Главная » 2010 » Январь » 31 » По страницам журнала "Неопалимая Купина": Е.Мироненко. О послушании, или об истинном счастье жизни
16:11
По страницам журнала "Неопалимая Купина": Е.Мироненко. О послушании, или об истинном счастье жизни
Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство,  и противление то же, что идолопоклонство;
Пророк Самуил (1 Цар.15:22-23)
 
Человек всегда кому-то послушен. Если не Богу, то диаволу, который действует через собственную волю самого человека, побуждая его выполнять неразумные желания сердца, направляя человека на вражду с Богом и с самим собой.
 
Как же человеку быть истинно счастливым, если собственная его воля затворяет ему зрение и способность созерцать правду Божию? Ни один из людей, желающих стать заслуженным мастером того или иного дела, не приобретает знаний без послушания своему опытному учителю. Мы не научимся ничему в этой жизни, если не будем в первую очередь слушать и слышать. Именно послушание - таинственный движитель преобразования человека. Именно послушанием была первая заповедь, данная человеку. Через преступление этой заповеди праотец Адам поработал диаволу и отпал от Бога. На послушании Богу держится исполнение всех заповедей и поныне. Бог создал человека и дал ему жизнь. Дал землю со всеми ее прекраснейшими пределами. Он знает своё творение лучше всех, и делает его истинно счастливым, непрестанно обращая на доброе делание, если сам человек послушен своему Творцу. В деле нашего спасения и приближения к Богу важен выбор, который совершает свободная воля, данная нам от Господа.
 
«Употребление свободы состоит в свободе выбора, а сам выбор осуществляется не в том, чтобы избрать какое-то уже наличествующее зло или добро, а в том, чтобы повиноваться или не повиноваться Богу и Его заповедям». (св. Мефодий Патарский)
Разрушению самого себя и своей жизни служит самоволие. Мир болен этой заразой. Ничто так не отдаляет человека от Господа как самовольство, подкрепленное бесстрашием. От самоволия, помноженного на самоумие и гордыню, множатся ереси и заблуждения, упрочается порочная жизнь, которая самими людьми возносится как правильная. Отстать такой жизни человек боится, боится быть смешным или стать изгоем общества.
Такая жизнь не разрешает человека от страданий, не дает ему свободы, напротив, усугубляет его участь. Как страшно видеть пожилых людей, которые томятся плотскими размышлениями о счастье жизни, так и не познав в себе внутреннего человека. Внутреннее, данное нам от Бога, не изменяется до конца, сообразно порочному внешнему, оно всегда живо и служит сокровищем приобретения по-настоящему счастливой нескончаемой жизни. Некоторые люди так и не заглянули в эту сокровищницу своей души, собственным нерадением лишив себя счастья.
 
«Неудивительно, что несчастные люди не получают того, чего хотят, т.е. счастливой жизни: то, что является спутником счастья - без него никто счастья не достоин, - а именно правильная жизнь, не вызывает у них такого же желания». (Бл.Августин)
Человеку на протяжении своей жизни следует познавать себя, узнавать о себе и о своем предназначении.
«Цель сотворения человека - достижение совершеннейших благ через благое употребление свободной воли, в которой заключается основное отличие человека от стихий природы и от всего, подчиненного железному закону необходимости». (Св. Мефодий Патарский).

Человек сотворён свободным, но снизошел в рабство собственной плоти. Как высоко он вознесен и как низко ниспал обольщениями диавола! Однако Господь, по великой любви Своей, не оставил человека в поношении, искупив его грехи своей крестной жертвой. Следуя за Господом, мы должны устраивать свой путь спасения через послушание Его воле. Если будем послушны Богу, то имеем силу не слушать сатану. Но для этого человеку нужно отказаться от суетного человеческого мудрования, от своего самомнения и самоволия.

Задумаемся только, в каком суматошном и суетном мире мы живем, как сильно обременяемся ненужным и неполезным, от которого томятся наши души и ничего не приобретаем кроме усталости и раздражения. А каким сильным оружием разрушения обладает воля человека, который хочет, чтобы всё было только по его разумению и никак иначе!
«Откуда у нас огорчения, неприятности, брани, ссоры, завидования? Не от того ли, что домогаемся стоять на своем и защищать свои решения и пожелания. Да, так есть воистину. И нет другого способа избавить нас от козней диавола, кроме отсечения своей воли». (Преп. Феодор Студит).

Мир заставляет нас обращать внимание не на угождение Творцу, не на созидание, любовь и служение ближним, а на собственное ненасытное «я». Человек совершенно перестает стыдиться греха, готов находить оправдание и даже превозношение любым своим поступкам, помрачая свою совесть, теряя смирение с божественными законами и память смертную.
Мы живём в каком-то оглохшем мире. Не слышим ни себя, ни друг друга, становимся дикими и невыносимыми от собственного своеволия, самолюбия и полного бесстрашия. Забываем, а подчас и не знаем, зачем мы появились на свет, зачем определена нам сия временная жизнь. Поиски земного счастья на широкой дороге удовольствий уводят нас всё дальше во мрак от божественного света и спасения.

Потеряв цель, душа стала почитать добром и благом удовольствия тела, то, что чуждо ей по естеству. Изо всех сил, пустившись на достижения земного счастья и почитая великим страданием находиться без этого временного благополучия, некоторые так и не задумываются, как обманчивы и непостоянны суетные мирские удовольствия.
«Земля предлагает нам, что полюбить, время похищает то, что мы любим, и оставляет в душе толпу призраков, которые подстрекают страстное устремление то к одному, то к другому. И душа становится беспокойной и печальной, напрасно стараясь удерживать то, что ее удерживает». (Бл.Августин).
«… всё -- суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»(Еккл.2:11)
Диаволу не трудно губить людей, когда сами люди преданы своей воле и предоставлены сами себе. Потому святые и предостерегают нас от гибели, вразумляя поучениями:
«Два дарования дал Бог людям, чрез которые могут они спастись и избавиться от всех страстей ветхого человека: смирение и послушание; а мы не стремимся к ним, не желаем ни пребывать в них, ни руководствоваться ими. – Оставь все уклонения, преклони выю твою к смирению и послушанию, и получишь милость. Если будешь исполнять со смирением и послушанием то, что слышишь от Отцов, то Господь подаст тебе благую помощь Свою не только в том деле, в котором ты упражняешься, но устроит, что и все дела твои будут успешны, ибо Он хранит путь боящихся Его и покрывает шествие их. Зачем негодуешь? Зачем споришь? Милость Божия поможет тебе, если ты пребудешь постоянно в терпении Божием. Перестань быть гневливым, раздражительным и завистливым. Умри для всякого человека. Скажи помыслу: кто я? – Земля и пепел (Быт. 18, 27) и пес (Мф. 15, 27). Не разбирай других, уничижая их и осмеивая. Понуждай себя не говорить: что это? Зачем то? (Сир. 39, 22) Зачем я не имею равного с тем или другим? Но прилежно трудись в малом рукоделии твоем, со страхом Божиим, и получишь за него немалое воздаяние». (Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн)

Внимать ли отцам и их богодухновенному научению - решать нам. Господь даровал нам спасение, принеся Себя в Жертву за грехи всего мира. Теперь, следуя за Ним, мы должны хранить Его Образ в себе. Он послушен Отцу, также и мы должны быть послушны нашим отцам духовным и христианским родителям, не пренебрегая ни одной заповедью Божией, зная, что служа ближним, мы служим, в первую очередь, Самому Богу. Служение ближнему и есть жизнь, достойная христиан, та избранная нива, на которой мы можем потрудиться в деле своего спасения. Главное не терять доверия Богу, не позволять себе заплутать в собственных мудрованиях и измышлениях.

Князь мира не перестает подстрекать нас в помыслах. Поэтому святые отцы учат не доверять самому себе, но испрашивать опытных и раскрывать свои помыслы прежде дел, на которые они нас обращают.

Мы должны понять, насколько мы счастливы с Богом и насколько несчастны без Него. Пример подобного понимания показали нам в своём житии множество угодников, которым открывалось и невидимое, и незримое. Все они имели в себе образ истинного счастья, лица их блистали любовью, и эта нескончаемая радость продлилась в вечные века. Прославляя святых, Господь назидает нас, чтобы мы уразумели своё подлинное предназначение и тем призывает к любви.

«Он научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы чрез них не впасть опять в те же грехи. […] Послушайте, что говорит сам Господь наш: научитеся от Мене, яко кроток есмь, и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мат. 11, 29). Вот здесь Он показал нам вкратце, одним словом, корень и причину всех зол и врачество от оных, - причину всего благого: показал, что возношение низложило нас, что невозможно иначе получить помилование, как чрез противоположное ему, т.е., смиренномудрие. Ибо возношение рождает пренебрежение, преслушание и погибель, как и смиренномудрие рождает послушание и спасение души. […] О удивление, братия мои, что делает гордость! О чудо, сколь сильно смиренномудрие! Ибо какая была нужда во всех сих превратностях? Если бы (человек) сначала смирился, послушал Бога и сохранил заповедь, то не пал бы». (авва Дорофей)

Так как страстная жизнь не может быть правильной и не приносит истинного счастья. Господь учит нас с самого детства нашего быть послушными.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».(Исх.20:12).

Почитай и найдешь благо. То есть найдешь счастье. Это говорит Сам Господь, которому мы верим и чьим заветам должны следовать. Когда же мы бываем упрямы и заключаем себя в клеть своих страстей, то подчас не можем выйти из нее сами. Нам кажется, что нас просто не понимают. Начинаем думать, что весь мир ополчился против нас. Особенно часто это проявляется в переломном возрасте у подростков. Именно для охранения их от соблазна и неправедных дел Господь учит не прекословить старшим, а повиноваться и почитать. Нет другого способа по малоопытности и незнанию избежать множества зол.

«Если будете исполнять заповеди и повеления Мои, говорит Господь Бог, то грехи ваши не будут бременем, подавляющим вас, и беззакония ваши не превозмогут вас. Горе тем, которые связаны грехами своими и покрыты беззакониями своими! Это - поле, которое заросло кустарником и через которое путь покрыт терном, так что человек проходить не может: оно оставляется, и обрекается огню на истребление». (3 Ездр.16:77-78)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 861 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]