Главная » 2012 » Январь » 27 » Ответы председателя Центрального Совета ДПЦЛ о. Алексия Жилко на вопросы газеты «ЧАС»(полная версия)
21:46
Ответы председателя Центрального Совета ДПЦЛ о. Алексия Жилко на вопросы газеты «ЧАС»(полная версия)
Сегодня в русскоязычной латвийской газете "ЧАС" под заголовком "Староверы такие же хозяева Латвии, как и латыши!» опубликовано   интервью с председателем Центрального Совета ДПЦЛ о.Алексием Жилко на вопросы газеты «ЧАС». Газета опубликовала сокращенный вариант интервью. Предлагаем нашим читателям полный вариант интервью, любезно предоставленный нашему сайту староверами Латвии. 
 
 

 
 
 
«Староверы такие же хозяева Латвии, как и латыши!»
27.01.2012
 
Оксана ДЕМЕНТЬЕВА

Старообрядцы – непременная и весьма солидная часть латвийского общества, с мнением которой нельзя не считаться. Своими взглядами на текущие события политической и общественной жизни с «Часом» делится председатель Центрального совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, наставник Первой Даугавпилсской староверской общины Алексий Николаевич Жилко.
 
ОТВЕТЫ председателя Центрального Совета ДПЦЛ о. Алексия Жилко на вопросы газеты «ЧАС» (полная версия)
 
 
- Сейчас все СМИ пестрят информацией о конце света, который якобы должен наступить, в соответствии с календарём майя, в 2012 году. Что староверы думают по этому вопросу - когда будет конец света?
 
- А при чём здесь календарь майи и ещё, может быть, китайский год дракона? Мы ведь христиане, мы воспитаны на вселенской этике христианских духовных ценностей. В своей повседневной жизни, в мыслях и делах мы должны руководствоваться не языческими понятиями, а такими светлыми ориентирами нашей духовной опоры как Священное Писание и Священное Предание.
А Писание свидетельствует, что при Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Христа на небо, ученики спросили его: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Что же ответил Господь? «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1,6-7).
 
В христианском учении постулата о пришествии так называемого конца света, по существу нет. Что значит какой-то конец какого-то света, когда Бог вечен? Вечен Бог – вечна и Богом созданная жизнь, вечно всё Божие творение, в том числе и такое уникальное творение как чудная человеческая душа.
 
Только этой душой, да заодно и мыслями, не должны мы вникать в Божии тайны нашего спасения. Не наше это дело. А должны мы здесь, живя на земле, в этой юдоли плачевной, вести такой нравственно высокий христианский образ жизни, что как будто бы пришествие не эфемерного конца света, а реально ожидаемое христианами Второе Христово Пришествие настало бы буквально завтра.
 
Поминай завтрашний день и во веки не согрешиши – так учат святые отцы Вселенской христианской Церкви. А как толкуется завтрашний день, что это означает? Завтрашний день - смерть! (Memento o more)!
 
Знать о Втором Пришествии – должны, готовиться к нему – обязаны, когда оно настанет конкретно? Не знаем, не наше дело исследовать и искушать Божию волю.
 
После Второго Пришествия настанет Страшный суд. Но ведь и после Страшного Суда будет продолжаться жизнь! Это будет новый век существования, ему же несть конца, как говорит Символ Веры. Но, увы, далеко не каждый человек будет иметь там место своего пребывания! Из-за своих же грехов! И вот этого-то и надо бояться! Плакать о грехах, исправлять их, чтобы потом не услышать грозный голос Господа: Я не знаю вас!
 
Церковь постоянно молится за спасение душ своих верных чад, за прощение их вольных и невольных грехов. Если молитва искренняя, Господь может принять такую молитву, простить грехи и продлить людям их земную жизнь.
 
Так что не конца света должен ожидать христианин, а готовиться ко Второму Христову Пришествию. И всегда должен быть готовым на Его Страшном Суде дать достойный ответ о своей прожитой жизни. Ведь сама цель земной жизни христианина – быть участником будущей, вечной жизни, к которой он подготавливается здесь, на земле.
 
Пророчества же о тех или иных «концах света», назначенных человеческой глупостью на то или иное время, вместе взятые, есть пророчества ложные, связанные с колдовством. Все они - от лукавого, верить им – значит тиражировать и прославлять ложь, а это - большой грех для души!
 
- Приближается референдум о придании или не придании русскому языку статуса государственного. Как вы считаете, должен ли русский язык стать вторым государственным в Латвии? Почему да или почему нет?
 
 
- Необходимо иметь в виду тот исторический факт, что уже 350 лет живут староверы в той области, на той земле, на которой в 1918 году образовалось Латвийское государство. Кстати, староверы тоже участвовали в его основании. И сегодня нам очень обидно, что наш родной язык – русский - здесь признан языком иностранным.
 
Мы будем постепенно, всеми доступными нам средствами, в рамках существующего законодательства, добиваться того, чтобы русский язык имел бы в латвийском государстве статус официального языка, как это и предусмотрено Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств (Страсбург, 01.02.1995). Это вопрос юридический, и он вполне решаем!
 
В Латвии, как и во многих других государствах, должен быть один государственный язык, у нас – латышский. Этим языком, конечно же, нужно владеть, его надо изучать и знать. Но это отнюдь не означает, что другие языки, на котором разговаривают граждане другой национальности, но всё же жители данного государства - латвийского, должны быть под запретом или иметь унизительный статус.
 
Мы, староверы, здесь, в Латвии, такие же хозяева, как и граждане титульной нации. И свой родной, русский язык будем защищать от всяческих нападок и посягательств.
 
Кроме того, мы употребляем и сохраняем ещё и церковнославянский язык – язык наших достославных и досточтимых предков. На этом языке мы ведём Богослужение и тоже бережём его, как зеницу ока.
 
Соседям между собой надо жить вежливо, мирно и дружно. Если же какие-то обстоятельства мешают дружному проживанию – надо садиться за круглый стол и вести переговоры. По крайней мере, мы всегда к таким переговорам готовы.
 

- Какие ближайшие духовные мероприятия ожидают староверов в 2012 году?
 
Если будет на то Божия воля, то в мае наши братья по вере в Литве, в Вильнюсе, проведут очередной Церковный Собор. Проведут Церковный Собор и россияне в Санкт-Петербурге. К этому Собору уже ведётся интенсивная подготовка. 100-летие со дня основания отметит Сувалкская староверская община в Польше. В Риге думаем провести религиозно-научную конференцию на тему недавних пережитых исторических событий. В Даугавпилсе летом, опять же, если будет Божия воля, проведём Дни Торжества Древлеправославия в Латвии. Думаю, летом будут организованы и лагеря отдыха христианской молодёжи.
 
 
- Строятся ли в Латвии новые моленные дома для староверов по примеру православной церкви, где новые храмы строятся практически ежегодно?
 
- К сожалению, наша Староверская Церковь не располагает большими денежными средствами, чтобы вести расширенное церковное строительство. Задачи у нас более скромные. Дал бы Бог возможность отремонтировать и держать в должном порядке то, что имеем.
 
Сейчас вот стоит жгучая проблема со строительством Старофордштатского храма в Даугавпилсе. Прихожанам нужен новый храм, а строительство идёт крайне медленно из-за скудости средств. Но духом не падаем! Имеем планы на дальнейшее развитие Церкви. Постепенно прирастаем собственной недвижимостью, а там – как Бог даст.
 
 
- Каков состав вашей паствы - это, в основном, люди, воспитанные в староверии с младенчества, или же приходят, что называется, совсем со стороны?
 
Однозначно, абсолютная часть староверов воспитана в Старой Вере с младенчества. Людей со стороны, принявших погружательное крещение, явно меньше. Это, как правило, при создании новой христианской семьи, вторая брачующаяся сторона, т. е. один из будущих супругов, или личность, осознанно нашедшая путь к Староверию.
 
Примета сегодняшнего времени – нередко попадается крестить и чернокожих младенцев, крестить младенцев, отцы которых – мусульмане. Недавно погружательно крестили коренного англичанина.
 
 
- Чем объясняется невысокая активность староверской конфессии в общественной жизни страны - стремлением староверов к камерности, привычкой жить несколько изолированно или же другими причинами?
 
- Я бы не сказал, что староверы какие-то совсем уж пассивные участники общественной жизни. Ведь в Первой Латвии мы имели своих депутатов в Сейме. Сегодня мы также имеем депутатов-староверов в Сейме. И отрадно, что они не скрывают свою конфессиональную принадлежность. Сегодня депутаты-староверы имеются в целом ряде городов местных самоуправлений. Староверы принимают участие в выборах, принимают участие в референдумах. А что их удельный вес в проявлении общественной жизни пока не высок – так это поправимо.
 
Не так давно в реестре предприятий зарегистрирована Гильдия предпринимателей-староверов. Цель этой Гильдии – помогать друг другу в ведении честного торгового дела на благо нашей Церкви.
 
 
- Почему некоторые староверские общины Латвии не входят в состав ДПЦЛ? Каким образом к ним относятся и распространяются ли на них решения ДПЦЛ, учитывая, что каждая старообрядческая община автономна?
 
- А это у них самих надо и спросить! Почему они не входят в состав Древлеправославной Поморской Церкви Латвии? На сегодняшний день таковых общин 6 из 71. Государственный Закон о религиозных организациях разрешает деятельность автономных общин. Но представители этих общин не имеют права входить в руководящий состав Центрального Совета, тем самым они сами себя лишают возможности влиять в Церкви на принятие тех или иных актуальных решений. На всех регулярно проводимых заседаниях и Церковных Соборах они имеют право только совещательного, но не решающего голоса.
 
На староверские автономные общины распространяются все канонические правила Вселенской Церкви, а также – решения Духовной Комиссии ДПЦЛ. На них распространяется также и все статьи Закона о ДПЦ Латвии.
 
С автономными общинами мы живём дружно, они вносят свою лепту в казну ДПЦЛ, их приглашают на совместные заседания Центрального Совета и Духовной Комиссии.
 
А что касается т.н. автономности староверских общин, то эта автономность чисто условная и формальная. Суть вопроса состоит в том, что каждая община автономно, независимо, ведёт свою внутреннюю хозяйственную деятельность. В духовной жизни – все староверские общины едины. В противном случае – все общины разбежались бы по сектам.
 
 
- Чисто теоретический вопрос. Возможна ли ситуация, при которой беспоповские староверы примут священство? Что это может быть за ситуация?
 
- У беспоповских староверов нет нужды в окормлении от ложного священства. Согласно Вселенским святоотеческим Правилам, душу для жизни в будущем веке можно спасти и без священства.
 
 
- Что дало лично Вам награждение Орденом трех звезд? Понятно, что эта награда является признанием Старообрядчества как такового, а вот что она дала именно Вам?
 
- Хороший вопрос! Кроме признания заслуг Старообрядчества как такового и заслуг Первой Даугавпилсской староверской общины, этот Орден Трёх Звёзд дал повод для бурного и продолжительного ликования моих родственников и многочисленных друзей. Лично мне – ну, разве только что, наверное, будет польза в исторической перспективе. Может быть, скажет кто-нибудь над моей могилой – вот именно здесь и лежит старовер-орденоносец!!!
 
 
- В этом году православные устраивают на праздник Крещения Господня чин Великого освящения воды в Даугаве и купание на реке. Могут ли староверы устроить подобное мероприятие, чтобы в нем приняли участие не только они сами, но и, возможно, желающие со стороны?
 
- Древлеправославная Поморская Церковь никогда не держала в Своих недрах обычай купания во время праздника Богоявления Господня. Дело в том, что здесь не понятен сам смысл процесса совершения сего купания! Во имя чего человек на праздник купается в водоёме? Повторяет своё крещение? Это грех! Ныряет поправить здоровье? Эту процедуру можно совершить и в бане: пропарился – нырнул в прорубь! Будь здоров! Купание избавляет от болезней? С каким диагнозом нырнул, с таким же диагнозом и вынырнешь! Купание избавляет от грехов? Нет, к сожалению, не избавляет!
 
Тем более, в Богослужебной книге - минее январской – мы имеем указание, как надо трепетно обращаться с освящённой Богоявленской водой: раскалённым углем надо выжигать то место на полу, если случайно вода прольётся!
 
Да и Стоглавый Собор 1551 года в 24-м ответе 44-й главы предупреждает нас о недопустимости проявлять на великие Господские праздники, в том числе и на Крещение, дремучие языческие обычаи плесканий в различных водоёмах. Впрочем, кажется, газета «Час» предлагала горячий чай всем купающимся? Ну, извините, это уж тогда совершенно становится похоже на некое шоу.
 
 
- Ведет ли староверская конфессия миссионерскую деятельность, и в каких конкретно делах это проявляется?
 
- В прямом смысле значения словосочетания миссионерская деятельность наша Церковь участия не принимает, миссионеров у нас нет, ибо в Латвии большое количество жителей, так или иначе, знакомо с христианским учением. А чужая каноническая территория нам не нужна. Дал бы Бог сохранить свою!
 
Наша Церковь активно участвует в той сфере духовной деятельности, которую мы сами обозначаем как внецерковная работа. А сюда входит довольно разнообразный спектр различных духовно-культурных мероприятий, не запрещённых канонически: широкое празднование юбилеев основания староверских храмов, с приглашением «гостей со всех волостей», трепетные паломнические поездки, развёрнутые религиозно-научные конференции, все различные выставки на христианскую тематику, вечера с исполнением духовных стихов, христианские семейные вечера отдыха. Всё то многочисленное и душеполезное разнообразие, которое не выдумаешь специально, и которое может подсказать только живая христианская жизнь.
 
Весьма важно, что на таких мероприятиях, как правило, присутствуют люди других конфессий. Они могут посмотреть на нас со стороны, сделать свои выводы, и кто знает, может и приведёт их Господь к истинному разумению Богословия Старой Веры.
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 733 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]