Главная » 2010 » Июль » 22 » Нарьяна Вындер: Как поднять город, который канул в Лету?
13:41
Нарьяна Вындер: Как поднять город, который канул в Лету?
Гостем нашей редакции (редакции газеты "Нарьяна Вындер")   на традиционном пресс-чае стал директор музея истории и культуры Пустозерска Андрей Николаев. Краеугольным камнем нашей беседы стал один из брэндов НАО, первый русский город за Полярным кругом Пустозерск, его прошлое, настоящее и будущее.
 
 
 
 
- Андрей Сергеевич, в последнее время часто говорят о визитах старообрядцев в округ. Недавно здесь побывали две делегации. Расскажите об этих визитах подробнее.

- Действительно, в последнее время было два серьезных захода в округ. На позапрошлой неделе приезжала группа женщин - представительниц старообрядческой церкви. После того, как они уехали, неожиданно появилась группа в два раза больше - шесть человек. Это были члены Российского Совета Древлеправославной Поморской церкви, последователей которой достаточно много на Севере. Можно сказать, что приехали люди, которые в старообрядческой среде имеют серьезный авторитет.

Обе группы ставили перед собой цель не только побывать в Пустозерске, но и проложить удобный для других старообрядцев маршрут. При посещении Пустозерска поднимался вопрос об установке здесь новых лиственничных крестов, много говорили и о необходимости строительства небольшой часовни. Для старообрядцев одним из важнейших элементов паломничества в Пустозерск является служба. Они ее справляют независимо от погодных условий. Я сам не раз видел, как при морозе и сильном ветре идет борьба людей за свечки, которые они держат в руках. На какие они идут уловки, чтобы не потухло пламя.

Старообрядцы - это сила, которая готова к реальным действиям на территории Пустозерска. Сейчас они определяют источники финансирования для строительства часовни, как ее можно будет возвести. Проб-лема в том, что это территория федерального значения с довольно резкими ограничениями. Но эти люди заверяют, что данный вопрос может быть решен. Мне трудно судить, получится у них это или нет. Но сам факт посещения старообрядцами округа, а тем паче теми из них, кто входит в Российский Совет, для музея может нести только положительный результат.
- Сейчас Пустозерск вообще нередко называют центром старообрядчества. Насколько корректно это определение?

- Что такое центр старообрядчества? Это место, где живут старообрядцы, где стоят их храмы, где они проводят службы. В Пустозерске же никогда не было старообрядческих церквей. Этот город известен, прежде всего, как место, где был сожжен протопоп Аввакум, где старообрядцы томились в тюрьме за свою веру. Здесь жили люди, которые им помогали. Но от этого центром старообрядчества Пустозерск, на мой взгляд, называть нельзя. Вот старинная деревня Вижас, на мой взгляд, прекрасно подходит под это определение. А Пустозерск - это место поклонения, некая старообрядческая Мекка, связанная, прежде всего, с именем Аввакума. Мы, как музей, позиционируем мятежного протопопа еще и как писателя, выдающегося человека.

Он около 15 лет провел в тюрьме, которая представляла собой, по сути, простую яму. Сейчас некоторые наши современники походят по Пустозерску минут десять, потом бегут к лодке. Спасибо, говорят, я все посмотрел, отвезите меня домой. Летом там много комаров, зимой морозы и метели. А Аввакум прожил там столько лет...

- Будущее Пустозерска тесно связывают с проектом создания музейно-туристического комплекса «Пустозерье». Нынешний год для вашего музея - время интенсивной «бумажной работы», которая как раз связана с разработкой этого проекта. Как в данном направлении сейчас обстоят дела?

- Этот проект неоднократно рассматривался на различных рабочих группах. Недавно его вернули нам на доработку - под большим вопросом целесообразность строительства гостиничного комплекса. Сам долго думал, а действительно ли он там нужен? Кто его будет содержать? Как решить вопрос питания? Строительство гостиничного комплекса вызывает много вопросов. В то же время, если убрать его из программы, это значительно удешевит проект, нужно будет построить на семь домов меньше. По предварительным расчетам его стоимость составляла более двухсот миллионов рублей. Сколько мы сэкономим точно, пока сказать не могу. Проект очень специфический и весь объем работ в денежном эквиваленте сосчитать трудно. Нас спрашивали, кто вам будет строить деревянные дома. Мы нашли мастеров в Устьянском районе Архангельской области, их называют даже «королевскими рубщиками». В «послужном списке» компании есть шикарные постройки.

- Что будет представлять собой проект «Пустозерье», если ликвидировать «гостиничный комплекс»?

- Первый вопрос, который мы сейчас решаем - строительство дома Шевелевых. Это реконструкция здания, где сейчас располагается Пустозерский музей. Когда решался вопрос о реставрации - был выбор из двух проектов. Первый - воссоздать его как северный русский дом. Так он был построен изначально. Второй - реставрировать его таким, каким он был в советский период. Пошли по второму пути. В результате получился неважный исторический памятник и совсем никудышный офис.

Мы планируем в деревне Устье построить дом Шевелевых таким, каким он был изначально. Это будет большой двухэтажный русский дом с хорошей пристройкой, амбарами, баней. Там расположится экспозиция, которая будет рассказывать о жизни пустозерского крестьянина. Антураж создадим соответствующий. Там будет телега, лодки, баркасы, одежда. Это будет живой музей, где все можно потрогать руками. Взять топор и наколоть дров, запрячь лошадь в сани, свадьбу сыграть, переночевать, в конце концов.

Мне нравится, как вопрос с ночлегом решают старообрядцы. В России нередко проходит много старообрядческих лагерей. Их участники поступают просто: устраиваются на сеновале, им выдают наволочку, два покрывала и они вполне комфортно спят. Так что если возникнет необходимость переночевать группе паломников или детей, мы можем их устроить на ночлег там.

Следующий этап - строительство острога. Поскольку предполагалось, что внутри него будет располагаться гостиничный комплекс, его площадь была увеличена. Сейчас мы можем построить острог таким, каким он был в Пустозерске несколько веков назад: примерно сорок на сорок метров, с башнями, частоколом и воротами. Внутри мы поставим дом воеводы, который будет отличаться внутренним убранством, и казарму. Там, если что, тоже можно будет переночевать, чтобы прочувствовать дух эпохи старого Пустозерска. Предлагают же туристам переночевать, например, в бараках политзаключенных или даже в карцере. Почему бы нам не предложить туристам попробовать себя в роли стрельца или даже воеводы? Может, даже стоит построить земляную тюрьму, подобно той, в которой размещались пустозерские узники, уверен, найдутся желающие испытать себя в таком качестве.

За острогом также мы планируем обустроить стойбище оленеводов. Поставить несколько чумов. Они тоже должны снискать популярность у туристов.

- Ваша концепция «живого музея» достаточно интересна. Расскажите о ней подробнее. И сделаны ли уже какие-то конкретные шаги, чтобы «оживить» музей?

- Мы пытаемся создать место, где люди смогут примерить на себя какую-то роль: рыбака, крестьянина или оленевода. В программе «Пустозерье» есть пункт, оговаривающий приобретение соответствующих костюмов, которые можно будет взять в аренду.

Также в планах весной или летом организовать праздник, который, к примеру, может называться «Белые ночи Пустозерска». Он будет представлять собой фестиваль фольклорных коллективов. Съедутся люди в нарядах и костюмах. Одежду можно будет арендовать. Хочется, чтобы это был некий карнавал, яркий след в культурной жизни округа.

У нас уже закуплены две реконструкции костюмов стрельцов. Многим они очень нравятся. Они сделаны из натурального материала, в них не холодно и не жарко.

- Говорят, что надо сохранять память о Пустозерске. Но все что осталось от него, это несколько крестов, между которыми гуляет ветер. Эта идея вообще находит у людей отклик?

- Пустозерск притягивает людей не только из России, но и других стран. Недавно мы испытали маленький шок, когда к нам в музей зашел японец. К нам его направили из одного туристического агентства, где он выяснял, на какой автобус можно сесть, чтобы доехать до Пустозерска. Этот человек работает в Москве торговым представителем японской компании. Прочитал по интернету про первый русский город Заполярья и решил приехать. Он почему-то думал, что Нарьян-Мар - это аэропорт Пустозерска. Мы помогли ему добраться до цели.

Был случай, когда мы возили в Пустозерск группу. Когда прошла половина экскурсии, видим - к нам через поле бежит человек, кричит, что у него информационный голод. Оказывается, он приехал в командировку из Перми. Узнал от кого-то здесь про Пустозерск, что там был казнен Аввакум. Он оставил чемодан в гостинице и пошел в Пустозерск пешком. Договорился с кем-то насчет транспорта и прибыл куда хотел.

Можно вспомнить такое знаковое событие, как «Буран-Дей». После гонок мы организовали пробег до Пустозерска. По планам должно было участвовать 34 машины. Прибыв на место, насчитали их более семидесяти. То есть все-таки люди хотят побывать там. К нам приходят с просьбами организовать экскурсию. Иногда бывает по две группы в неделю.

В Пустозерск мы возим много детей. Мы сопровождаем группу с трехдневной программой. В рамках проекта «Пустозерье» мы планируем приобрести внедорожные велосипеды для больших детских групп.

Что касается интересов взрослых. Сейчас ведется работа по популяризации Пустозерска, точнее Городецкого озера, как места отдыха. Совсем недавно у нас прошло мероприятие под названием «Мама, папа, я - туристская семья». Создали мы его экспромтом ко Дню семьи, любви и верности. Бросили клич, приглашая семьи на автопробег в район Городецкого озера. Конечно, часть тех, кто откликнулся, думали, что это будет мероприятие из разряда «нахаляву поесть и выпить», но к счастью, все они остались дома.

Нас собралось двадцать два человека в возрасте от семи месяцев до тридцати пяти лет. Мы сбросились по тысяче и арендовали баржу, никто отказываться не стал. На месте разбили лагерь на краю мыса Виселичный. Очень красивое место, там мы в сентябре планируем провести фестиваль туристской песни и соревнования по рыбной ловле для жителей НАО.

Сам Пустозерск останется таким как есть. Это археологический памятник федерального значения. Музейно-туристический комплекс мы создадим в районе деревни Устье. Хочется надеяться, что реализация этого проекта поможет найти средства для проведения археологических раскопок. Мы позиционируем Пустозерск в первую очередь, именно как первый русский город за Полярным кругом, в свое время это был очень значимый населенный пункт, который, впоследствии стал Меккой для всего старообрядчества. Наша основная задача - сохранить память об этом удивительном Городке и тех людях, которые оставили свой след на нашей северной земле.
 
Вячеслав Залогин
 
Нарьяна Вындер, 22 июля 2010 г.
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1534 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]