Главная » 2016 » Октябрь » 20 » Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Доклад Освященному Собору 2016 года Русской Православной Старообрядческой Церкви. Ч.1
14:17
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Доклад Освященному Собору 2016 года Русской Православной Старообрядческой Церкви. Ч.1

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас! Преосвященные архиереи, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноцы и миряне, участники сего Освященного Собора! Приветствую и поздравляю вас с открытием нашего Освященного Собора и днем памяти святыя мученицы Харитины и иже во святых отец наших Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Киевских и всея Руси, чудотворцев.

Сегодня мы собрались на очередной Освященный Собор с целью подвести итоги минувшего года, оценить деятельность нашей Церкви в деле отстаивания и сохранения истинной православной веры и древлего благочестия и наметить дальнейшие пути развития церковной деятельности. За истекшее время наша Церковь с Божией помощью жила в мире, в плодотворных трудах проповеди православной веры, хранительницей которой она является. Строились и восстанавливались храмы и часовни, развивалась просветительская и информационно-издательская деятельность, проводились вечера духовных песнопений и крестные ходы, в которых принимает участие все больше молодежи, успешно работает духовное училище, выпускается все больше литературы на духовные и исторические темы, организуются конференции и выставки по истории старообрядчества и т.д. Но самое основное, что бы хотелось отметить, что наша Церковь все более уверенно и свободно продолжает исполнять главную задачу, возложенную на нее Богом и временем — отстаивание, сохранение и возрождение истинной, спасительной веры наших предков и противостояние современному бездуховному и враждебному Церкви миру, силам агрессивной злобы и растления, темным бесовским козням.

В наше время мы наблюдаем все большую угрозу христианству и православному миру со стороны сил зла, стремящихся разрушить православные, религиозные основы морали и нравственности, как сказано об этом в Святом Евангелии: Многие лжепророки возстанут, и прельстят многих, и от умножения беззакония, изсякнет любовь многих (Мф. 24, 11–12).

Апостасийный процесс глобализации, негативное влияние на умы и души средств массовой информации, разрушающих духовно-нравственные ценности — порождают в людях страх, уныние и агрессию. Печальное явление сегодняшнего дня — насаждение греховных, губительных идей материального потребления и наживы, блудных пороков и либеральной вседозволенности губит души подобно радиации. Особенно это относится к молодому поколению, не имеющему духовного и житейского опыта, губящему свои души в погоне за ложными кумирами.

Наша Церковь призвана понимать и оценивать степень разрушительной опасности современных негативных процессов, уметь им противостоять, предупреждать и защищать тех, кто, к сожалению, недооценивает пагубную опасность разрушительного воздействия чуждых православию безбожных темных сил. Мы понимаем, что сейчас ведется информационная война, где поле битвы — души, сердца и умы людей, и в особенности молодежи. Понимая это, мы, христиане, должны противостоять губительным силам зла своей молитвой, постом, проповедью Православия и, конечно, личным примером жизни по христианским законам и заповедям.

Но, несмотря на возрастающие усилия сил зла, а также на политические и экономические санкции против нашей страны, в России идет процесс объедения здоровых сил, идет возвращение к тем духовным и нравственным ценностям, которые спасали Святую Русь во все трудные времена испытаний нашего народа на прочность.

История старообрядчества есть образ пути, альтернативного ориентированному на Запад развитию послераскольной России. Понимание того, куда России надо идти в историческом развитии, проистекает от знания истока этого пути, т.е. прошедшее надо воспринимать как урок при выборе будущего. Благодаря памяти о прошлом мы можем яснее предвидеть будущее, то есть можем предположить направление развития общества, поскольку история — это наука не только о прошлом, но и о будущем.

Ф.И. Тютчев сказал: «Истинным защитником России является ее история». К этому меткому определению можно добавить, что история – это истинный и надежный защитник старообрядчества. Обращение к его истории – это не бесполезное воспоминание о прошлом, а фундамент осмысления и способ познания духовных традиций, преемственности сохранения и отстаивания православных ценностей Святой Руси, ее национальных идеалов, моральных основ и традиционного уклада семейной жизни.

Уникальная история старообрядчества дает нам образец воспитания специфически русского характера, образец сохранения мирного созидательного духа в окружающей враждебной действительности.

Вся история старообрядчества есть твердое отстаивание стремления жить по тем правилам, которыми руководствовался русский народ на протяжении 700-летней истории православия. Обращаясь к истории в статье «Смысл старообрядчества», историк А. Карташёв писал: «Теократический полный идеал русского православия — цельный, всеохватывающий, культом проникнутый и освященный быт, устроение здесь на земле всей жизни ,,по-Божии”, с довольством и достатком, с благами земными и ,,благоденственным и мирным житием”, но ,,во всяком благочестии и чистоте”».

Старообрядцы всегда старались хранить благочестие и обращались к святой старине, сохраняли историческую память. Об этом обращении к прошлому своего народа писал академик Д.С. Лихачев: «Обращение к старому – это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность».

Старообрядчество, а по сути, сохраненное нереформированное православие — это не какое-то экзотическое явление, случайно занесенное в наше время, а сама жизнь русского народа в чистоте и вере, это живые глубинные пласты духовности и спасительного благоверия. России нужна историческая честная оценка раскола, его причин и последствий, и уверенные шаги русского народа к дораскольному строю. Наша общая задача заключается во всеобщем освобождении от вредного, лживого, не русского и возвращении к здоровому, сокровенному, русскому духу.

Старообрядцев можно по праву назвать основой и связующим звеном национальных русских устоев и традиций. Их в жизни отличали взвешенность решений, разумность поступков, бережливость в быту, результативность деятельности, внутренний контроль за своими помыслами. Эти отличительные свойства способствовали развитию и успеху их предпринимательской деятельности в России и в других странах, куда их заносила судьба.

Сильный характер, который присущ старообрядцам, формирует их мысли, чувства и поступки, позволяет хранить базовые нравственные ценности – такие как вера, любовь, справедливость, самопожертвование, а также допускает критическое отношение к властям и политическим процессам.

История старообрядчества говорит о высоком патриотизме поборников истинного православия, вызывает чувство благодарности за мужественное сохранение национальных традиций. «Неизвестно, чем была бы сегодня Россия, – пишет В. Распутин, – когда бы не живое и предостерегающее напоминание о силах, способных во имя ее утверждения на безоглядный и всемогущий порыв.

Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани».

Надо отметить, что ныне те, кто хочет найти дорогу ко спасению, проявляют неподдельный, возрастающий интерес к древлеправославию, понимая, что во время нынешнего духовно-нравственного кризиса важен опыт выживания в сложных условиях, которого старообрядцам не занимать.

О каком опыте идет речь? Старообрядчество всегда отличалось крепким укладом жизни, сохранением здорового образа жизни, любовью к отечеству и честному отношению к труду. Старообрядцами накоплен опыт христианского просвещения. Последнее особенно важно в наше время, когда в стране нарушены духовные традиции, чувствуется разобщенность родителей и детей, у молодежи нет твердых убеждений в выборе добра и отстранения от греха. Старообрядческая Церковь, школа и семья дают духовные ориентиры детям, позволяющие противопоставить греху понятие о нравственности, покаянии, о последствиях безверия и греха.

Опыт старообрядчества важен в деле развития и становления личности, осмысления прошлого, сохранения исторической памяти, без которой, по словам академика Д.С. Лихачева, невозможна «нравственная оседлость человека».

Ныне, во времена духовной свободы, старообрядцы вновь, возложив упование на Бога, принимаются за возделывание духовно-просветительской нивы, осмысление такой важной задачи, как сохранение русского народа, которое возможно только через возвращение к вере отцов, к своей самобытности и национальной культуре — обретение утраченного первородства, можно сказать, возвращение домой. Каждый православный старообрядец вершит труднейшее дело личного покаяния, от которого во многом зависит спасение близких ему людей и всего нашего Отечества. И если, обратившись за помощью к Богу, пойдем по исконно русскому пути — по пути очищения своей души от греховной тьмы, то мы найдем в России силы преодолеть любые духовные и материальные кризисы, возродиться и обрести былую славу и величие православной Руси.

В хоре голосов духовно возрождающейся России голос РПСЦ становится с каждым годом все более слышимым и окрепшим. Особое место в отстаивании веры и чистоты Церкви отводится духовным пастырям, которые делом и словом должны вести паству по трудной дороге спасения души. Важной составляющей трудов пастыря должна быть проповедь – современная, живая, которая должна давать ответы на вопросы сегодняшнего дня, волнующие прихожан: как спастись, как жить по-христиански, как исполнять заповеди Божии, как проявлять любовь по отношению к ближнему своему.

Многие храмы ныне испытывают трудности с пением, необходимо при храмах создавать школы обучения пению и чтению, посылать на стажировку певцов и уставщиков в Московское духовное училище. Надо вводить и поощрять общенародное пение за службой, например, вместе с клирошанами всем петь «Отче наш», и «Верую».

Священник – это не просто требоисполнитель, не чувствующий боль и тяготы окружающих, а чуткий и заботливый уврачеватель больных и мятущихся душ. Прихожане в храмах ожидают понимания, приветливости, сострадания, ответов на возникшие духовные вопросы в жизненной ситуации, или, наконец, чтобы их внимательно выслушали. Они этого ожидают, но далеко не всегда получают.

Иногда у приходящего в храм возникает чувство, что он здесь чужой, никому ненужный и лишний человек. Господь говорит: «Грядущего ко мне не иждену вон» (Ин. 6, 37). Однако у нас бывает, что приходящего так грубо встречают, что он на долгие годы, если не навсегда, человек уходит из храма к заезжим миссионерам, различным сектантам, а принимать людей радушно и с вниманием они умеют очень хорошо.

Бесспорно, нагрузки и заботы современного пастыря весьма велики, порой у него нет времени на передышку. Священник, как и всякий человек, имеет свои особенности характера и свойственные людям немощи, но при этом он не имеет права забывать, что Бог спросит с него «отчет о его уповании», о пребывании в любви к ближнему. И если мы своей раздражительностью или невниманием отталкиваем чающих спасения в истинной Церкви, ищущих дорогу к храму Божию, то этим мы сами удаляемся от Бога и губим тех, кого бы могли спасти. Не пора ли нам всем это понять?

В храме недопустимо коммерческое вымогательство – устанавливать таксы на совершаемые требы. Храм Божий – храм молитвы, а не торговли и оказания коммерческих церковных услуг. «Туне приясте – туне дадите» (Мф. 10, 8).

Слушая рассказы старых священников и читая воспоминания о священниках, живших до революции, поражаешься их вере и терпению. Часто, находясь в нищенском состоянии, имея большую семью, они считали нравственно недопустимым брать высокую плату с таких же, как и они, бедных людей. За их отзывчивость и бескорыстие народ отвечал им любовью и готов был разделить с ними все скорби и гонения. В ответ на бескорыстное, самоотверженное служение пастыря – простой русский народ готов сам отдать последнее, принести в храм все необходимое, в количестве гораздо большем, чем сребролюбивый священник наторгует в своем храме-лавке. Благоговейному священнику сам Господь пошлет добрых жертвователей и помощников, которые увидят в нем любящего отца, ведущего их ко спасению.

Приходя в наши храмы, люди должны видеть, что это не какая-то замкнутая секта, что мы не прячемся от жизни, не боимся окружающих нас людей и нам есть, что сказать в ответ на различные вызовы.

Хочется верить и надеяться, что большинство наших пастырей сохранили благочестие и подлинную веру, которую заповедали нам многочисленные мученики за веру – наши благочестивые предки. Их жертвенная любовь и молитва за землю Русскую и за своих единокровных потомков по вере помогает оживлению и расцвету церковной жизни.

Освящение храмов

В течение года после Собора 2015 года в нашей Церкви было освящено несколько новых храмов.

12 декабря 2015 года, на праздник святого всехвального апостола Андрея Первозванного, в г. Суздале Владимирской области был освящен храм во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Уникальный храмовый комплекс церквей Воздвижения Креста Господня и Козмы и Дамиана был построен в XVII–XVIII вв. в суздальской слободе Коровники. Вопрос о его реставрации поднимался еще в мае 2015 года, в ходе архипастырской поездки по Владимирской области и встречи с губернатором региона Светланой Орловой.

27 мая сего года состоялось долгожданное освящение храма в Республике Крым – в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Храм освящен во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Здание храма, возведенное в 1913 году, долгое время находилось в запустении. Благодаря попечителю храма Роману Стабблбайну были проведены все необходимые работы, и теперь в церкви можно совершать полный круг богослужения, включая литургию.

Также во время поездки в Крым мне довелось посетить общину г. Симферополя и помолиться с местными христианами канон Введению в церковь Пресвятыя Богородицы. Именно в честь этого праздника предполагается освятить в скором времени симферопольский храм, где также попечением Романа Стабблбайна интенсивно ведутся восстановительные работы.

28 июня с.г. в городе Малая Вишера Новгородской области был освящен новый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Деревянная церковь, общину которой окормляет о. Александр Панкратов из Великого Новгорода, построена на средства благотворителей Владимира Леонтьева (Санкт-Петербург) и Романа Стабблбайна (Москва). Новоосвященный храм посетил мэр Малой Вишеры Николай Маслов. Он тепло и искренне поздравил духовенство и прихожан с этим событием.

5 июля с.г. в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса. Невьянск в XVIII–XIX веках был важным центром уральского старообрядчества. Промышленники Демидовы, обосновавшиеся в этом городе, приглашали для работы на свои заводы староверов, бежавших от гонений царской власти. С 2002 года в Невьянске действует старообрядческая община, основывал которую о. Иоанн Устинов. Позже настоятелем в Екатеринбурге стал уроженец этих мест о. Павел Зырянов. Невьянский храм — двухэтажное кирпичное здание — проектировал уральский архитектор-старообрядец Борис Пономарев. В настоящее время в Свердловской области строятся храмы в городе Ивдель и в старинном поселке Староуткинск. 30 октября с.г. предстоит освящение восстановленного храма во имя святыя благоверныя княгини Анны Кашинския в пос. Кузнецы Павлово-Посадского р-на Московской обл.

О восстановлении и реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода»

В настоящее время в основном закончились крупные по масштабу и длившиеся более десяти лет работы по реконструкции и возрождению уникального историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», который представляет собой духовный центр, объединяющий православных старообрядцев России и зарубежья.

Недавно правительство г. Москвы передало нашей Церкви здание бывшего Богословского института, построенного в 1915 году. К сожалению, сейчас это здание требует капитального ремонта, комиссия, созданная для рассмотрения проектов по реконструкции института, определяет возможных участников этих работ. Недавно комиссии был предоставлен проект масштабного второго этапа возрождения и реконструкции ансамбля «Рогожская слобода» – этот проект находится в стадии рассмотрения комиссией.

В июне этого года на Рогожском некрополе была окончена реставрация родовых усыпальниц известных старообрядческих благотворителей Морозовых и Соловьевых. Была отслужена панихида в усыпальнице Морозовых по захороненным здесь представителям династии, история становления которой тесно связана с городом на Клязьме – Орехово-Зуево.

На торжественном открытии отреставрированной усыпальницы присутствовали власти г. Москвы, в частности руководитель департамента культурного наследия Алексей Емельянов, деятели культуры, реставраторы, потомки Морозовых.

Обращаясь к гостям, Алексей Емельянов сказал: «Сегодня мы с удовлетворением показываем, как мы чтим память династии, имена которой золотыми буквами вписаны в историю г. Москвы. Морозовы – это величайшая династия промышленников и благотворителей, которые оставили в нашем городе более семидесяти зданий, построенных на их деньги – это храмы, больницы, библиотеки, театры. Рогожское – это знаковое место для Москвы и для тех, кому небезразлична история города. То, что реставрация произведена на бюджетные средства, это хорошая дань города тем людям, которые ничего не жалели для украшения нашей столицы, для блага своей Родины».

От имени РПСЦ мною была выражена большая благодарность московскому правительству и лично мэру Сергею Семеновичу Собянину, за тот труд и материальное вложение, которые позволили за последние годы восстановить эти фамильные усыпальницы и в целом Рогожский духовно-исторический ансамбль.

К сожалению, на Рогожском кладбище не сохранились до наших дней памятники и могилы многих видных старообрядцев, таких как промышленники и меценаты: Рябушинские, Солдатёнковы, Кузнецовы и другие достойные сыны нашего Отечества. Их надгробия были разрушены в годы советской власти. В связи с этим мы обратились к руководству ритуального объединения города Москвы с просьбой помочь нам установить памятный поклонный крест всем старообрядцам, чьи могилы утрачены на Рогожском кладбище. Наше обращение нашло положительный отклик, и в настоящее время этот поклонный крест установлен рядом с захоронением видного старообрядческого деятеля Прокопия Шелапутина.

Также восстанавливается гранитный обелиск в честь основания Рогожского кладбища во время чумы 1771 г., разрушенный после революции. Открытие этого памятника намечено в ближайшее время.

 

http://rpsc.ru/docs/postanovleniya-soveta-blagochinny-h/sobor_2016/

 

Категория: Соборы, съезды | Просмотров: 893 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 glrem  
0
Митрополит вещает: «Нашаобщая задача заключается во всеобщем освобождении от вредного, лживого, не
русского и возвращении к здоровому, сокровенному, русскому духу»
А на деле, в Постановлении Совета Митрополии РПСЦ, в третьемпункте, масштабно об Уганде печется:3.1. Выразить христианскую благодарность иереюАлексею Лопатину и иерею Николе Бобкову за труды по устроению церковной жизни в
Угандийской общине.
3.2. Предложить преосвященнейшем у митрополитуКорнилию совершить архипастырскую поездку в Уганду в декабре 2016 г.3.3. Призвать христиан к оказанию посильной помощиобщине Уганды. Получили гранты, а теперь, по африкам разъезжатьзатеялись, вместо того, что бы делом заниматься в России. Эти фокусы,
Старообядцам, еще боком выйдут.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]