Главная » 2010 » Июль » 19 » Н.Кувайцев. Очерк села Хрящевки (1873 г.)
18:52
Н.Кувайцев. Очерк села Хрящевки (1873 г.)
Село Хрящевка - одно из многих сел Самарской губернии, в которых жили старообрядцы. В начале ХХ в. в Хрящевке был построен белокриницкий храм во имя св. Архангела Михаила. Статья Н.Кувайцева "Очерк села Хрящевки" был опубликован в газете "Самарские губернские ведомости" в 1873 году и предоставлен нам В.Н.Анисимовой. Это интересная зарисовка о жизни и обычаях хрящевских крестьян. Вера Николаевна Анисимова просит тех, кто располагает данными о старообрядцах села Хрящевки, связаться с ней. Адрес для связи можно узнать на нашем сайте.

ОЧЕРК СЕЛА ХРЯЩЕВКИ

Коренное население села Хрящевки составляют исключительно крестьяне (Великоруссы), прежде бывшие в ведомстве удела, и затем, в 1865 г., приуроченные к общему строю бывшего крепостного населения России. По географическому положению с. Хрящевка находится от губернского своего города Самары в 150 верстах и от уездного г. Ставрополя в 50 верстах. Село это построено на ровной несколько низменной местности, окаймленной небольшими бугристыми возвышенностями и лесом, принадлежащим населению и уделу. Местность с. Хрящевки омывается реками: Волгой, Черемшаном и речкой Сусканкой.

Селение хорошо спланировано, с разбивкой на кварталы и 9 улиц, которые названий, однако же, не имеют. Ныне существующая церковь во имя Великомученика Георгия, выстроенная вместо сгоревшей въ 1835 году, помещается на широкой базарной площади, ничем не занятой, кроме 15 базарных деревянных лавок. Невдалеке от церкви находится волостное правление и сельское училище, выстроенные еще при уделе. К одной стороне довольно поместительного здания волостного правления примыкает сад, насаженный акациям, яблонями и проч., служащий, впрочем, только местом развлечения местной сельской знати. Опрятностью домов с. Хрящевка отличается мало от других окружных селений; например, от Ягодного и др. Правда, дома, устроенные и устраиваемые на главной улице, которую назовем «церковной», и приспособленные к постою временно приезжих хлеботорговцев, хотя и отличаются опрятностью и красотой в сельском стиле, но все они деревянные и не имеют тех удобств, которые привык видеть в доме житель города.
 
 
 
Село Хрящевка. Дом старообрядцев Анисимовых-Старостиных. 1929 г.
 
Большинство же домов на вид таково: бревенчатая - сосновая или еловая изба, в три окна на улицу, с приделанными к окнам ставнями и без оных, покрытая тесом (а иногда соломой) с двумя скатами; около избы, между двух столбов, помещаются односторонние ворота; в предохранение от холода изба окутывается завалинами, прикрытыми тесом или хворостом, или же просто одним навозом. Дворы не мостятся. Для скота устраиваются небольшие сараи и хлева, обнесенные изгородью из хвороста; над ними помещаются сеновалы, крытые большею частью соломой. На задворках почти у каждого жителя устроена деревянная баня. Бани эти, по своей близости к жилым строениям, представляют весьма опасный материал для пожаров, которые и без того в селах нередки. Кроме того на дворах же устраиваются амбары и погреба (кладовые) для домашней провизии. Вот все, что можно сказать о внешности большинства крестьянских домов в Хрящевке.

Внутренность их имеет весьма мало сложного. Однако изба с сенями или две через сени; в избах обыкновенно устроены: полати, полки, лавки, кутники (вроде рундука), чуланы, заменяющие кухню, русские печи; в переднем углу помещаются стол, божница с иконами. Впрочем, у более зажиточных имеются голландские печи, деревянные кровати, стулья и нечто вроде диванов из голых досок. Иконы помещаются в переднем углу, к востоку, в раскрашенных яркими красками божницах; при них вешаются лампадки с деревянным маслом, которые зажигаются накануне и во время праздников, чтимых жителями.

Те из жителей села Хрящевки, которые придерживаются, так называемой «старой веры», иконы содержат старинного письма. Раскольников здесь насчитывается по статистическим сведениям до 100 человек; на самом же деле их больше, так как не все из них решаются причислять себя официально к разряду раскольников. Но судя потому, что все население Хрящевки придерживается двуперстного сложения креста и других раскольнических обрядностей, сочувствующих расколу здесь найдется не мало. Показанные официально раскольники принадлежат к так называемому «австрийскому священству» (поповцы) и «спасову согласию» (безпоповцы). Других сект вредных и запрещенных законом в среде Хрящевского населения не слышно.

Все население Хрящевки состоит из жителей около 3 Ѕ тысяч душ обоего пола. По уставной же грамоте, получивших земельный надел, числится 1597 муж. пола душ. Число деревянных жилых строений насчитывается 1283; число усадеб 784 и число семей, значащихся по документам нераздельными, 720. Если предположить, что жилые строения наполовину занимаются одной и той же семьей, а другую половину занимают разделившиеся семьи, то в математическом изложении выйдет: 1283 – 720 = 563 : 2 = 281 семьи (1/2 отбросим) получившей раздел, а в процентном изложении выйдет, что из 100 семей разделилось с 1863 года, т.е.
с того времени, с которого разделы ведутся по рекрутским спискам, всего 39 семей. Такое разъединение трудовых сил семьи вообще тяжело ложится на домашнее хозяйство, так как и без того не сильная в материальном отношении крестьянская семья при разделе еще вдвое или втрое обессиливает; так например, 7- или 8-душное семейство при 2 - 3 лошадях и соответствующем количестве остального скота, а также и земельного надела и др. хозяйственных принадлежностей, может безбедно содержаться и вести свое хозяйство; при разделе же семьи должно делиться и остальное хозяйство, и если на долю, напр., 3 – 4 душ с наделом надлежащей части имущества и хозяйственных принадлежностей достанется одна лошадь, то спрашивается, что должен делать с одной лошадью хозяин-пахарь во время полевых работ? Но кроме того, в крестьянском быту, как известно, глава семейства – отец, или мать, отделяет сына с надлежащим, безобидным наделом только тогда, когда раздел этот совершается по их воле и согласию; но как подобного рода разделы бывают редко, то отделяющиеся уходят большею частью, по их же выражению, только «с одним крестом», т.е. без всякого надела. Понятно, такие разделы имеют печальный конец: отделившийся работник, не имея возможности заняться самостоятельным хозяйством, на первых же порах или идет к кому-либо в батраки, или же предается пьянству, а затем … да мало ли что бывает затем. Впрочем, последнее я вывел как крайность; большинство же отделившихся семей живет просто, говоря их же словами, «из куска в кусок».

Но возвращаюсь к быту Хрящевских жителей. Благосостояние крестьян с. Хрящевки обусловливается, как и всего крестьянского сельского народонаселения России, исключительно земельным наделом, размеры которого мы и приведем здесь в том порядке, какой указан по уставной грамоте. На 1597 уставных душ крестьян с. Хрящевки нарезано земли: усадебной 169 дес. 40 саж., выгонной 362 д. 2120 с., пашенной 7309 д. 2160 с., луговой 2056 д. 680 с., лесной 805 д. 1440 с., солончаков 474 д. 1740 с. и неудобной 2686 дес. 1880 саж. Из этих данных видно, что на одну уставную душу приходится собственно пашенной земли немного более 4 1/2десятин. Этого количества десятин пашенной земли далеко не хватает для самостоятельного крестьянского хозяйства. Здесь каждый крестьянин-домохозяин засевает хлеба minimum 3 дес.; более же зажиточные засевают до 27 и более десятин в каждое лето. Недостаток земли пополняется арендуемой крестьянами у соседских землевладельцев- помещиков и крупных арендаторов удела и казны. Арендная плата за землю за последнее время против прежних лет весьма много повысилась в ценности. Так мне указывали местность пашенной земли, которая назад тому около 10 лет арендовалась по 50 коп. и менее за десятину, а в настоящее время она отдается уже по 6 – 8 руб. за ту же десятину. Такое громадное увеличение ценности земли крестьяне объясняют, во-первых, эксплуатацией участковых съемщиков-арендаторов удела и казны, а во-вторых тем, что крестьяне против прежних лет стали засевать хлеба несравненно в больших размерах. Кроме того, местность здешнего края, со времени свободного передвижения сельского народонаселения, заселяется все более и более пришлыми хлебопашцами; а это, само по себе, не может не влиять на ценность земли. Выкупная плата за земельный надел крестьян с. Хрящевки определена по уставной грамоте в 4 руб. 54 коп. в год с каждой души, т.е. почти та же самая плата, какая требовалась прежде уделом в оброк.

Почва земли крестьянского надела большею частью супесковая, но есть и чернозем. Характером почвы земли здешней местности обусловливается то обстоятельство, что здесь по всему уезду преобладает засев исключительно ржаного, от засева которого, по словам хлебопашцев, при самых неблагоприятных для урожая хлебов, убытка бывает мало, потому что озимый хлеб–рожь всегда дает свои семена. Здесь, впрочем, и такие есть местности и именно округ Хрящевского населения, где с большею пользой засевается и яровой хлеб. Именно: пшеница (русак), просо, овес и проч. Яровые хлеба засеваются здесь, преимущественно, в первых числах апреля; причем, одни из них, напр., пшеница, овес, засеваются ранее, а другие – просо, позже. И таким образом, сообразуясь с временем запроса рабочих рук, ценность работ устанавливается на один хлеб (ранний) дороже, а на другой (поздний) дешевле. Например: вспахать, засеять и заборонить одну десятину под пшеницу, ценность работы определяется 6 –7 рублями, а под просо – 3 Ѕ рублями.

Озимый хлеб засевается в августе, и работы за десятину: вспахать 2 раза, засеять и заборонить, стоят до 4 Ѕ рублей. Жнитво начинается большею частью с половины июля. Плата за жнитво, смотря по урожаю хлеба, колеблется между 4– 6 руб. за десятину. Жнут большею частью женщины; но при хорошем урожае приходится гнуть спину и мужчинам. Замечательно, что мужчины работают с большою неохотой, в том предположении, что «жнитво-де не наше дело, а бабье». Сносным урожаем хлеба здесь считается «самъ - шесть, самъ - семь»; но некоторые хлебопашцы припоминают времена, когда «одно зерно (в особенности ржи) родило пятнадцать». Весь хлеб, собираемый с полей Хрящевской местности, идет частью на домашнюю потребность, частью на продажу для уплаты податей и частью (избыток) на продажу для домашних нарядов и украшений. Ценность хлеба вообще определить трудно. Бывает время, когда пуд пшеницы– русака доходит до 1 руб. 50 коп., а в другое время она же продается не дороже 75 коп. за пуд; рожь тоже доходит до 50 – 60 коп.; но это бывает редко, так как она большею частью запродается несостоятельными крестьянами еще на корню и, при получении за нее денег вперед, доходит до ценности 30 коп. за пуд не более.

В с. Хрящевке хозяйство ведется трех-польное, а на арендуемых участках 9-польное, и засевается в лето 2/3 всего земельного участка. Земля крестьянами делится по душам, и на каждую из одного поля приходится по 1 Ѕ дес. Никаких усовершенствований в земельных орудиях у крестьян не имеется; земля вспахивается все одними и теми же допотопными сабанами и сохами.

На прокорм лошадей и вообще домашнего скота хлеба здесь не полагается; разве в рабочую пору рабочие лошади, по выражению крестьян, «овсецом балуются». Постоянным кормом скота служит исключительно сено. Вот и причины, почему крестьянские лошади толстопузы и ленивы. Сено крестьянами с. Хрящевки приготавливается частью на своих полях и частью на арендуемых по цене от 4 до 6 руб. за десятину. Сено приготовляется исключительно для домашнего скота и редко для продажи. Уборка сена обыкновенно оканчивается до 1 июля. Этой работой занимаются мужчины и женщины. Наемные рабочие в это страдное время ценятся в 50–75 коп. за день. Уборка сена у крестьян идет веселее чем, напр., уборка хлеба.

Далеко немаловажную отрасль хозяйства составляет для крестьян принадлежность к их собственности леса. Хотя за крестьянами с. Хрящевки и числится лесу 805 дес. 1440 саж., но он только по названию лес. Породы этого леса составляют: дубняк, ива, тал, береза и липа. Он развит так плохо, что годится только на дрова, и притом не иначе, как в будущем. Строевой лес жителями покупается привозной на Волге, а для дров из помещичьих дач. На постройку лес идет сосновый и еловый по цене от 1 р. 50 к. до 4 руб. за бревно для обыкновенной крестьянской избы и на распилку; на дрова же лес идет: дубовый, осиновый и др. пород, который покупается на корню от 15 до 30 руб. за десятину.

Кражи леса, да и вообще кражи, в с. Хрящевке бывают редко, но все же бывают: разумеется – в семье не без урода. В какой мере чувствуется здесь недостаток в лесе, можно судить из того, что ценность крестьянских домов в продаже доходит до 700 руб., цена, которой (сравнительно, разумеется) и города редко щеголяют. В лесной местности села Хрящевки не имеется почти никаких грибов, а ягоды хотя и растут кое-какие, но размеры их так незначительны, что здесь и упоминать о них не стоит. Из этого, мне кажется, можно вывести такое заключение, что почва земли под лесом для произрастания его не совсем благоприятна.

Что сказать о здешнем климате - этом весьма важном спутнике сельского благосостояния? Погода здесь наблюдается, как и везде в селах, по хрюканью свиней, по карканью ворон и проч., да разве еще потому, когда нападает снег, когда замерзают реки и проч. Хлебопашцы здешнего края находят климат своей местности благоприятным для урожая хлебов. Не слишком бурливая зима, теплое, с перепадающими дождями лето, присутствие рек и озер, окружающих здешнюю местность, понятное дело, Божья благодать для сельского хозяина. Снег окончательно спадает здесь в первых числах апреля; около этого же времени вскрываются реки: Волга и Черешан. С появлением лета, т.е. с того времени, как земля начинает освобождаться от зимнего оцепенения, для сельских хозяев настает горячая пора: все спешат в поле трудиться в поте лица своего, как то заповедал Бог праотцу нашему Адаму. Зима настает здесь со 2 половины ноября. Реки же и озера замерзают только в конце ноября или в начале декабря; в особенности реки поздно замерзают, когда осень бывает теплая и с перемежающимися дождями. Так, напр., в прошлом году Волга около села Хрящевки покрылась льдом только во 2-й половине декабря. В местности с. Хрящевки летом сильных жаров не бывает, причиной чего может назваться самое положение местности: несколько косогористое, окруженное с некоторых сторон лесом и орошаемое реками и озерами. Дождливыми днями могут назваться только дни осенние, именно – с сентября. Вообще же, лето идет ровно, с перемежающимися дождями. Впрочем, бывают и засухи, но они не столь ощутительны для здешних жителей, как то бывает в местностях безводных. В зимнее время, исключительно в декабре и январе и частью в феврале, бывают здесь и вьюги, и бураны, и морозы, но они долго не имеют тех резкостей и того крутого характера, которые приходится испытать жителю степной местности. Обыкновенно вьюга, или буран, побурлят дня два–три и много неделю, и снова начинается ясная, ровная зимняя погода.

Благодаря хорошему климатическому состоянию в с. Хрящевке никаких особенных, вроде эпидемических, болезней не проявляется. Правда, в 1862 г. – на лошадей, а в 1872 – на коров, хотя и появилась чума, но болезнь эта здесь явление совершенно случайное, заносное, и если поддерживалась некоторое время, то только благодаря суеверному невежеству жителей, которые палый скот зарывали у себя на задворках, и вообще не принимали никаких радикальных мер к прекращению губительного действия заносной болезни. Холерных же случаев не было слышно во все время бытия села Хрящевки. Да, климат, или вернее – свежий, чистый воздух, это – то же, что и здоровая свежая пища для всего органического мира.

Промысел и ремесла в с. Хрящевке существуют только для домашнего обихода. Из статистических данных за прошлый год, между прочим, видно, что здесь считается: плотников 5, бондарей 1, валяльщиков 2, портных 5, сапожников 5 и кузнецов 6; из числа этих мастеров четверо принадлежат к местным жителям и 20 человек пришлые. Доходы этих ремесленников так незначительны, что годовую прибыль каждого из них в отдельности можно определить maximum 150 руб., - цифра, которою далеко не каждой из ремесленников пользуется.

Мельниц здесь насчитывается всего 36; все они ветрянки и содержатся местными жителями на правах собственности. Кроме того, здесь насчитывают 7 конных обдирок. Мельницы в действии бывают большею частью зимой. Каждая двупоставная мельница размалывает в сутки до 200 пуд., а однопоставная на половину – до 100 пуд.; за размол берется с каждых 6 пуд. хлеба – 25 фун., а с 200 пуд. приходится до 21 пуд. Предполагая, что двупоставная мельница в продолжение года будет действовать безостановочно 2 месяца, или 60 дней х 21 пуд., заработной платы будет = 1260 пуд. годового дохода разного рода хлебом, ценность которого в общей сложности, полагая 50 к. за пуд средним числом, будет = 630 руб. годового дохода на деньги; весь же размол хлеба определяется так: 60 дней х 200 пуд. = 12000пуд. х 50 к. = 6 тысячам рублей. А так как мельниц в с. Хрящевке всего 36, из числа которых если одну четверть причислить к двупоставным, и так как действие мельниц бывает в году более 60 дней, то при математической проверке годовой доходности содержателей мельниц, а также и всего размола хлеба, окажется, что мельницы имеют далеко не маловажное значение в хозяйстве здешнего населения. Обдирки имеют значение только в случае урожая проса, которого обдирается на каждой из них от 150 до 250 пуд. в сутки; плата берется по 6 коп. с пуда. Таким же подспорьем в хозяйстве, как мельницы и обдирки, служат здесь скотоводство, садоводство, огородничество, пчеловодство и рыболовство.

Скотоводством занимаются почти все жители села Хрящевки; но более состоятельными в этом случае могут назваться только 430 семей. Из статистических данных, за последнее время по с. Хрящевке значится: лошадей 2200, коров 650 (в прошлом 1872 году, как я и выше заметил, на них был падеж), овец 6600, свиней 850, гусей 450, индюшек 70, уток 150 и кур 2500. Лошади, коровы и овцы в летнее время содержатся на пастбищах, а в зимнее исключительно на дворах. Зимний корм для скота употребляется: сено, яровая солома и частью, и только для лошадей, - овес; для птиц же идет, так называемое, ухвостье, т.е. подонки хлеба. Овечья шерсть идет частью на продажу и частью на домашние потребности; овчины же идут исключительно на полушубки, шубы и тулупы для мужчин и женщин. Лошадиные и коровьи кожи сбываются местным шорникам; первые по цене от 2 до 3 руб., а вторые от 3 до 5 рублей.

Лошадь в хозяйстве здесь считается первой принадлежностью и за то почет ей от хозяина – первый. Второй необходимостью в домашнем быту считается корова; затем овцы, куры и проч. Как лошади и коровы называются в крестьянском быту – «кормилицами» и «поилицами», так и овцы, снабжающие владельцев шубами и тулупами, могут назваться «обогревалицами», а куры необходимы потому же, почему необходимы в св. Пасху яйца. Недаром же сложилась пословица: «дорого яичко в Христов день». Затем остальной скот и птица составляют в хозяйстве, некоторым образом, уже роскошь и идут больше на продажу. Ценность скота и прочей домашней живности определить вообще трудно; но приблизительно оцениваются так: лошади 20 – 60 руб., коровы 20 – 40 р., овцы 2 р.50 к. – 4 р., свиньи 2 – 5 р., гуси и индюшки в 30 – 50 коп., утки в 25 – 30 к. и куры до 30 коп. Сбираемый с птиц пух и перья идут у жителей с. Хрящевки на домашние потребности, напр., на приданое с невестой и прочее.

Садоводство самостоятельной организации не имеет и служит тоже, некоторым образом, подспорьем в хозяйстве. При домах в
с. Хрящевке имеется 3 сада и кроме того устроено 10 садов вне селения. В этих садах разведены следующие растения: яблони, груши, сливы, малина и смородина. Сады эти приносят пользы владельцам их весьма мало и выражения полной самостоятельности этих садов можно ожидать только в будущем, и притом не иначе как при радикальном их устройстве. Огородничество здесь имеет совсем не то значение, какое оно имеет, напр. В городе; если оно не служит исключительным источником для прокормления семьи, то его нельзя также назвать исключительно «домашней приправой к домашним яствам»; на самом деле эта отрасль хозяйства имеет для сельчан свою, так сказать, радикальную самостоятельность и служит в постные дни во все время года исключительным продуктом питания соблюдающим посты, а также среды и пятницы; впрочем, огородничество для большинства составляет даже больше этого: говядиной семьи только разговляются, а в остальное время питаются овощем: капустой, редькой, картофелем и проч.

Однако, справедливость требует сказать, что население с. Хрящевки, в данном случае, подлежит исключению, так как живущий в этом селе народ пользуется (сравнительно, разумеется) довольством и даже богатством и поэтому огородничество может назваться только подспорьем, а не самостоятельною отраслью хозяйства. Огороды здесь имеются чуть ли не у каждого жителя. По крайней мере их насчитывается здесь 520 огородов. Огороды обыкновенно засеваются: капустой, картофелем, морковью, подсолнечниками, огурцами, бобами, тыквой, маком, редькой, дынями и арбузами. Засевается все это не в больших размерах, а исключительно, как объясняют «для себя»; впрочем, арбузы иногда идут и на продажу. При недостатке своего засева огородные продукты жителями закупаются в др. местах, напр., в Сенгилее. Цены обыкновенно бывают: на капусту 2 р. – 2 р. 50 к. за сотню, огурцы 10 – 15 к. тоже за сотню и проч.

Что сказать о звероловстве? Здесь оно имеет значение только как «охота для охоты». Из зверей здесь водятся: волки, лисицы и зайцы. Охотятся здесь также и на птиц: дикие гуси, утки, куропатки и тетерева. Звероловов насчитывается здесь до 4, а охотников на птицу до 8. Отсутствие других пород зверей и птиц, а также и малочисленность вышепоименованных, понятное дело, не могли развить зверолово-охотнического промысла и неудивительно, что этим ремеслом занимаются только «для забавы».

О пчеловодстве упомяну здесь только, так сказать, «кстати», ибо промышленность эта здесь не получила никакого развития. Пчеловодством занимаются всего только 7 домохозяев. У каждого из них имеется от 15 до 25 пеньков. Мед, по незначительности сбора, на продажу не идет, а употребляется только в домашнем обиходе. Причину плохого развития пчелиной промышленности. Мне кажется, следует отнести частью к безлесью, но исключительно к многоводью. Что можно взять пчелам в местности, где поля орошаются почти со всех сторон реками и озерами, а лес имеется в весьма малых размерах?

Рыболовство в с. Хрящевке также не составляет самостоятельной отрасли хозяйства. Промышленностью этой занимаются здесь 14 семей. Каждое из них получает от этого промысла дохода в год рублей 20 – не более. Рыба ловится исключительно в окружающих селение Хрящевку реках и озерах и водится следующих пород: караси, щуки, окуни, лещи, судаки, сазаны, ерши, сорожняк и проч. Лов производится неводами, вятелями, котцами и проч.

Насколько незначительны здесь промыслы (кроме хлебного) и ремесла, настолько же ничтожна и торговля вообще. В базарные дни (в пятницу каждой недели) мелочные торговцы съезжаются сюда из Ставрополя, Сенгилея, с. Мелекеса и др. мест. Обыкновенною потребностью базара служат: мясо, рыба, конский корм, овощи, соль, деготь, лыки, мочалы, посуда – деревянная и глиняная, разные крестьянские изделия и проч. За неимением статистических данных, ценность базарной распродажи определить трудно; но судя по наезду производителей и потребителей. Надо полагать. Что ценность эта невелика. Базарные лавки, помещающиеся, как и выше мною замечено, на площади неподалеку от церкви, принадлежат уделу и отдаются в аренду торговцам от 8 до 18 руб. в год за каждую лавку. Ярмарок здесь совсем нет. Зато существует 8 питейных. За места, где допускаются питейные, виноторговцы платят в доход мирских сумм от 600 до 800 руб. ежегодно. По свидетельству жителей питейные посещаются молодежью охотно, в особенности же в урожайные годы и притом в праздничные дни. «Молодежи в праздник делать нечего, ну и идут в кабак», - прибавляют снисходительно старики.

Школ в с. Хрящевке одна. Вот что, между прочим, сообщил мне местный учитель об этой школе: «школа учреждена еще при уделе, именно в 1837 г., на счет так называемого, уравнительного по Самарскому удельному имению сбора. В нашей школе читают хорошо и пишут со смыслом. В настоящее время (в начале 1873 г.) школа улучшается, основанием чего служит то, что крестьяне. Видя успех в учении, посылают своих детей в школу с охотою, в особенности же за последнее время. Так, напр., до 1872 г. школу посещали только до 30 мальчиков, а теперь учащихся 75, в том числе 12 девочек. Грамотность крестьянами вообще уважается и жители смотрят на учение с хорошей стороны; это доказывается тем, что отцы нередко приходят в школу наблюдать за учением своих детей и остаются весьма довольны их успехами. Время занятий начинается с 1 сентября, а оканчивается 15 июня. Некоторые из мальчиков и девочек иногда отрываются от занятий, но мало. В особенности аккуратно посещают школу девочки и не приходят разве только в день своего ангела, по болезни своей или родителей. В рабочую же пору (с мая все лето) классы посещает только третья часть учащихся. Учебники получаются частью от земства и частью от инспектора училищ, но в них чувствуется все-таки недостаток. Школа в настоящее время содержится на счет сумм от крестьянских обществ. Учитель получает жалованья в год 200 рублей, а законоучитель 75 рублей».

К сельскохозяйственному быту крестьян с. Хрящевки следует еще добавить платимые ими подати в разные повинности. Скажу об этом коротко. Крестьяне с. Хрящевки отбывают: подушные подати, государственные земские повинности, межевой сбор, выкупные платежи и мирские повинности: на жалование волостному старшине, писарю и прочим должностным лицам, а также и на содержание волостного правления. Всего в год с души этих повинностей приходится 8 р. 71 Ѕ к. Сюда не вошла повинность рекрутская (по снаряжению и отправке рекрутов) и некоторые другие, с приложением которых с души придется не менее 10 руб. в год; следовательно, со всех 1605 ревизских душ приходится 16050 руб.; на каждую семью (720) 22 руб. 29 коп. и на каждую пашенную десятину (7390 дес. 2160 саж) около 2 р. 34 к. Причем, эту цифру повинностей нельзя назвать крайнею, так как крестьяне с. Хрящевки отбывают некоторые повинности, напр. (частью), дорожную, вместо денежной – натурою.

Закончив этот, так сказать, сжатый статистико-экономический очерк с. Хрящевки, в следующий раз я перейду к бытовой жизни этих крестьян и, насколько будет возможно, познакомлю с общественно-семейным положением их.

Общественная и семейная сторона жизни Хрящевского населения идет из года в год однообразно, не представляя никаких характерных особенностей сравнительно с жителями других сел; никаких увеселений и развлечений, в смысле – общественных, здесь не водится. Люди деловые, т.е. главы семейств, в свободное от работ время, или собираются по разным общественным делам на сельскую сходку или же сходятся просто в кружок и толкуют о разных общественных делах и нуждах. Молодежь в праздничное время большею частью пробавляется сходбищами около кабаков, и большинство сходится не ради того, чтобы пить водку, а так себе – от скуки; удовольствий много: песни, пляска и разудалые каламбуры, и вот это-то многих завлекает сходиться к кабаку. Девица, в крестьянской общественной жизни, составляет некоторую особенность по своим отношениям к членам семьи: она до замужества еще начинает отделяться от своей семьи; зная, что семья отца ее, матери или братьев скоро-не-скоро будет для нее чужой, каждая девица в материальном отношении старается составить в семье – свое семейное положение, т.е. заготовить с собою побольше приданого: верхней одежи, сарафанов, рубах, платков – для себя и белья (в холсте) для жениха – будущего мужа: штаны (порты) пестряденные, холщевые из крашенины, суконные и плисовые под сапоги; лаптей здесь носят мало, в особенности же в праздничные дни в лаптях никого не увидишь.

Сверх рубахи надевают зимою полушубки овчинные, или дубленные, а летом кафтаны, поддевки и пальты серого, черного и синего сукна. Женщины и девицы носят рубахи и сарафаны – ситцинные и крашенинные, надевая на сарафаны кофты ситцевой материи. Крашенинные сарафаны носят исключительно старухи, а молодыми этот наряд потребляется только в рабочую пору. Девушки ходят или простоволосые, или покрывают головы бумажными платочками, подвязывая их под горло; волосы заплетают в одну косу с ленточками; на шее носят бусы разных цветов. Придерживающиеся старины женщины подвязываются платком так, чтобы волос на голове не было видно; поступать же иначе считается безнравственностью. Девицы во время причащения Св.Тайн бывают с распущенными волосами, повязывая голову ленточками. Точно также является в церковь невеста и только уже после брачного обряда сваха и женщины повязывают ее по-женски.

В пище здешние жители, как и вообще сельское народонаселение России, неприхотливо. Обыкновенные кушанья бывают – в свадьбу и на крестинах: щи из говядины, лапша, похлебка, студень, яичница, каша, жаркое из баранины, поросенка и домашней птицы. На поминках обыкновенно готовится кушанье постное: рыба, каша с постным маслом и проч., так как на поминки сходятся преимущественно старики старухи, которые мяса не едят и в другое время. На поминках кроме того готовится мед и медяная сыта, которые подаются с начала обеда. В обыкновенное время крестьяне в пищу употребляют: щи из говядины (и постные), лапшу или похлебку, кашу с молоком или маслом; а в постные – арбузы, огурцы, капусту, картофель и иногда и рыбу. Блины, оладьи и пшенники употребляются преимущественно в масленицу и, кроме того, блины с медом в родительские субботы приносятся в церковь для поминовения усопших.

Трудолюбие здешних мужчин обусловливается исключительно хлебопашеством, и соединенным с ним хозяйственным обзаведением, а женщины и девицы в летнее время, обыкновенно начиная с весны, ткут для носильной нижней одежды холщовые и полубумажные полотна; летом занимаются полотьем, жнитвом, и уборкой хлеба и сбором сена; осенью и в зимнее время. По вечерам, сидят за пряжей льна и шерсти. Затем вся тяжесть домашнего труда возлагается тоже на женщин; словом, женщина в крестьянском быту трудолюбием своим нисколько не уступает мужчине и идет с ним по труду в хозяйстве рука об руку; некоторые женщины, за неимением в семье мужчин, сами даже пашут землю и засевают хлеб.

В религиозном отношении крестьяне с. Хрящевки вообще богомольны; в торжественные праздники церковь посещается почти всеми православными жителями. Как в эти праздники, так и в другие, установленные церковью, работать на себя считается грехом, но идти к кому-нибудь на помощь из-за одного только угощения грехом не считается. Во время каких-либо бедствий: безведрия, бездождия, падежа скота и проч., жители часто обращаются к священнику с просьбой «отмолебствовать», а если несчастий на селе нет и погода для хлебов бывает благоприятна, то в ближайшие праздники по просьбе крестьян совершаются благодарственные молебны. При падеже скота и др. скотских болезнях, которые в с. Хрящевке хотя и редки, но бывают, жители молятся обыкновенно св. Власу, Фролу, Лавру и др. угодникам; при этом совершаются молебны с крестным ходом. Весь скот с полей и из домов в назначенный день собирается в одно место – в поле. Для прогона скота и окропления его св. водой в каком-нибудь яру вырывается яма с подкопом под землю и выходом, и в эту яму, или как выражаются крестьяне, - сквозь землю прогоняется скот. Этот священником окропляется св. водою; это делается по убеждению жителей для «очищения болезни».

Предрассудки здесь хотя и не сильно, но развиты. Здесь верят и в колдовство, и в отвороты, и в привороты, и в домовых, и в леших, и проч. и проч. В домовых здесь верят почти все без исключения; неспокойных детей застращивают обыкновенно домовыми. Домовой имеет здесь большое значение для лошадей. Если лошадь худеет, то это значит – ее не любит домовой; напротив, если лошадь жиреет и на гриве заплетаются косы, то это значит – лошадь ко двору, домовой ее любит. Если семейство переходит из старого дома в новый, то всегда зовет с собой и хозяина, т.е. домового. Случается, по словам крестьян, что во двор повадится домовой чужой, который ворует сено, овес и проч. для лошадей своего двора, тогда с этой бедой справляются так: женщина – хозяйка дома берет подол своего сарафана в зубы и, ходя по двору, гонит домового, размахивая липовой лутошкой наотмашь. Присутствие чужого домового узнается по худобе и вялости своих лошадей. У здешних жителей замечательна еще та особенность, что ни в одном дворе селения вы не увидите ни одной козы; эти животные считаются здесь гнуснейшими, так как их бороды, глаза и рога, по словам жителей, похожи на бесовские, и они, поэтому в пищу здесь никем не употребляются.

Из числа особенностей Хрящевского населения следует упомянуть о так называемой народной медицине и ее представителях – знахарях и знахарках. Здесь, как и во многих других селениях здещнего края, знахари и знахарки играют немаловажную роль. Они же, как известно, занимаются колдовством, т.е. приворотами, отворотами, заговорами и проч. и проч. Вот каким образом излечиваются здесь некоторые болезни: родимец, или младенческая, волосатик, собачья старость, болезнь сглазу и лихорадка. Для излечения младенческой младенца накрывают скатертью, исключительно чистой и белой, а на грудь кладут крест; или: собирается для этого так называемая младенческая трава, которую топят в щелоке и этим обмывают тело больного ребенка. Для излечения волосатика берут горсть каких-либо хлебных колосьев, прикладывают их к ране больного и поливают теплым щелоком. При излечении собачьей старости делается из хлебного теста кольцеобразный калач или пирог, который сажают в печь. Затем на ту же лопату, на которой сажался калач или пирог, кладут младенца и проносят его сквозь чело в печь и оттуда до трех раз. Когда испечется калач или пирог, то вынув его, ребенка снова проносят на лопате в печь три раза туда и обратно. Другое лечение этой же болезни: истопят баню, куда берут ребенка и собаку, и вместе их парят, приговаривая: «у собаки заболи, а у ребенка твоего (имя рек) заживи». Признаки болезни сглазу – потягота, позевота и общая тягость. Болезнь эта, по мнению знахарок, бывает сглазу косого человека и требует лечения их знахарок, а не докторов, которые только уморят, а не вылечат. Взрослых от этой болезни умывают, или вспрыскивают, внезапно наговоренною втихомолку водой; младенцев же выносят во двор и если есть молодой месяц, то обращаются к нему с какими-то таинственными словами, содержание которых мне не удалось узнать; если же месяца нет, то с теми же таинственными словами обращаются к востоку. Кроме того младенца прикладывают к сучку воротняго столба и языком лижут у него лоб. От лихорадки, или по местному выражению, лихоманки, знахарки и знахари большею частью отписывают на лоскутке бумаги, которую завертывают, зашивают в тряпку и привязывают к кресту больного. Содержание отписи таково: « Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В начале Бог слова, Бог без слова (эти слова представляют искажение первых слов Евангелия от Iоанна, которые обыкновенно пишутся в этом случае; искажение это есть не более, как следствие невежества и неумелости переписчиков. – Н.К.), Бог во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Крест хранителю всея вселенной; крест, красота церклвная, крест Ангелем слава; крест царям держава; крест верным утверждение, крест бесам язва, демону прогонитель, крест костям и телу здравие рабу (е) Божию (ей) (имя рек). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Горе тебе сатана и трясовица всетреклятая, окаянная; дияволе, отыди от меня от раба (бы) Божия(жией) (имя рек). У меня и со мною почивают Святые Отцы, четыре Евангелиста – Лука, Марка, Матвей, Iоанн, и сверх того бережет меня раба (бу) Божия (ию) (имя рек) полный грозных сил воевода Михаил Архангел и Архангелы и Ангелы и святые врачи исцелители, чудотворцы, безсеребренники Косьма и Домиан. Возьмут тебя сатана, трясовица всетреклятая, окаянная, диавол, во цепь огненну и заградят тебя крестом Господа Бога Нашего Iсуса Христа, всегда, всегда, ныне, и присно, и во веки. Аминь. Аминь. Аминь». <
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2461 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]