Главная » 2013 » Сентябрь » 13 » Невьянская иконопись на новый лад
13:43
Невьянская иконопись на новый лад
Уральские мастера возрождают старинные традиции написания святых ликов, правда, не всегда точно с канонической точки зрения.
 
«Дом Невьянской иконы» регионального Фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов», развивает свое творчество. Для староверов деятельность «Дома» может показаться неоднозначной и наверняка вызовет вопросы, тем более, если изучить ее глубже и внимательнее. Но как бы мы не относились к ней – это, по меньшей мере, очаг культуры. Перенимают ли невьянские иконописцы новой волны все то богатейшее наследие, о котором «Община» немало уже писала, вопрос риторический. И все же мы задали его руководству. Задали и другие – острые, даже жесткие. Не потому, что настроены против. Просто мы считаем, что те, кто готов к сотрудничеству, будет слушать и слышать носителей культуры, не отвернется и постарается донести свою точку зрения. Так оно и вышло. А нашей собеседницей стала Наталия Говоркина, администратор «Дома Невьянской иконы».
 
 
Наталия Говоркина
 
– Наталия Николаевна, история создания «Дома невьянской иконы» и вся деятельность, размещенная на вашем официальном сайте, слегка удивляет: там говорится, в частности, о том, что в мастерской написаны иконы членов императорской семьи Николая Второго. Это сразу настораживает, учитывая, что для старообрядцев последний царь и его родные – это не святые люди. И писать их лики – значит, кощунствовать. Такова официальная позиция Старообрядческой Церкви. Как это согласуется с тем, что невьянская иконопись – априори дело рук староверов – сегодня позволяет себе брать такие сюжеты в работу?
 
– Невьянская школа иконописи – это понятие не совсем точное. Школа не могла сформироваться за короткий отрезок времени. По сути, русские иконописцы XVIII – XIX веков, придерживающиеся стариной иконописной школы из разных уголков России, нашли в Невьянске то место и ту аудиторию, для которой они могли работать. Это было несколько иконописных мастерских со своими стилями, которые в своих работах взаимно обогащали друг друга. Невьянские иконописцы XIX веке выполняли заказы не только для староверов, но и для господствующей Церкви и «единоверцев», это доказанные факты, это были не единичные иконы, а большие комплексные работы, например – изготовление и оформление иконостасов храмов «новообрядцев» и «единоверцев». Сегодня «Дом Невьянской иконы» не ставит своей целью копировать работы иконописцев Невьянска XVIII или XIX века, задачи в другом. На основе традиций, художественных приемов, стилевых особенностей старых мастеров, развивать, а по сути, создавать современную школу Невьянской иконописи.
 
– Получается парадоксальная ситуация: исконно-старообрядческой иконописью сегодня занимаются не-старообрядцы? Это нормально?
 
– Сегодня наши художники-иконописцы – это прямые потомки невьянских староверов. У них огромный творческий опыт и духовное наследие. Наши иконописцы, в отличие от других иконописных российских школ, не используют «конвейерный способ», каждое их творение индивидуально и неповторимо от момента начала работы и до окончания. И если так случится, что кто-то из наших мастеров, женщина или мужчина, впоследствии будет работать в соответствии с канонами Старообрядческой Церкви, мы будем только рады. И Бог им в помощь. Но на все нужно время, в том числе и на то, чтобы светский человек освоил тонкости старообрядческого иконного письма.
 
 
Иконописец
 
Нет ли желания у «Дома невьянской иконы» сотрудничать с живыми хранителями Старой Веры и тем самым попытаться приблизить себя к первоначальному определению, что иконопись Невьянска – старообрядческая?
 
– В 2003 году, года мы только начинали свою работу, нами ни кто не интересовался, ни «официальная» Церковь, ни старообрядческая, ни староверы-часовенные. Годы кропотливого труда принесли свои плоды и нас заметили. Но где же были раньше невьянские старообрядцы, мы же работали у них на виду? У нас нет ни на кого и никаких обид или претензий, мы и сейчас готовы работать со староверами на принципах взаимного уважения. Мы готовы консул-тироваться со старообрядцами, прислушиваться к их рекомендациям. Главное, чтобы нам как-то дали понять, что и нас готовы услышать, помочь нам сориентироваться…
 
– Цель создания «Дома» какая – историческая, коммерческая или иная?
 
– Чуть раньше я об этом частично уже сказала. Проект, несомненно, коммерческий, но и не в меньшей степени связанный с возрождением духовного и исторического наследия. Знаменитые невьянские иконописцы братья Чернобровины взяли плату с режевских «единоверцев» - старообрядцев, перешедших в «официальную Церковь», в 30-х годах XIX века за роспись иконостаса в Успенской единоверческой церкви. Кстати, известна даже точная сумма – 2,5 тысячи рублей серебром, по тем временам это были большие деньги. И еще, к слову, сегодня сотрудники «Дома Невьянской иконы» реставрируют, в том числе и безвозмездным трудом, полуразрушенный особняк XIX века в Невьянске, куда все мы со временем и переедем.
 
– Предпринимали ли Вы попытки сотрудничать со староверами?
 
– Да и неоднократно, в особенности с невьянскими.
 
Нет ли некоего лукавства перед заказчиками, учитывая, что прямой наследственности в деятельности «Дома» с делами старообрядцев нет, раз нет с носителями культуры никакого духовного и культурного взаимодействия»?
 
– Мы ни в коей мере не эксплуатируем наследие старообрядцев, не претендуем на то, что нам не принадлежит. На каждую авторскую работу у нас выдается сертификат с полным описанием: где, когда и кем написана икона.
 
 

 
– Изучали ли Вы историю иконописания, прежде всего, в отношении того, каким был да и остается образ иконописца у старообрядцев? Если кратко: это мужчина, благословленный священником или наставником, с бородой, живущий в полной семье, или вдовец. Женщины занимались иконописью очень редко и, насколько известно, даже история об этом умалчивает, не сохранив имен женщин-иконописцев...
 
– Конечно, мне, да и всем нашим работникам, хорошо знакомы строгие требования к староверу-иконописцу. Повторюсь еще раз, мы не позиционируем себя иконописной мастерской староверов XIX или более ранних веков, поэтому у нас среди сотрудников много женщин, которые пишут иконы…
 

– Не печалит ли Вас то, что старообрядцы, в частности, священники, в подавляющем своем большинстве ничего не знают о "Доме невьянской иконописи"? Речь не только о сибирских и московских староверах, но и об уральцах...
 
– К нам приезжают посмотреть иконы старого невьянского письма и приобрести работы наших современных мастеров люди из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Можете мне поверить, это люди очень высокопоставленные и занятые, которые, тем не менее, находят время приехать в наш небольшой, но богатый историей уральский городок. Это люди разных социальных слоев и профессий, о чем можно судить по многочисленным записям в книге отзывов. У нас есть свой сайт, где при желании можно подробно ознакомиться с деятельностью «Дома Невьянской иконы». К сожалению, староверы у нас редкие гости.
 
 
 
Продукция Дома невьянской иконы
 
– Иконы, вышедшие из Вашей мастерской, далеко не все сейчас имеют канонический вид, который признают старообрядцы, хотя часть, признаем, все же выглядят так, как надо. Это просто ваша недоработка, сознательное согласие на привнесение в невьянскую школу иконописи элементов, чуждых старообрядчеству, или... или что?
 
– Наша мастерская не калькирует, как уже говорилось, работы старых мастеров. Современные мастера пытаются создать свой стиль и манеру иконописи. И мне бы очень хотелось донести до всех ваших читателей мысль о том, что «Дом Невьянской иконы» открыт для конструктивного диалога со всеми, кто искренне заинтересован в возрождении духовных и исторических корней Урала, в том числе и со всеми течениями староверов – с беспоповцами и белокриницкими.
 
Беседовал Сергий ПАНОВ
 
Фото автора
 
Вопросы – Максим ГУСЕВ
 
Опубликовано: «Община», № 3, май-июль 2013
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1553 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1  
А может кто-то объяснить, в чём величие и значимость невьянской школы иконописи, о которой сейчас столько пишут и говорят?

С точки зрения иконописного мастерства - это явная деградация и скатывание к лубочности. Я на своём мнении не настаиваю, но может найдётся специалист, который разъяснит мне мою неправоту?

2  
Все верно. А значимость у специалистов прежде всего выражается в узнаваемости. До сер. 18 в. здесь преобладала поморская школа. а со 2-пол. 18 в. сильное влияние оказали иконописцы с ветки и гуслиц,б оказавшиеся здесь после ветковских выгонок. Т.е. невьянскую икону узнают по особенному стилю.
А современные работы, как и в любой никонианской мастерской, только цветовой колорит невьянска добавлен. А то, что староверы к ним не обращаются, так и правильно, нечего там делать.

3  
Спаси Христосъ, Алексей.

Приятно услышать честный ответ. 

Очередной "пирожок ни с чем". Главное раскрутка бренда и работа на его узнаваемость. 

К сожалению этот процесс можно проецировать и на всё "современное древлеправославие".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]