяйте на причастность.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]