Главная » 2012 » Декабрь » 7 » Юлия Маслова. Мастера из Мстёры
19:55
Юлия Маслова. Мастера из Мстёры
5 декабря 2012 г. в Москве открылась выставка «Мстёра – жемчужина России». Выставка экспонируется во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и посвящена 90-летнему юбилею искусства лаковой живописи Мстёры. На выставке представлены иконы, шкатулки, лубки и вышивка.
 
 

Село Мстёра находится в междуречье Мстерки и Тары, при их впадении в реку Клязьму. Как писал А.А.Тиц, «в самом названии "Мстёра" звучит что-то былинное, сказочное. Перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами, своеобразная полусказочная, полуреальная природа и человек во всем его безграничном многообразии…».
 
Мстёра расположена на землях, которые с XIII столетия входили в состав самостоятельного Стародубского княжества. Первое упоминание в документах о Богоявленской слободе Мстёре относится к 1609-1610 гг. Из письменных источников также известно, что слобода с церковью была с этого времени до 1629 г. во владениях Григория Петровича Ромодановского, а затем перешла к его сыновьям. К середине XIX в. Мстёра – крупное село городского типа, где проживало более 2600 человек. Землепашество кормило крестьян плохо, т.к. пахотных земель в округе было мало. Поэтому в Мстёре процветали ремесла и торговля.
 
Большую роль в развитии села играли староверы, которые по документам известны здесь с первой четверти XVIII века. С середины XIX столетия они составляли около трети всех жителей Мстёры, и в дальнейшем их численность не уменьшалась. В 1911 г. в Мстёре работало 18 иконописных мастерских, 10 ризочеканных, 24 фольгоуборочных, 4 киотных, 1 столярная, 1 позолотная и 1 тележная. Мастера владели финифтяным делом, гравировкой и сканью. В 1917 г. слобода Мстёра походила на небольшой уездный город с прямыми, широкими улицами, с каменными двухэтажными домами, крытыми железом. Здесь были: школа живописи, почтово-телеграфная контора, ссудно-сберегательное товарищество, земская больница, пожарная дружина. К 1917 г. Мстёра слыла крупным торгово-промышленным поселением.
 
Иконописный промысел возник в Мстёре к началу XVIII века. В XIX веке мстёрская манера письма по своему мастерству превзошла школы Палеха, Шуи и Холуя. До середины XIX века в Мстёре преобладало изготовление дешевых, так называемых «расхожих» икон, которые писали для «социальных низов». Выполнялись они в мастерских, прозванных «каторгой». Здесь тысячами создавались грошовые иконы, именовавшиеся «краснушками». Выполненные в достаточно вольной манере письма, они были близки народному лубку. Дешевые иконы покупали торговцы-офени и развозили по России и православному зарубежью.
 
Уже с XVIII века на характер и особенности иконного дела Богоявленской слободы значительно стали влиять старообрядцы. Поэтому примерно с середины XIX столетия становится востребованной «старинная» иконопись. Так как основными заказчиками икон были старообрядцы, мстёрские мастера придерживались старых традиций и приёмов, характерных для русского иконописания «классического» периода, то есть XV - начала XVII вв. Создавались иконы в древних стилях: новгородском, московском и строгановском. Однако если в изображении ликов святых мстёричи были консервативны, то в изображении пейзажа (горок, растительности и т.п.) не боялись стилистических заимствований. Мстёричи, помимо изготовления имитаций дониконовских памятников, были хорошими специалистами в выполнении своеобразных стилизаций, копий икон и реставрации древних произведений. Поэтому мастеров этого села можно считать основателями отечественной реставрационной школы. К концу XIX века многие мстёрские иконописцы начали работать в Москве, основав там собственные мастерские. Их продукция пользовалась большой популярностью, многие стали поставщиками императорского и великокняжеских дворов.
 
После 1917 г. иконописный промысел в Мстёре перестал существовать. Мастера в поисках заработка разбредались по стране. Ради спасения художественной школы, профессиональные иконописцы переключились на лаковую миниатюру – расписывали яичной темперой шкатулки из папье-маше.
 
 

На выставке представлены иконы из Мстерского художественного музея, Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга, Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, а также из частных коллекций. Иконы действительно очень разные: по времени это иконы от XVIII до ХХI веков; по письму – есть классические иконы, холодных оттенков, тонко прописанные, одухотворенные, а есть и слепящие золотом, нагромождением архитектурных элементов и орнаментов, грубо реалистичные. Есть так называемые живописные пласты, выполненные в «иконной манере», но по сюжету далекие от иконописного канона. Вплоть до того, что один современный мстерский мастер изобразил красками свою молитву о «спасении России». Смотрится экзотично.
 
Поразила икона «Святой Пост» 1917 г. мастера С.А.Суслова. Весьма интересная, необычная иконография, но написана по всем канонам. По правую руку от Богоматери стоит пророк Моисей с подписью: «Постився древле Моисей в Синайстей горе Богови…». По левую руку от Нея – пророк Илия на огненной колеснице. На иконе можно увидеть Иону во чреве кита и покаявшихся ниневитян, святых Иоакима и Анну, Даниила во вру со львами.
 

Кстати, о каноне. Две, казалось бы, схожие по сюжету иконы, написаны по одной прориси – святые Борис и Глеб едут на конях. Но насколько по-разному они исполнены! Святые на иконе мастера Гусева (икона 1917 г.) едут по земле, усеянной цветами с пышными бутонами – образ райского сада. Если вглядеться, у их коней видны подковы, но почти сливающиеся с копытом. А на иконе из мастерской А.А. Богатенко (1906 г.) подковы у коней обведены золотом. От этого езда святых приобретает величественный ход вне времени. И, вспоминает всякий русский человек, как явились перед Куликовским сражением на небе святые Борис и Глеб, сидящие на боевых конях, как сказали грозно татарам: «Кто велел вам истреблять отечество наше, от Бога нам дарованное?!»
 
Мстёра славилась не только иконописанием, но и вышивкой белой гладью и владимирским цветным швом, а также была одним из центров печатания лубков. Мстёрский лубок появился благодаря одному человеку – Ивану Александровичу Голышеву (1838-1897). Он был археологом, этнографом и краеведом. Этот самородок стал основателем первого сельского издательства в России. В 1858 году, крепостной крестьянин из потомственных иконописцев, Голышев открыл в Мстёре литографическую печатню, которая выпускала лубочные картинки, сонники, народные издания А.С.Пушкина, И.А.Крылова и т.п. На лубках изображались копии икон, жития святых, поучения, притчи, побасенки. Если в старообрядческом лубке преобладали религиозные и духовно-нравоучительные сюжеты, то большинство представленных на выставке лубков – это повествование из отечественной истории. Решается данный лубок просто: перед зрителем разворачиваются события с помощью множества мелких картинок, к каждой из которых есть подпись, как на клеймах иконы. Как на иконе, на лубке есть и своя центральная фигура, вокруг которой расположены лубочные «клейма». На лубке «Первые Романовы» представлено воцарение Михаила Романова, поставление патриарха Никона, казнь протопопа Аввакума, и многое другое. Поистине картина могла быть эпической, если б не забавные фигурки царей, палачей и простолюдинов, снижающих трагический накал исторического повествования.
 
Жаль, что устроители выставки не показали мстёрское медное литье. А ведь в 1860-х гг. в Мстёре работало около 10 меднолитейных заводов! Меднолитейный промысел был поставлен на поток. О медной иконе И.А.Голышев писал: «Производят ее следующим образом: берут иконы Гуслицкие, которые отпечатывают в глину, от чего получают так называемую форму, расплавляют медь, выливают в форму, когда застынет металл, вынимают; затем, как задняя часть выходит шероховатою, то чистят подпилком и икона готова».
 
О лаковой миниатюре Мстёры написано много, поэтому стоит просто придти в музей и все самим посмотреть. Шкатулки разных лет покажут зрителю и тему революции, и космические достижения страны, и прославление труда. Но все-таки, классическими сюжетами на шкатулках Мстёры стали русские былины и сказки. В них – душа народа.
 
 
Юлия Маслова
Фото автора
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 2638 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1 apostol  
0
Юлия, спасибо вам за материал, весьма интересно, тем более для меня потомственного иконописца, родом из Гуслиц, деревня Костино, в которой было много иконописцев. многие из которых покинули деревню в 19 веке в поисках заработка. Мои предки-иконописцы Романовы тоже уехали в Екатеринбург и основали там иконописную мастерскую. Информация о них есть в альбоме Уральская икона и в альманахе Гуслицкие чтения за 2006г с моей статьей об иконописцах Романовых, размещенной тогдаже в самстаре.

2 glrem  
0
Обсуждаемая икона, написана на погибель Православия.

Всё меньше места уделяется Богу, и всё больше раздувается значимость второстепенного.

Этим искажается Библия, и множится лукавство.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]