Главная » 2012 » Август » 12 » Открытое письмо российского адвокатского сообщества в поддержку Pussy Riot
13:33
Открытое письмо российского адвокатского сообщества в поддержку Pussy Riot
В российском обществе широко обсуждается ответ государства на оскорбившую религиозные чувства верующих акцию, устроенную в Храме Христа Спасителя Надеждой Толоконниковой, Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич. Одни считают обвинение женщин в хулиганстве справедливым, другие полагают, что их поведение, хоть и достойно порицания, но не требует уголовного наказания.
 
После того, как в ИНТЕРНЕТЕ было опубликовано постановление следователя о привлечении Надежды Толоконниковой в качестве обвиняемой, каждый получил возможность узнать, какие действия женщин следствие считает преступными и почему оно считает эти действия преступлением. В условиях возникшей общенациональной дискуссии мы, профессиональные юристы, считаем своим долгом высказать мнение по принципиальным вопросам, встающим в связи с привлечением Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич к уголовной ответственности.
 
Выражение нами своего мнения не может расцениваться как желание повлиять на суд. В соответствии с частью 1 статьи 120 Конституции России судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд принимает решение независимо от общественного мнения и публичных дискуссий.
 
В то же время мы обязаны довести до сведения общественности наше убеждение в том, что действия Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич не являются преступлением – ни «хулиганством», ни каким-либо другим. Привлечение этих женщин к уголовной ответственности противоречит российскому законодательству и является явной юридической ошибкой.
 
Согласно общепризнанному правовому принципу никто не может быть привлечен к ответственности за действие, не описанное в законе в качестве правонарушения. В Российской Федерации серьезные правонарушения, являющиеся преступлениями, описаны в Уголовном кодексе, а менее серьезные, являющиеся административными проступками – в Кодексе об административных правонарушениях.
 
Ответственность за уголовно наказуемое «хулиганство» предусмотрена статьей 213 Уголовного кодекса. Виновный в «хулиганстве», посягает на общественную безопасность и общественный порядок. Это следует из определения «хулиганства» как «грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу» и подтверждается тем, что статья «хулиганство» находится в главе «Преступления против общественной безопасности» раздела «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса. Уголовный кодекс не содержит такого преступления как «оскорбление чувств верующих».
 
Однако в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации в части 2 статьи 5-26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» предусмотрена административная ответственность за «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях ясно указывают, что «хулиганство» и «оскорбление чувств верующих» имеют разные объекты посягательства: для хулиганства – это общественная безопасность и общественный порядок; для «оскорбления чувств верующих» – это личность гражданина, его конституционное право на свободу совести.
 
Хулиганские действия – это поведение, недопустимое в любом общественном месте: на улице, в парке, в театре, это ущемление прав всех людей, выражение неуважения ко всем без исключения, независимо от их взглядов, убеждений, привязанностей. «Оскорбление чувств верующих» ущемляет права не всех, а только отдельной группы людей, тех, кто исповедует определенную религию. Посягая на чувства верующих, виновный ведет себя недопустимым образом в отношении этой и только этой группы граждан.
 
Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич обвиняются в том, что они нарушили правила поведения в православном храме и именно этим проявили «явное неуважение к верующим посетителям и служителям храма», «глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры верующих православных граждан», «противопоставили себя православному миру», «демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы».
 
В опубликованном обвинении участниц группы PussyRiotнет ни слова о действиях, нарушающих общественный порядок и посягающих на общественную безопасность. Следствие обвиняет их не в посягательстве на общегосударственный порядок и общественную безопасность, а в нарушении правил и традиций православной церкви. Их поведение не противоречит общегосударственному порядку, не подрывает общественную безопасность: действие тех предписаний и запретов, которые они нарушили, распространяется только на территорию православного храма. Если бы они совершили то же самое вне церкви, их невозможно было бы в чем-либо обвинить: следствие не указывает на нарушение ими каких-либо иных правил, кроме церковных. Признание их действий «хулиганством» приравнивает правила православной церкви к общегосударственному порядку, означает, что православная церковь – неотъемлемая часть государства.
 
Предъявление обвинения Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич в «хулиганстве» не просто нарушает Уголовный кодекс, оно противоречит светскому характеру нашего государства, закрепленному статьей 14 Конституции России. Нарушение правил, принятых внутри религиозной организации, оскорбляет чувства верующих. Однако в Уголовном кодексе нет статьи об ответственности за «оскорбление религиозных чувств граждан». Такую ответственность, как уже было сказано, предусматривает часть вторая статьи 5-26 Кодекса об административных правонарушениях.
 
Возможно, законодатель считает, что эта материя слишком тонка, чтобы регулировать ее уголовным правом. Во всяком случае, единодушное неприятие обществом происшедшего в Храме Христа Спасителя уже само по себе защитило религиозные чувства православных верующих. Обвинение Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич в «хулиганстве» на том основании, что они нарушили церковные традиции, правила и установления означает отказ от принципа отделения религиозных объединений от государства, который является одной из основ конституционного строя России.
 
Явное пренебрежение Конституцией при рассмотрении конкретного уголовного дела ведет к разрушению России как правового государства – это надо ясно представлять себе всем нашим согражданам.
 
Буробин В.Н. – адвокат
Старовойтов С.В. – адвокат
Узденский В.Е. – адвокат
Калитвин В.В. – адвокат
Падва Г.П. – адвокат
Сергеев В.Н – адвокат
Сергеева Э.Э. – адвокат
Шмидт Ю.М. – адвокат
Асташенков О.В. – адвокат
Симачев Д.Т. – адвокат
Абушахмин Б.Ф. – адвокат
Абушахмина А.Е. – адвокат
Алитовская В.С. – адвокат
Гофштейн А.М. – адвокат
Иванова А.В. – адвокат
Рахмилович А.В. – адвокат
Оников Т.Л. – адвокат
Бытенский В.О. – адвокат
Ямпольский Д.В. – адвокат
Егоров А.В. - адвокат
Бардуков Е.А. – юрист
Маев А.Г. – юрист
и множество других подписей
 
http://www.novayagazeta.ru/news/58750.html
Категория: События и комментарии | Просмотров: 1180 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 12
1 Ольхович  
0
А вот иная оценка - с позиций профессионального юриста:

О юридической квалификации "панк-молебна" в храме Христа Спасителя

В российском обществе не прекращается дискуссия на тему юридической квалификации так называемого панк-молебна, совершенного в центральном православном соборе нашего государства - храме Христа Спасителя. Недавно с открытым письмо выступила группа отечественных юристов, выдвинув аргументы в пользу того, что совершенное ими подпадает под определение административного правонарушения.

Юридическая логика, избранная составителями письма, весьма проста. Она сводится к тому, что правонарушение, совершенное "Пусси райот", оскорбляет лишь строго определенную группу лиц - православных верующих. Поэтому законодатель предполагает ответственность по административному, а не уголовному праву. Якобы действий, которые составляли бы нарушение общественного порядка, участницы акции не совершали.

Формально аргументация выглядит достаточно убедительно, но за ней стоит упрощенное представление о религии и ее месте в социуме. Презумпция составителей письма состоит в том, что религия не имеет никакого общественного измерения, это частное дело индивида или группы индивидов максимум. Эта позиция, широко распространенная в теории, не имеет практически никакого практического подтверждения. Так, во многих государствах Европы христианские церкви обладают государственным статусом, кое-где выполняют публичные функции, например, регистрируют браки. В США президент до сих пор приносит клятву на Библии, а не на кухонной книге, а правительство этой страны финансирует огромный по нашим меркам корпус военных священников за деньги налогоплательщиков. Таковые характерные политические и юридические реалии иностранных государств. Это, по крайней мере, наглядно демонстрирует существенное публичное измерение религии, которое не может не иметь отражения в российском праве.

В России после десятилетий безбожия отечественный законодатель закрепил в законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Это декларация специального федерального закона, и в соответствии с ней призвана выстраиваться модель церковно-государственных отношений. Подобный процесс требует времени. Азы теории права говорят о том, что юридическая норма возникает на основе складывающихся общественных отношений. Кстати, странно, что это положение закона не получило никакой оценки в письме юристов. Как будто его и нет.

Нет в письме и анализа правоприменительной практики российских и иностранных судов по защите чувств верующих. Не проанализировано и недавно признанное частью правовой системы России прецедентное право Европейского суда по правам человека. Оно также не лишает государства права защиты чувств верующих. Например, оправдывая решение австрийских властей, наложивших арест на оскорбительный для христиан фильм, Суд в широко известном решении по делу Отто-Премингер постановил, что они "действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок". Хотя, казалось бы, с точки зрения принципа светскости государства, а Австрия - это, как известно, не теократия, не хочешь смотреть богохульного фильма - не ходи в кинотеатр.

Но вернемся на российскую почву. В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван советской властью, и, если следовать логике рассматриваемого письма, это не более чем уничтожение имущества общественно опасным способом. То есть, по мнению авторов письма, никакого значения не имеет то, что это происходило на фоне массовых убийств верующих и что это храм-памятник героям войны 1812 года, на стенах которого написаны имена тех, кто положил свою жизнь за свободу Отечества. Обратите внимание, это фамилии не только русских и не только православных людей.

Мне кажется, что любой человек, хотя бы немного знакомый с историей России, не станет рассматривать этот собор лишь как место молитв узкой группы верующих. Помимо этого, собор - это двойной символ: победы и раскаяния в гонениях на верующих. Неужели презрительное шутовское отношение к памяти погибших людей не составляет нарушения общественного порядка? Общественный порядок - это юридическая категория, которую содержанием наполняет само общество. Поэтому нам самим определять, будет ли он предполагать презрительные насмешки над святынями веры и истории или нет. Это вопрос не только решения суда по делу "Пусси райот" - это вопрос нашего будущего как единого государства.

Андрей КЛИШАС,
глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым, судебным вопросам и развитию гражданского общества
Специально для "Интерфакс-Религия" - 7 августа 2012 г.

4 samstar2  
0
Это не юридический анализ, а политиканство и демагогия чистой воды. Приличные профессиональные юристы такому деятелю руку не подадут.

6 Борисъ  
0
Вы не понимаете о чем говорите! Какая святыня с зеленым ковром из алтаря на амвоне? Кто надругался над святыней? Политиканство и лицедейство(артистизм). Все священство РПЦ артисты с профессиональным уклоном одним словом.

2 Ольхович  
0
Содомиты всего мира теперь используют "пусей" для атаки на ценности религии и на традиции России: на днях в наших столицах выступала "псевдо-мадонна", показавшая со сцены задницу, а вот еще новый "артефакт" - мэр столицы Исландии в женском платье вступился за своих единомышленниц - http://lenta.ru/news/2012/08/11/thesoftparade/
Содомизм шагает смело по Европе, а теперь ещё принялся за моральное уничтожение нашей страны.

7 Евгений_Иванов  
0
Содомиты - это епископы РПЦ и РПСЦ.

9 Кирилл  
0
Не знаю какой Вы веры, но если бы эти особи сплясали в Вашем Храме, а затем еще и на могилах Ваших близких по вероисповеданию людей?

3 Aleko  
0
Не было бы такого судилища, на было бы повода у разношерстных либералов очередной раз оказывать давление на Россию. Так что нечего на соседей пенять, надо сначала у себя разобраться.

8 Евгений_Иванов  
0
Либрелы, давление на Россию. До чего докатились. Староверы накануне революции на 80% либералы были - кадеты, октябристы.

А давление на Россию - требование соблюдения международных конвенций, Россией добровольно подписанные

10 Александр_П  
0
На выборах в Учредительное собрание в конце 1917 года победили эсэры. За эсэров голосовали подавляющее большинство крестьян. А 2\3 старообрядцев составляли крестьяне. Т.о. половина старообрядцев поддерживали эсэров.

11 Евгений_Иванов  
0
Хорошо: эсэры, кадеты, октябристы, даже черносотенцы. А, сейчас, кто?

5 glrem  
1
2 Ольхович (Сегодня 17:08)
..." на днях в наших столицах выступала "псевдо-мадонна", показавшая со сцены задницу"...

Да... Сраное место показала власть держащим, господствующей никониаской цекви и своим почитателям.
Вы её приглашали, знали неуёмную экстровагантность сарушки и Староверов сюда не втягивайте.
Мы, не ходим на сборища нечесивых и не имеем возможности отгородить народ Рссии от блядства.
Сами кашу заварили, сами её и хлебайте...

12 Георгий  
2
http://yuri-loskutov.livejournal.com/86488.html
Pussy Riot. Послесловие.
Сегодня в России закончилась целая эпоха - эпоха светского государства, начавшаяся в 1918 году с ленинского Декрета об отделении церкви от государства. (Уже скоро, 1 сентября, окончательно прекратится и отделение школы от церкви). Статья 14 Конституции РФ формально не отменена - она отменена фактически.
Только что участницам панк-группы Pussy Riot дали по два года общего режима. Трансляция вынесения приговора только что была на моем мониторе.
Я очень скептически отношусь к современному феминизму. Меня невозможно заподозрить в симпатиях к движению ЛГБТ. Однако упоминания в приговоре "оскорбления чувств верующих" и "неподобающего поведения в храме" показывают, что рядовому гражданину РФ лучше всего сейчас минимизировать свои контакты с теми, кого можно назвать "вертикалью" РПЦ МП - от патриарха до охранника. Я желаю им всего наилучшего, но общаться с ними пока не надо. Ибо чувства представителей этой вертикали - удивительно тонкий и непредсказуемый предмет. Так, кто бы мог подумать, что охрана ХХС столь агрессивно отреагирует на развернутую намедни у этого храма библейскую цитату?! Что оскорбит РПЦшную вертикаль, а что нет, что приведет вас в тюрьму, а что нет - решительно непонятно. (В РПЦ МП полно прекрасных людей. И многие из них, пусть и не все, встали на защиту Pussy Riot. Но кто из клириков этой конфессии публично возмутился предложением сжечь пусей? Мне такие неизвестны. Следовательно, можно сделать вывод, что предложение устроить аутодафе, в отличие от прыганий на солее, никонианских клириков не оскорбляет. На марше сегодня - не религиозное просвещение, а религиозное мракобесие).
Что касается поведения в церкви. Когда я, будучи подростком, пребывал полгода в никонианской ереси, я совершенно не знал, как вести себя в храме. Вообще для никонианства характерно то, что старообрядческими начетчиками именуется "бесчинием" - свободное и немного беспорядочное поведение прихожан во время богослужения. Какой шаг в никонианском храме приведет вас в тюрьму, а какой нет - решительно неизвестно. Вот возьмут теперь какие-нибудь чистые, юные девушки - и заберутся безо всякой задней мысли на солею ... Поэтому я призываю рядовых верующих РПЦ МП, которых я искренне люблю, либо молиться дома, либо сменить конфессию.
То же самое касается межконфессиональных контактов. Я очень опасаюсь за нашего старообрядческого митрополита Корнилия и других наших старообрядческих клириков. Нет контактов с РПЦшной вертикалью - нет поводов посадить их в тюрьму. Есть контакты - есть поводы. Исторических прецедентов достаточно - многие старообрядческие клирики и начетчики сидели по тюрьмам чуть ли не до самой революции.
Старообрядчество находится сейчас перед развилкой - с кем быть? С вертикалью господствующего исповедания или со светским обществом? А, может, следует занять независимую позицию? Около сотни лет назад старообрядческая элита в своем большинстве предпочла никонианскую вертикаль, фактически на правах младших партнеров - и поплатилась за это церковной и нравственной катастрофой. Сегодня есть шанс не повторить этой ошибки. С моей точки зрения, светские антиклерикалы - естественные союзники старообрядчества. Многие из них плохо относятся к православию, глядя на вертикаль РПЦ МП? Так покажите им подлинное православие.
Многие люди теперь разочаровались в вертикали РПЦ МП, они находятся в духовном поиске. Как писал о древлеправославной Церкви старообрядческий святитель Геронтий (Лакомкин) еще в 1921 году: "Теперь бы, кажется, время всем народом сказать и указать истинность Христовой Церкви и объявить призыв всех ко спасению, миру и любви. … Но мы молчим. Спим, дремлем … Утомились от бывших переживаний … Запугались … Чего-то ждем? Доколе же это будет?".
Наконец, всему нашему профессиональному сообществу - представителям академических структур вообще и профессиональным философам в частности - следует сделать всё, чтобы 14 статья Конституции возобновила свое реальное действие. Это наш профессиональный, гражданский и нравственный долг.
P.S. "Личностное расстройство", приписываемое Толоконниковой (начиная с "активной жизненной позиции") - это черта в том числе и всей подлинной интеллектуальной элиты. Ладно, хоть психиатра не назначили. Иначе всю интеллектуальную элиту следовало бы отвезти в дурдом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]