Главная » 2011 » Февраль » 4 » Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова
21:48
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова
В конце прошлого года отмечалось 500 лет со дня рождения первопечатника Иоанна Федорова. Незадолго до это памятной даты Русская Православная Старообрядческая Церковь причислила к лику святых праведного Иоанна за равноапостольские, просветительские труды в деле издания на Руси богослужебных книг, таких как Апостол, Часовник, Псалтырь и первой на Руси напечатанной православной Библии, получившей затем наименование Острожской.
 
 
 
 
Книги, напечатанные праведным Иоанном, и поныне являются каноническими и богослужебными в нашей Церкви, и наставляют ко спасению всех, кто свято хранит свет веры Христовой, запечатленной трудами великого подвижника Святой Руси – первопечатника Иоанна Федорова. На могильной плите Иоанна Федорова написано: «Друкарь книг пред тем невиданных».
С принятием христианства, на Руси расцветает книжное искусство – появляются писатели, переводчики, переписчики, оформители, переплетчики и т.д. Книга воспринимается как духовное руководство ко спасению, как хранительница вечных божественных истин, а чтение – как душеполезное и богоугодное дело.

В предисловии к «Псалтыри», изданной Иоанном Федоровым, приводятся слова святителя Иоанна Златоуста о пользе книг: «Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесом…». И далее, отвечая на вопрос: «Добро ли оставить нам чтение?», святитель пишет: «Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставить чтение».
У православного человека на святой Руси была любовь к чтению и «обостренное чувство слова», как говорит академик Д.C.Лихачев. Все в церковнославянском языке насыщенно божественным разумом и тайным смыслом, заложенным святыми равноапостольными просветителями славянских народов – Кириллом и Мефодием. Графика написания букв, философия каждого слова и оборота речи – все это в церковнославянском языке рождало способность к восприятию Божественных истин, принесенных в мир воплощенным Словом – Христом, питало разум, насыщало душу.

Церковнославянский язык, раскрывавший русским людям смысл христианского вероучения и питавшего их творческие силы – явился основой старообрядческой книжности, которая зиждилась на традиции древнерусской рукописи. Сочинения старообрядческих полемистов и начетников, начиная от выдающихся трудов братьев Денисовых, поражают мастерством слова, глубокими каноническими и церковно-историческими знаниями, пониманием человеческой души. Особую заслугу в дело духовного просвещения внесло творчество священномученика Аввакума. Его творения по силе и изяществу слова, по простоте и одухотворенности принадлежат поистине к сокровищам могучей русской литературы, к корням народного русского языка.

После раскола старообрядчество, сохраняя и отстаивая спасительную истину и церковную предание, направило свои силы на сохранение гонимой и осужденной «старой» книги. Гонение на все «старое» привело к тому, что дораскольные книги были удалены из никонианских храмов и «переселялись» в старообрядческие моленные и частные дома. Старинные книги распространялись среди старообрядцев, неся с собой почти всеобщую грамотность, Божественную мудрость и святость. Книга в доме старообрядца стала почетным богатством, которое тщательно хранилось, изучалось и передавалось по наследству.

Старая книга способствовала созданию церковно-приходских школ в старообрядческой среде, оберегала приверженцев старины от суеверий и языческих обычаев, помогала сохранять здоровый домашний и общественный уклад жизни. Твердая вера и духовный строй жизни не мешали грамотным старообрядцам получать светское образование юристов, ученых, педагогов и т. д.

Любовь к книге делала старообрядцев не просто грамотными, но умеющими разобраться подчас в весьма глубоких богословских вопросах. Свой досуг старообрядцы проводили за чтением. Ни одного собрания, ни одна беседа на религиозные темы, ни один спор о вере не обходился без множества богослужебных, вероучительных, исторических и даже философских книг. Из центров поселения старообрядцев книги развозились возами по всей России и зарубежью, хотя это занятие было весьма рискованным из-за преследований и возможного наказания. Образование среди старообрядцев осуществлялось без всяких принуждений и давало возможность ориентироваться в сложных социальных и экономических вопросах, что способствовало появлению успешных предпринимателей и щедрых благотворителей среди приверженцев старой веры.

Сегодня Святая Церковь, храня заветы предков о любви к Божественной книге, как к источнику душеспасительных знаний, делает все возможное, чтобы донести до всех желающих те сокровища книжной мудрости, которые нам оставили благочестивые предки. Тысячи томов Богослужебной, канонической, полемической и исторической литературы насчитывает уникальное книгохранилище Московской митрополии. Нами создана специальная архивно-библиотечная служба с целью составления полной описи имеющихся книжных сокровищ и в дальнейшем организации возможности доступа к ним всех желающих.

Работники архивно-библиотечного отдела, под руководством священноиерея Александра Панкратова, совместно с Информационно-издательским отделом Митрополии делают все возможное, чтобы удовлетворить духовные запросы читателей. Так издаются труды святителя Арсения Уральского, святителя Мелетия (Картушина), Ф. Е. Мельникова, начата подготовка к изданию трудов епископа Михаила (Семенова). Недавно вышедший журнал «Церковь» был быстро раскуплен, это свидетельство того, что есть потребность в добротной, правдивой и интересной по форме и содержанию информации о жизни нашей Церкви. Хотелось бы отметить подвижнические труды Михаила Тиунова, которого за его длительную и плодотворную работу по изданию богослужебной, исторической и публицистической и иной литературы можно назвать продолжателем трудов «апостола просвещения» св. Иоанна Федорова.

Дело, начатое около 500 лет назад служителем Слова святым Иоанном Федоровым, и ныне живет и приносит благие плоды на ниве духовного просвещения. В Апокалипсисе святой Иоанн Богослов, получая пророческий дар, съедает книгу, поданную Ангелом, которая «в устах его была сладка как мед» (Откр. 10, 9) Дай Бог, чтобы появлялось как можно больше таких книг, которые услаждали наши умы и души и наставляли ко спасению, несли Божественный свет добра, правды и надежды на пути в блаженное Царство вечной любви и истины, где пребывает ныне и молится за нас блаженный первопечатник Иоанн.

Смиренный Корнилий, митрополит Московски и всея Руси
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1214 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 4
1  
Лихачева звали Дмитрий Сергеевич, а не С.Д.

2  
Да, благодарю Вас. Не проверила текст внимательно.

3  
"Все в церковнославянском языке насыщенно божественным разумом и тайным смыслом"-гностицизмом пахнет...

4  
"Апокалипсисе святой Иоанн Богослов, получая пророческий дар, съедает книгу, поданную Ангелом, которая «в устах его была сладка как мед» (Откр. 10, 9) Дай Бог, чтобы появлялось как можно больше таких книг, которые услаждали наши умы и души и наставляли ко спасению, несли Божественный свет добра, правды и надежды на пути в блаженное Царство вечной любви и истины, где пребывает ныне и молится за нас блаженный первопечатник Иоанн. "

Робкий голос из под лавки: "Вы не находите, что это богохульство"? Только Агнец был достоин открыть ту книгу. Вещи в ней повествуются страшные. И как это вторую? Второй Апокалпсис?


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]