Главная » 2009 » Сентябрь » 23 » Пояснительная записка председателя Псковской Поморской общины А.Постникова к Открытому письму губернатору Псковской области
12:36
Пояснительная записка председателя Псковской Поморской общины А.Постникова к Открытому письму губернатору Псковской области

Свыше тысячи лет назад восприняв от Византии святое крещение, Россия до середины XVII века исповедовала единую Православную веру и составляла истинную Церковь Христову.

 

Православие на Руси при целостном сохранении христианских догматов, свободно развивалось, процветало в искусствах и творчески сроднилось с русским духом. Оно приобрело живые черты народной веры и украсилось сонмом новых святых. Русские люди стойко хранили свою веру, как важнейшую ценность духовной культуры, объединяющую народ общим мировоззрением и нравственными убеждениями.

 

Единство духовного мира помогало ощущать народу свою самобытность и сообща отражать вражеские вторжения иноверцев, пресекая многочисленные попытки Ватикана окатоличить Русь.

 

После падения Царьграда под власть турок судьба Православия переходила к Руси, ставшей главной хранительницей чистоты веры, незамутненной ересями. В начале XVI в. псковский старец Елеазарова монастыря Филофей выразил мысль о мессианском историческом призвании Святой Руси. Его доктрина «Москва – Третий Рим» стала национальной монархической идеей крепнущего Русского государства. Святорусское Царство осталось единственной независимой православной державой, в которой неизменно сохранялись древние формы богопочитания. Вместе с тем, на русских государей отныне возлагалась великая ответственность за охрану православного благочестия.

 

Смутное время поколебало отечественную государственность, всколыхнуло движение «воров» и черни, которые «понесли Русь розно», а польско-шведская интервенция и пропаганда иезуитов внесли разномыслие в общество. Преодолев страшную разруху и государственный кризис, Россия стала успешно восстанавливаться. Но вскоре сосредоточение на упорядочении внутренней жизни было нарушено подрывом идеологических устоев.

 

В середине XVII в. концепция «Москва-Третий Рим», была превратно истолкована царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном не в эсхатологическом, а в прямом политическом значении, что и явилось причиной трагедии Русской Церкви и России на протяжении последующих веков. Обольщенные мечтой о «Византийском наследии», прельстившись планом создания Великой Греко-Российской восточной империи, объединяющей все православные народы во главе с русским царем на цареградском престоле и вселенским патриархом, они совершили подмену духовной идеи Третьего Рима имперской идеей земного царства.

 

Чтобы подготовить идеологическую почву для создания Православной империи, царь поставил перед патриархом Никоном задачу срочной унификации древних церковных обрядов и богослужебных книг с современными греческими. Это и породило раскол – духовный надлом прежде единого религиозного сознания, разделивший русское общество на приемлющих «реформацию» новообрядцев - «никониан» и старообрядцев держащихся отеческой веры и стремящихся сохранить традиции Русской Древлеправославной Церкви.

 

С тех пор в России произошло разделение культуры на светскую прозападно ориентированную, укоренившуюся посреди общественной жизни, и религиозную, обращенную к народным традициям и оттесненную на окраины. Отказ от принятия реформы вызвал жестокие гонения правительства и господствующей церкви на староверов.

 

Преследования привели в конце XVII в. к полному истреблению священнослужителей дониконовского поставления и утрате у староверов иерархии, в связи с чем произошло разделение «остальцев древлего благочестия» на два главных направления поповское и безпоповское. Первое пошло на принятие беглых священников из господствующей церкви после их крещения «в сущем сане», создав впоследствии самостоятельную иерархию.

 

Второе направление, более последовательное, вынуждено было признать невозможность принятия священства от еретиков и ограничиться в богослужебной практике только теми обрядами и таинствами, которые по святоотеческому учению при необходимости в крайних случаях могут совершать и миряне. Это условие увеличило в людях чувство личной ответственности в духовных делах церкви и в миру.

 

Последователями старой веры оказались люди неравнодушные в богословских вопросах, мыслящие самостоятельно, любители книжной премудрости, умеющие ценить отечественную культуру и народное искусство. Они свято берегли благочестиво написанные иконы, духовное знаменное пение, рукописные и старопечатные книги, спасая для потомков древнерусское наследие. Кроме того, староверы сохранили подлинно соборный дух церкви и внутреннее достоинство верующих, в то время как новообрядная церковь получив государственную поддержку, поплатилась за это своей независимостью, превратившись в «духовное ведомство православного исповедания» в правительственном аппарате, а ее лжесоборная синодальность перешла в «церковный бюрократизм».

 

В современном мире при стремительных процессах глобализации, информатизации и технического развития становится невозможной изоляция национальной культуры от внешних воздействий. В то же время очевидна недопустимость и пагубность полного слияния и растворения национальных культур в усредненных стандартах массовой потребительской цивилизации, движущейся по пути чуждых неразборчивых заимствований и вытесняющей красоту и разнообразие Божьего мира.

 

Сейчас, когда Россия после испытаний ХХ в. утратила имперские очертания, потеряла огромные народные силы в войнах и революциях необходимо переосмыслить пережитое, преодолеть тяжкие исторические потрясения, исцелить духовные недуги, обратить внимание на нравственное оздоровление общества и проявить главную заботу о сохранении и приумножении русского народа.

 

История старообрядчества предлагает естественный путь развития народной культуры и общества без революций и реформаций, через сохранение традиционных христианских ценностей и нравственных идеалов святоотеческого вероисповедания, которые способны одухотворять самобытное творчество русского народа, его самостоятельный дух искания и ответственного служения. Именно так через воспитание доброй воли и духовного чувства каждого человека для предметного Дела Божьего на родной земле и может устроиться Россия.

 

А. Б. Постников  

 

1. До 1917 г. староверам-поморцам принадлежали следующие духовные здания в городе Пскове: 1) каменный храм Св. Козмы и Дамиана на Запсковье на ул. Лесной (ныне – ул. Волкова); 2) общественная моленная в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Завеличье при дворовладении П. Д. Батова (ул. Конная, д. 3); 3) домовая моленная купца П. Д. Батова в его усадьбе (ул. Конная, д. 1); 4) домовая, впоследствии общественная, моленная при доме купца М. С. Хмелинского (ул. Герцена, д. 6); 5) каменная часовня на Мироносицком кладбище рядом с могилами купцов-старообрядцев Хмелинских. После лихолетья революции и советского времени из них сохранилась только полуразрушенная усадьба купца Петра Дионисиевича Батова (ул. Конная, д. 1) и общественная моленная, в которой сейчас находится детский Театр кукол (ул. Конная, д. 3). Предметы церковной утвари этих храмов (иконы, книги) были изъяты и в настоящее время входят в наиболее ценную часть фондов собрания Псковского музея-заповедника.

 

2 ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 1. № 1327. Л. 31 об., 60 и об.

 

3 В настоящее время приблизительный численный состав староверческой общины, по данным исповедных книг за 2000 г., достигает около 250 человек, это активная часть прихода. Потомственных же староверов в Пскове и области гораздо больше.
 

Псковская губерния, № 36 (457) 23-29 сентября 2009 г.

Категория: Новости из общин | Просмотров: 889 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]