Тема отношения старообрядцев к властям, к конкретным чиновникам, затронутая в прошлом номере «Общины» рассуждением отца Михаила Родина, не осталась незамеченной. В редакцию поступило несколько откликов, в том числе, например, такой - «в словах священника сквозит раздражение, оно некорректно». Были и другие - «с высказыванием полностью согласен. Сложность нынешней политической ситуации в том, что нашу страну губят незаметно». Разделившееся общественное мнение успокоил митрополит Корнилий, который в разговоре с нашим корреспондентом подчеркнул, что Старообрядческая Церковь относится к властям сдержанно, а по многим вопросам готова сотрудничать и делает это.
- В своем докладе Освященному Собору я немало говорил о встречах представителей Церкви с властями в разных уголках страны, причем во многих переговорах участвую лично, объясняю нашу позицию и, если необходимо, прошу содействовать в решении каких-то животрепещущих вопросов, - подчеркнул владыка Корнилий. - Поэтому мы, старообрядцы, занимаем нейтральную позицию в отношении выборов в разные уровни власти - ни за кого не агитируем, но и не запрещаем христианам выражать свою политическую волю.
Решение многих приходских вопросов, в том числе имущественных, в разных городах и весях России, возможно только при сдержанном и благожелательном диалоге, где обе стороны взаимно уважают друг друга.
По словам предстоятеля РПСЦ, староверы не выступают против власти, поскольку понимают, что даже «худое чиновничество» - власть от Бога. В связи с тем, что сейчас мы переживаем период свободы вероисповедания, когда гонений на официальные религии нет, а, напротив, в некоторых случаях власть оказывает старообрядцам (и многим иным религиозным конфессиям) поддержку, нет решительно никаких поводов высказываться против нее.
И даже в периоды гонений, которые неоднократно были в истории, верующие люди если и не заявляли о своей поддержке проводящейся политики, то всегда молились за ту власть, которую попустил для них Господь.
Наши настоятели, председатели общин или делегированные на то приходскими собраниями христиане ходят в различные государственные и муниципальные инстанции, добиваясь необходимых для своих общин разрешений на строительство, решений десятков и сотен иных насущных вопросов, причем делают это наравне со всеми другими гражданами.
Да, не всегда все необходимое удается сходу решить или получить, но и это не является поводом выказывать свое агрессивное противостояние чиновничьему аппарату.
- Вспомните о жизни и судьбе владыки Геронтия, которому пришлось нести свое служение в трудные для Церкви времена, в том числе в революционные годы, а затем в период войны и сталинских репрессий, - напоминает митрополит Корнилий. - Есть даже интересный снимок, который датирован 1940-м - началом 1950-х годов, когда архиепископ Иринарх и епископ Геронтий вместе голосуют на выборах в Верховный Совет СССР. Это ли не говорит о высшем смирении пастырей нашей Церкви перед действующей властью и об их подчеркнутом стремлении участвовать в государственных делах?
А еще не лишним будет вспомнить о календарях Старообрядческой Церкви того периода - наравне с православными праздниками там всегда обозначались и праздники государственные, и это не считалось чем-то необычным или особенным.
Мы и сегодня не отгораживаем себя от властей, точно также как в случае опасности или совершенного злодеяния обращаемся в правоохранительные органы. В необходимых случаях ведем переписку с чиновниками, обмениваемся официальными документами, и в этом - ничего предосудительного, напротив, Церковь участвует в обсуждении правовых и организационных вопросов, касающихся жизни нашего общества, и таким образом заявляет о своем существовании, намерении действовать - строить, созидать, укреплять.
Итак, старообрядцы сегодня не противопоставляют себя официальной власти, но, напротив, молятся за нее и ищут все возможные пути для сотрудничества, в том числе и по многим общегосударственным вопросам, таким, к примеру, как проблема наркомании и алкоголизма, высказываясь за сплочение общества против имеющихся пороков.
Предстоятель Церкви регулярно получает поздравления в адрес паствы от должностных лиц с христианскими и светскими праздниками, участвует в различных встречах наравне с представителями из самых разных политических и общественных структур. Митрополит подчеркивает, что такова позиция всей Церкви, а иное поведение христиан всячески осуждается.
В то же время верующие люди поддерживают правящую власть лишь в вопросах, которые основываются на морали и нравственности, а все принимаемые решения, лишь исходя из интересов государства и каждого конкретного человека.
В случае же ужесточения внутренней политики в отношении религиозных обществ, адекватное времени и логике властей поведение Церкви будет обсуждаться на Освященных Соборах, как это и было испокон веков. И только всеобщее мнение сможет определить дальнейшую позицию православных старообрядцев в диалоге с властями.
В Митрополии также подчеркивают, что Церковь не может призывать своих чад к участию в митингах оппозиции, организо ванных людьми, несогласными с итогами выборов. Такие народные выступления проходили в декабре и январе по субботам в самых разных регионах страны. И в этой части своего высказывания отец Михаил Родин, конечно, прав - «В большинстве наших храмов служба под воскресенье начинается в два часа. Пойдите в Храм! Помолитесь ко Господу. (...) Если христианин вместо того, чтобы идти на соборную молитву, идет на митинги, демонстрации, то, видимо, он больше полагается на себя, чем на Бога».
В то же время Старообрядческая Церковь убеждена, что выборы сегодня и всегда должны проводиться максимально честно, дабы у людей не было поводов усомниться в истинности состоявшегося общегосударственного волеизъявления граждан.
При содействии Московской Митрополии РПСЦ
подготовил Максим ГУСЕВ
Община, 2012, № 2 (29) |