Главная » 2011 » Август » 1 » Мнение: М.Гусев. Лень? Или времени жалко? Почему старообрядцы не желают заявлять о себе через СМИ?
15:05
Мнение: М.Гусев. Лень? Или времени жалко? Почему старообрядцы не желают заявлять о себе через СМИ?
По недоброй традиции, незамеченным в этом году во многих приходах Старообрядческой Церкви прошел праздник – День славянской письменности и культуры. И можно было бы списать это на то, что праздник светский, к Церкви отношения не имеющий, если бы не знать, что в церковном календаре 24 мая почитаются святые учителя словенские Кирилл и Мефодий. Иными словами, это как раз тот случай, когда православная и гражданская дата совпадают.
 
Время посадки урожая и прочих садовых хлопот мая оказалось для большинства из нас важнее знаковой для истории России даты. Надо ли говорить, что многое из того, чего мы, страна, претендующая на звание мировой державы, достигли в вопросах культуры, берет свое начало в тех стародавних временах, когда два грамотных проповедника пришли на Русь, чтобы образовать полудиких славян – наших праотцев?
 
Со временем из сугубо исторически-церковного этот день стал еще и культурным – СМИ по традиции рассуждают в конце мая о славянской письменности, об истории и о том, кто и как сохраняет то, «с чего есть пошла Русская земля». И неудивительно, что многие сотрудники музеев и библиотек ждут этого дня, чтобы в очередной раз напомнить компьютерному поколению о тех удивительных предметах старины далекой, которые с каждым годом становятся все более диковинными, если не сказать грубее – архаичными.
 
С завистью… да нет, с чувством глубокой грусти изучал я в майские дни ленты федеральных информационных агентств – «Дни русской духовной культуры пройдут в Красноярском крае», «Выставка «Образы и символы старой веры» - в мордовском краеведческом музее». И так далее, так далее…
 
Важно то, что слово «старообрядческое» мелькало в этих сообщениях неоднократно. Но нигде не увидел я главного – вот-де старообрядческая община организовала праздник, пригласив журналистов. Но, может, я просто не заметил?
 
Центральная Россия, Урал, Поволжье – самые, пожалуй, активные старообрядческие территории, оказались «в пролете», не пожелав не то что организовать, но и просто поучаствовать в каких-либо околопраздничных мероприятиях. А ведь для нас, хранителей Старой Веры, этот праздник – уникальная возможность не только заявить о себе, но и выступить с проповедью по ТВ, через интернет, с полос газет. Причем 24 мая уговаривать редакторов сделать это не надо, они наверняка пришлют журналистов, чтобы те сняли, написали, показали.
 
Мы молимся по старинным книгам на славянском языке, храним осьмигласное пение, используем в богослужениях лестовки, подручники, на молитве многие стоят в кафтанах и сарафанах, мы бережно храним древние иконы, а наша иконопись – по-прежнему дораскольная, без ярких красок и прочих художественных новшеств. Не это ли повод каждому приходу (или даже на уровне епархий) заблаговременно готовиться ко Дню славянской письменности и культуры (подобных дат в календаре немало - годовщина Крещения Руси, День семьи, любви и верности - эти и некоторые другие даты могут стать самых подходящим информационным поводом, чтобы рассказать о себе обществу - провести этакую малую проповедь через современные средства коммуникации), договариваться с вузами о проведении тематических конференций или (хотя бы) круглых столов, с библиотеками и музеями о ряде совместных мероприятий?
 
Очевидно, что общественный интерес к демонстрации предметов старины и духовного наследия будет. Это факт. И ведь вся эта наша бездеятельность, равнодушие – на фоне сказанного на минувшем Освященном Соборе митрополитом Корнилием о недостаточной работе в сфере информационной деятельности на местах.
 
- По этой причине многим людям, ищущим истинную Веру или информацию о жизни общин, приходится либо обращаться в Митрополию, которая находится иногда за тысячи километров от места их жительства, либо, что еще хуже, - черпать информацию из сомнительных «околостарообрядческих» интернет-ресурсов, - говорил предстоятель.
 
– Думаю, что настало время более широкого развития местной информационной деятельности. А как это сделать? Догадываюсь (ах, как охота ошибиться!), что нашим настоятелям, председателям общин и просто активным, неравнодушным христианам попросту лень заниматься этой (для кого-то - рутинной, а для некоторых - попросту нежелательной) деятельностью. Лень договариваться с кем-то, что-то предлагать от имени общины, конечно, подчас получая и отказы, готовить пресс-релизы и думать над формами проведения каких-то мероприятий. Лень. Или времени жалко.
 
Что ж, если мы так и не научимся использовать современные средства связи для проповеди своей веры, будем сидеть в храмах и наивно ждать, когда к нам кто-то придет и спросит нас о нашей вере, ничего хорошего нас не ждет. Общество так и останется при своем мнении о дремучих староверах, которые выбрасывают посуду после гостя, не учены, суровы и далеки от реальности.
 
Конечно, костяк прихожан храма при таком раскладе сохранится, но не будет прироста, а в обществе о нас ничего не узнают. Да и с чего взяться приросту, если об истинной вере, о том, что старообрядцы сохранили истину не только на уровне формы, но и в содержании, никто не говорит?
 
На Урале одно время был информационный прорыв, и многие христиане помнят, как освящался визит митрополита Андриана в 2005 году, а ранее в екатеринбургском храме РПСЦ проводился праздник крюкового пения, вызвавший интерес в местных СМИ. Воодушевившись, община, кажется, испугалась внимания журналистов и снова вошла в информационный вакуум – и это в городе-миллионнике, где десятки собственных журналов, газет, информагентств, телеканалов и тысячи пользователей социальных сете!
 
А сколько храмов по стране, где журналисты и вовсе не бывали – или не видели заинтересованности от староверов, или не имели на то информационного повода?! И потому сегодня хочется обратиться ко всем нашим пастырям, председателям, уставщикам, к уважаемым христианам – действуйте, братцы! Касается это не только настоятелей и верующих в городских общинах, где информационный прорыв осуществить попроще, но и сельских приходов.
 
Да, у нас куча дел вне храма – огороды, хозяйства, машины, работа, а то и не одна, у отцов наших духовных – требы, поездки. А еще у многих – желание отдохнуть, съездить в отпуск, помочь при храме. За всей этой суетой времени на организацию мероприятий подчас не остается. Но это ли повод опустить руки? Напротив, даже в худых деревнях и селах есть школы, местные уголки памяти при администрациях – так проводите там «дни знаний», отличные от светского сентябрьского!
 
Расскажите заранее приглашенным гостям о том, когда в вашем селении появилась старообрядческая община, кто начинал духовную работу, поведайте о том, что для многих из нас обыденность, а для людей светских – таинственный мир. Сделайте свой рассказ интересным – подготовьте и исполните стихеры, расскажите о лестовке, пригласите в храм. Не агитируйте, не пропагандируйте, но лишь покажите, что старая вера – таковая лишь по вынужденному названию. И тогда, возможно, к нам потянутся новые ручейки. И, значит, в следующий раз 24 мая каждая община организует что-то свое. Чтобы в этот день на экранах ТВ и на газетных полосах не мелькали только нововеры, охотно пользующиеся нашей информационной безграмотностью, но были и мы – старообрядцы по духу и по образу жизни.
 
Максим ГУСЕВ
 
"ОБЩИНА", № 4 (25), июль, 2011
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1059 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 11
1 vyleukhin  
0
Максим ! Журналисты будут писать не то как вы хотите, а как они думают ,а чаще после консультации с никонианами (у нас так получилось при открытии храма )Он написал - пусть они лучше ходят в свой храм ,а не идут по пути терроризма .После этого обращаться к ним больше нет никакого желания

2 irisa  
0
Позвольте не согласиться с Вами. Автор статьи на мой взгляд дважды, трижды и четырежды прав, а оправдать в этой жтзни можно всё. Древняя мудрость гласит: кто хочет - тот делает, кто не хочет - тот ищет оправдания.

3 Mgusev  
0
Уважаемый vyleukhin! Вы не совсем поняли, о чем я. В моих словах предложение форсировать события и привлекать журналистов не в периоды отсутствия информационных поводов (это вообще высший пилотаж и, чтобы его достичь, надо согласованно действовать настоятелю и прихожанам, а этого мне в общинах видеть не приходилось), а тогда, когда потребность в комментариях старообрядцев есть, что называется, "по умолчанию". Например, к 24 мая на протяжении восьми лет (с 2001 года) я готовил публикации в местные (городские и областные) газеты, однажды довелось сделать даже 8-минутную передачу на ТВ "по теме". Высказались в передаче и "никониане", но и староверам было уделено внимание. И никто мне не препятствовал, не запрещал показывать то, что я хочу. Т.е. в рамках праздничных поводов возможность заявлять о себе есть. А я говорю именно об этом.
А создавать поводы из ничего - это искусство, которым старообрядчество не владеет и не стремится. Поэтому о том, чтобы о нас рассказали "на ровном месте", я молчу. Хотя мне, как профессиональному журналисту (рекламистам и пиарщикам это тоже известно), понятно, как это делается. Причем поводом может стать не визит предстоятеля или архиерея (это слишком очевидно и не всегда красиво), а то, с чем каждый прихожанин сталкивается повседневно или еженедельно...

4 Georg  
0
Максим, ну для кого ты на самстаре распаляешься? Ты же ведь сам знаешь с кем на эту тему говорить, что делать и с кем делать.

5 sokol  
0
Сегодняшняя журналистика даже самую безобидную статью либо вообще не пропечатает, либо попросит проплатить..

6 Борисъ  
0
Я с Максимом согласен. Но такое состояние в старообрядческом обществе сидит крепко. В 2000г. на юбилейном съезде я делал сообщение о выработанном на "Старообрядческих беседах" "Русь неведомая"(их некоторые называют Аввакумовские чтения) подходе проповеди церкви. Но ни кто не услышал, а пришедший к нам "дядька черномор"(Черногор) похерил все.

7 Mgusev  
0
Георгий, распаляюсь для тех, от кого подчас многое зависит, но кто просто не хочет заниматься проповедью. На Урале-то понятно все более-менее, но есть регионы (епархии), где совсем со "словом Церкви" вовне все плохо. Может, хоть кто-то услышит и сдвинет-таки дело с мертвой точки.

8 Борисъ  
0
Мне кажется, что беда кондовых старообрядцев в отсутствии у них социального дела. Они держат себя горделиво, а сами не замечают что занимаются в светские игры окружающего их общества. Так надо наоборот создавать атмосферу христианскую. Вторая беда- что каждый поп облеченный обязанностями считает их своими правами. От сюда личная вотчина, а не общинная. А силенок на все не хватит. Требы отнимут много. Лучше иметь безинициативных прихожан, чем лидера из простецов. Говорят: "это твое начинание, так и делай дальше". Правильно, я начинал, но думал что это нужно для церкви (результаты показывали эффективность начатого), а не мой бизнес или пиар для самолюбия. И теперь я не в силах (моральных,эмоциональных) что-либо двигать. Скорее всего болото серости и никонианствования затянет многих.

9 Mgusev  
2
Можно на все махнуть рукой (и мне хотелось, и на несколько месяцев я даже, бывало, останавливался), но лучше пытаться что-то делать, не стоять на месте, не зарывать "таланты". Каждый в своей сфере, не глядя на "плохого" настоятеля, на безынициативных прихожан. Ибо, если оглядываться, приход за приходом... не вымрет, конечно, но дистанцируется от политики открытости.
А ведь поддержание в СМИ собственного реноме - это и инвестиции в будущее. Например, если будет возможность, а также желание, стремление взять в собственность какое-либо здание для строительства еще одной (второй, третьей) церкви, то ранее сформированное "лицо" общины вполне может оказать небольшую, но помощь.

10 Борисъ  
0
Я обсолютно с этим согласен. Эти инвестиции могут отозваться довольно в скором времени. Через несколько лет ко мне сами стали обращаться с предложениями сотрудничества те кто вначале отказывал.

11 Pavel  
1
Все завистит только от самих старообрядцев и не более того. На деле я своими глазами вижу,как священники берут в свои руки управление общинами,забирая их в свою собственность,а активных прихожан просто выгоняют,если те начинают им указывать на ошибки. Недавно был подобный пример перед моими глазами. Священникам выгодно иметь безинициативное,послушное стадо бабушек и направлять их в нужное русло.Нужное попам,а не Богу. Отсюда все нестроения и развал образовательной системы в старообрядчестве.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]