Главная » 2013 » Март » 10 » Ответ духовного наставника о.Владимира Шамарина духовному наставнику о.Александру Хрычеву о чинопоследовании таинства крещения
13:18
Ответ духовного наставника о.Владимира Шамарина духовному наставнику о.Александру Хрычеву о чинопоследовании таинства крещения
Традиция обращаться с вероучительными и каноническими вопросами к наиболее знающим и уважаемым наставникам и начетчикам всегда существовала в староверии. Причем, порой староверы обращались за разъяснениями и помощью даже к представителям иных согласий - достаточно вспомнить поповцев, по просьбе которых Семен Денисов составил "Дьяконовы ответы". Сохранялась эта традиция и в советские времена, пример тому - опубликованные в Архиве ответы духовного наставника РГСО И.И.Ваконьи на вопросы духовного наставника Куйбышевской поморской общины С.Я.Московского.
 
Жива она и ныне. Наш сайт публикует полученную из Казани переписку двух духовных наставников о таинстве крещения. Авторы - без преувеличения, наиболее яркие представители современного беспоповства. Духовный наставник казанских федосеевцев о.Александр Евгеньевич Хрычев, наиболее известный и уважаемый российский федосеевский наставник, от имени казанских федосеевцев обращается к духовному наставнику Невской поморской общины о.Владимиру Викторовичу Шамарину с просьбой разъяснить вопрос, возникший в практике современных зарубежных федосеевцев. Санкт-Петербургский наставник о.Владимир Шамарин - один из самых уважаемых поморских наставников, глубокий знаток вероучительных вопросов, канонов и богослужебного устава, автор ряда пособий, составитель ежегодных уставных указаний в Календаре ДПЦ, которыми в России пользуются представители всех старообрядческих согласий.
 
 
Письмо казанских христиан федосеевского согласия о.Владимиру Шамарину (Санкт-Петербург)

Г.I.Х.С.Б.п.н. аминь.

Уважаемый Владимир, Викторович, пишут Вам с большим почтением и уверением в искреннем уважении християне федосеевского согласия. Причина, побудившая нас обратиться к Вам весьма прискорбна т.к. является поводом к разногласию в нашей братии, но как говорит псалмопевец: Добро и красно, eжe жити братии вкупе.

Суть недоумения заключается в том, что некии наши християне, проживающие за пределами России возъимели у себя обычай в Таинстве крещения, несовпадающий с общепринятым, изложенным во всех Потребниках Преображенской печати. А именно: в самых главных словах призывания Святыя Троицы, произносимых духовным отцем при погружении оне во втором члене: «...и Сына...», имеют прилог и прибавляют так же, как и в первом: «...и во имя Сына...». Мы же научены от преждебывших наших благочестивых предков, что в сих словах не может быть никакого изменения, ни смешения, ни преложения. Как говорит сам Спаситель во Евангелии Своим святым апостолом: Идете и научите вся языки крестяще их во имя,Отца, и Сына, и Святаго Духа. Другого не знаем.

Открылось прискорбное сие нововводство не так давно, лет с десять-пятнадцать назад, когда в их обществе был покрещен взрослый человек, имеющий представление о неизменности формы и содержания Таинства крещения. Он же, имея смушение о вышеприведенной форме призывания Святыя Троицы всячески искал разрешения своему недоумению, первее обратившись к крестившим его. На что, по его рассказу, духовные отцы сего общества, успокоили его и уверили, что не стоит безпокоиться, т.к. по их разумению и такая форма произношения приемлема Христовой Церковию, потому де, что оне нашли в наших християнских книгах, что в древния времена были и другия формы призывания Святыя Троицы в Таинстве крещения.

Однако, по прошествии некоторого времени, мы сами имели беседу с некоторыми из первых учителей того общества, о Таинстве крещения в их парохии и имеющихся разногласиях с печатными Потребниками. К нашему великому изумлению, те совопросники наши, не токмо не завинили невиданного обычая своего, но и утверждали его, говоря, что имеют в своем согласии некие рукописные Потребники, в коих именно так и написано: «...и во имя Сына...». Что оба произношения совершенно приемлемы и равноценны! Может быть оне и сами такое же крещение получили?

Увы, не имея таких познаний в канонах и обычаях Церкви Христовой, как у Вас, Владимир Викторович, нам не пришлось заградить уста глаголющих неправду! Посему же, имея Вас как известного знатока канонов, уставов и благочестивых обычаев Древлеправославия по всему староверскому миру, мы и молим Вас от Писания и Предания церковного разрешить наши недоумения и сомнения в одном из оставшихся нам на последния времена Таинстве, совершаемом у заграничных братий наших.

С совершенным выражением уважения и почтени о.Александр

простите нас грешных Христа ради.

г.Казань 2013 год
 


 
 
 
 
 
Ответ духовного наставника Невской поморской общины о.Владимира Шамарина духовному наставнику Казанской общины федосеевцев о.Александру Хрычеву


Г.I.Х.С.Б.П.Н.А.

Уважаемый отче Александр Евгеньевич!

На Ваше вопрошение относительно словес, произносимых в чине крещения при погружении, то сии словеса: "Крещается раб Божии имярек во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь." положены во исполнение повеления Христова: "шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, И Сына, и Святаго Духа" (от Матфея, зач. 116). Во имя Святой Троицы совершается крещение. Не повелел Христос крестить во имя Отца, и во имя Сына, и во имя Святаго Духа. Нераздельна, есть триипостасная Святая Троица. Такожде и в книзе Большой Катихизис о тайне крещения (л.364 оборот):

Вопрос: Кий есть вид или видотворение сея тайны? Ответ: Оная словеса имиже Господи повеле крестити, сиречь, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Вкупе с тремя погруженъми. Сими бо глаголы, и силою их крещение кончается и свершено бывает.

В используемом повсеместно староверами-безпоповцами печатном Малом Потребнице во всех изданиях оного положено глаголати при погружении: "Крещается раб Божии имярек во имя Отца", и возводя глаголати "Аминь". Второе погружати: "И Сына". И возводя рещи "Аминь". Третие погружати "И Святаго Духа". И возводя - "Аминь."

В Большом же Потребнице и Служебницех по третием погружении на возведении указано глаголати "ныне и присно и во веки веком, аминь". Сии слова иерея как видится знаменают совершенство и единственность истинного крещения в сем и будущем веце. Посему неции и рекут, яко и иныя глаголания при крещении бяху. Но в сих иерейских глаголах ни коего разделения лиц Святыя Троицы несть, токмо утверждение "во веки веком".

В той же парохии, идеже крестят "Во имя Отца" " и Во имя Сына" "и Святаго Духа", по разуму или неразумию разделяют ипостаси Святыя Троицы и неравно творят ипостась Святаго Духа по отношению к Отцу и Сыну.

Разных рукописных книг великое множество, и разностей в них немало. Сего ради и для книгопечатания при начале отбирали добрые экземпляры, справщики проверяли набор. И то в наших печатных книгах разностей в словесех и ударениях довольно обретается, кольми паче в рукописях. Печатная книга 17 века освящена благословением архиерейским, патриаршеским. Того ради предпочтити ея следует рукописной 19 века. И наш Малый Потребник, аще и в безсвященническое время составлен бысть, но не без Соборного разума по Большому Потребнику, и токмо скращены иерейские молитвы, да вопросы дополнительные на исповеди помещены.

Ныне вряд ли можно определить, внесено ли вышеозначенное нововводство по небрежению или малограмотности, или имел место некий еретический умысел. Сколько таких потребников, какого времени, кем переписаны. Если одним и тем же лицом, то вящщее подозрение будет. В едином ли токмо приходе или и в соседних, кои тоже не столь давно принадлежали к федосеевскому согласию.

Не всегда опасные лжемудрования сразу видятся. Например, друг св. Иоанна Златоуста Феодор Мопсуэтский (умер в 430 г.) имел некоторые еретические соображения, но видны они стали позднее, когда развилась ересь монофизитов, и в 6 веке он был посмертно осуждён. Однако же он был епископом, совершал хиротонии, которые после никоему сомнению не подвергались, понеже до осуждения совершены. Тако и зде нужднопотребно некое соборное мнение о сем нововводстве, и како разуметь действенность таинства при таковых речениях. Без таковаго соборнаго решения на личном соображении опасно расколоть и без того малое стадо.

С искренним почтением:
В.В. Шамарин 20 февраля 7520 лет

 


Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1681 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 Сергiй_Аветянъ  
0
Замечательный пример взаимоуважительного общения. 

Совсем бы хорошо было, если бы уважаемые наставники исчерпывающе и максимально ясно разъяснили значение слов "во имя" и привели подходящие для понимания синонимы.

От имени?

Произнося имя?

Прославляя?

Прояснив столь малый нюанс, большую бы пользу для нас сии наставники сделали.

2 Сергiй_Аветянъ  
0
Один из наставников говорит:

Цитата
Во имя Святой Троицы совершается крещение.


Но Господь и апостолы нигде не употребляют слова "Троица" (тем паче с большой буквы, как имя собственное) и не повелевают крестить в такое имя, а лишь во имя Исуса Христа, либо во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Налицо введение третьего имени, которое не упоминается в Евангелии и Апостоле.

Заслуживают внимания и рассуждения о том, насколько неравноценно употребление разделённого имени Отца и Сына и святаго Духа без прилога "Во имя" к Отцу и к Сыну и с таковым прилогом

Цитата
некии наши християне, проживающие за пределами России возъимели у себя обычай в Таинстве крещения, несовпадающий с общепринятым, изложенным во всех Потребниках Преображенской печати. А именно: в самых главных словах призывания Святыя Троицы, произносимых духовным отцем при погружении оне во втором члене: «...и Сына...», имеют прилог и прибавляют так же, как и в первом: «...и во имя Сына...». Мы же научены от преждебывших наших благочестивых предков, что в сих словах не может быть никакого изменения, ни смешения, ни преложения. Как говорит сам Спаситель во Евангелии Своим святым апостолом: Идете и научите вся языки крестяще их во имя,Отца, и Сына, и Святаго Духа. Другого не знаем.

Открылось прискорбное сие нововводство не так давно, лет с десять-пятнадцать назад, когда в их обществе был покрещен взрослый человек, имеющий представление о неизменности формы и содержания Таинства крещения. Он же, имея смушение о вышеприведенной форме призывания Святыя Троицы всячески искал разрешения своему недоумению, первее обратившись к крестившим его. На что, по его рассказу, духовные отцы сего общества, успокоили его и уверили, что не стоит безпокоиться, т.к. по их разумению и такая форма произношения приемлема Христовой Церковию, потому де, что оне нашли в наших християнских книгах, что в древния времена были и другия формы призывания Святыя Троицы в Таинстве крещения.

Однако, по прошествии некоторого времени, мы сами имели беседу с некоторыми из первых учителей того общества, о Таинстве крещения в их парохии и имеющихся разногласиях с печатными Потребниками. К нашему великому изумлению, те совопросники наши, не токмо не завинили невиданного обычая своего, но и утверждали его, говоря, что имеют в своем согласии некие рукописные Потребники, в коих именно так и написано: «...и во имя Сына...». Что оба произношения совершенно приемлемы и равноценны! Может быть оне и сами такое же крещение получили?


Обращает на себя внимание вот эта строка:

Цитата
сам Спаситель во Евангелии Своим святым апостолом: Идете и научите вся языки крестяще их во имя,Отца, и Сына, и Святаго Духа


в которой один из наставников говорит явную неправду. В Евангелии нет запятых (в частности нет их в этом месте Острожской Библии), разделяющих единое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Запятые же означают перечисление подобных членов, т.е. говорят о перечислении трёх имён, что полностью противоречит крещальной формуле.

"И" союз соединительный, который собирает все перечисленные слова в одно имя. Запятая же служит:

Цитата
Для разделения:

- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах
.


Кроме того, говоря о прилогах, один из наставников совершенно опускает прилог "Аминь" и точки, которые сами по себе не хуже запятых разделяют единое имя на три.

Так что судите сами, насколько нынешняя крещальная практика соответствует требованию крестить в одно имя.

Более того, строго говоря, Отец и Сын и Святой Дух - это не имя собственное. Единственное Божественное имя, которое мы знаем - это имя Исуса Христа Сына Божия, через которого мы можем узнать Отца (насколько вообще возможно ограниченому познать безграничное) и по вере в которого обрести Духа Святаго.

По сути это мы и видим в апостольских посланиях, когда апостолы, получившие указание погружать во имя Отца и Сына и Святаго Духа  крещают во имя Исуса Христа, избавляясь тем самым от необходимости использовать при упоминании Бога слов заменителей, либо тетраграммы "сый" и явно обозначая, что лишь вера во Исуса Христа делает погружение крещением.

3 Сергiй_Аветянъ  
0
Приведу фрагмент описания чинов Оглашения, Крещения и миропомазания в начале второго тысячелетия по данным различных списков "Евхология Константинополя" и типикона Великой Церкви из работы  М. Арранца о таинствах, основаной на сопоставлении текстов:

Цитата
В баптистерии патриарх надевал особенные одеяния и обувь для крещения, и после приготовительной молитвы, читаемой тайно, он произносил велегласно молитву освящения крещальной воды, а затем елея.

После помазания только что освященным елеем, совершаемого на голове пресвитерами, а затем на всем теле дьяконами, патриарх совершал крещение каждого оглашенного формулой:

" Крещается (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (НЕ ПРИБАВЛЯЯ "Аминь"),

к каждому "названию" низводя  (в воду) и возводя из нее крещаемого.


Наверное тот уже стоял по нужной высоте тела, так что крестителю было легко совершать погружение плеч и головы стоя возле купели...

(М. Арранц, "Евхологий Константинополя в начале XI века". Избр. сочинения по литургике, Том III, с. 29, Рим-Москва 2003 г.)


Перед нами парадоксальный факт. ВСЕ крещёные по чину крещения филаретовского потребника крещены не в "Имя", как это предписано Евангелием, а в "Имена". Что прямо противоречит словам Христа и Апостолов.

Приведённый выше фрагмент свидетельствует, что практика эта окончательно сложилась и оформилась уже после XI века, т.е. после принятия крещения князем Владимиром. В какое именно время, можно узнать изучив соответствующие евхологии XI - XVI веков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]