Главная » 2013 » Июнь » 19 » НГ-Религии: Гараж-сейл в «древлеправославном» духе
13:37
НГ-Религии: Гараж-сейл в «древлеправославном» духе
Если верить Голливуду, в Соединенных Штатах, в «одноэтажной Америке», существует такое явление, как «гараж-сейлы». Под ярким солнышком в выходной день соседи раскладывают на газоне или на импровизированных прилавках предназначенные для продажи вещи. В значительной степени это не столько ярмарка в классическом понимании этого слова, сколько лишний повод на соседей посмотреть и себя показать.

Казалось бы, какие могут быть параллели между американским урбанистическим укладом жизни и нашими, исконно русскими старообрядцами, верными хранителями заветов пращуров и духа Древней Руси? Тем не менее кадры из американских фильмов стояли у меня перед глазами, когда я попал на ярмарку у стен старинного центра русского старообрядчества – Рогожской слободы в Москве. Конечно, речь не идет о вышитых рубашках в русском стиле или сарафанах, в которых щеголяли гости ярмарки и их жены. Сходство в сути явлений.

В Москве, городе индивидуалистов, большинство жителей которого не знакомы даже с соседями по лестничной клетке, очень сложно соблюдать тот общинный образ жизни, который всегда был условием сохранения уникального уклада и традиций староверов. Вот и организует эта община торговые ряды по большим церковным праздникам на Рогожке, которая сейчас затерялась среди дорожных развязок и промзон.

Конечно, ярмарки в старые времена были делом обычным, даже представляли собой неотъемлемую часть жизни людей. Теперь же для москвичей, особенно для старообрядцев, растворенных в огромном мегаполисе, подобные ярмарки выполняют ту же роль, что и для американцев гараж-сейлы.
По размерам ярмарка невелика – около 20 торговых точек окружают по краям площадь перед воротами на Рогожское кладбище. Натянутые тенты, переносные прилавки – все это напоминает ярмарку выходного дня в спальном районе Москвы. Разве что антураж выдержан под старину: некоторые торговые точки крыты тростником, как было принято в Украине или на Дону, у других выставлены плетеные корзины и брички. Многие продавцы и покупатели – в вышитых рубахах и яловых сапогах. Кто-то щеголяет в казачьей форме. На всех женщинах белые платки и даже кички – старинный головной убор. Вспоминается пушкинское: «В почтенной кичке, в шушуне, Москва – премилая старушка». Мужчины, естественно, бородаты. Небольшой диссонанс в этом целостном образе старозаветного мира: в руках одетых в стиле XIX века торговцев – калькуляторы или мобильные телефоны, а одетые в сарафаны покупательницы катят детские коляски известных зарубежных брендов.

Впрочем, приглядевшись, понимаешь, что назвать «ряжеными» собравшихся было бы не совсем справедливо. Конечно, в быту вряд ли кто-то из них ходит в сарафанах или рубахах, сшитых из льна или крапивы (наподобие тех, что продаются на ярмарке). Но людские типажи похожи на дореволюционные, что объяснимо, ведь старообрядцы представляют собой замкнувшуюся в XVII–XVIII веках общность, сохранившую какие-то черты тогдашнего русского народа. Для многих из них церковный праздник – лишний повод выбраться «к своим», показать свою идентичность в большом городе, как Сабантуй у московских татар.

Что предлагается на продажу? Кроме нескольких торговых точек, где реализуются хлеб (выпеченный без дрожжей, на родниковой воде, как уверяет продавец; этакий старообрядческий экофуд, что сейчас модно), медовуха и сладости (обычный ассортимент московского магазина), товар в основном, как говорится, замедленной реализации. Вышитые рубахи, полотенца и коробочки для рукоделия в виде кукол, глиняные свистульки и резные деревянные фигурки, ветхие книги в тяжелых переплетах и свежеписаные иконы, народные снадобья и «лестовки», то есть старообрядческие четки, – все это расходится не слишком быстро. Да, прямо скажем, товары не повседневного спроса. Хотя находятся и довольно неожиданные для ревнителей старой веры товары.

– Что у вас? – интересуюсь в одной из торговых точек у облаченного в рубаху бородача.

– Мыло ручной работы, моя матушка варит, – отвечает тот. – Вот посмотрите – из цитрусовых!

Светлый брусок пахнет приятно. С другой стороны, вроде на Руси апельсины не растут, да и мыловарения в допетровскую эпоху не было… Видимо, как и с экофудом, старообрядцы во многом следуют за веяниями современности. В модных московских трендах последних лет самодельное мыло занимает такое же почетное место, как и здоровая еда из фермерских продуктов.

Чуть в стороне – за столом под надписью «Воскресная школа Рогожской общины» сидит со строгим выражением на лицах группа женщин, напоминающая приемную комиссию в институте. Тут идет прием на обучение детей из старообрядческих семей, которые, вероятно, попадают на Рогожское кладбище только по большим праздникам.
Напротив – мужчина в светлой камуфляжной куртке, похожей на модель американской военной M-65, продает предметы казачьей одежды: папахи, черкески. «Попробуйте, примерьте, девушки», – увещевает он посетительниц ярмарки, которых почему-то заинтересовали воинственные наряды. Рядом мужчины с серьезным видом, как знатоки, осматривают выложенные на прилавок длинные кинжалы в кованых ножнах.

Большинство товаров – ручной штучной работы. Рассматривая глиняные игрушки, отмечаю забавный момент: среди девиц в кокошниках и мужичков в шляпах XIX века красуется персонаж… в камуфляжной форме, тельняшке и голубом берете ВДВ.

Самая большая очередь покупателей выстроилась, увы, не за духовной пищей. Здесь сразу на трех мангалах жарит шашлыки, обливаясь потом на ярком солнце, здоровяк в черной футболке с надписью «С нами Бог».

Вот такой пикник на московской обочине: и себя в вышитой рубашке показать, и единоверцев посмотреть. Дескать, живо еще староверие на Русской земле…
 
Владислав Александрович Мальцев – обозреватель приложения «НГ-религии».
 
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 747 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1  
НЕ СМОТРИ, ЧТО ЗАБАВНО ПАРХАЕТ, ТЛЯ, ОНА И В АФРИКЕ ТЛЯ

Некоторые темнилы, лукаво противопоставляют понятие староверие, давнишнему синониму – старообрядчество.

А ведь, это по сути, - что в лоб, что по лбу.

 

Да и вообще, неразумно обсуждать пространные выводы недругов Древлеправославия.

Даже, если они полны кобздявого благодушия.

2  
РАСКЛАД, КОТОРОМУ ЧЁРТ НЕ РАД

Игнатушка, чёй то вы задёргались?

Чай заскучали по лепоте, да спокойствию.

Не иначе, обходя нервозность, долго жить затеялись.

Так то, удел никониан…

Они хулу на Духа Святаго, ложь и прочие мерзкие выходки, во своё подлое здравие приспосабливают.

А у нас, Староверов, на такие дела брань беспощадная.

Бой, не ради смерти, а ради жизни на земле.

3  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]