Главная » 2012 » Июнь » 15 » Протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятыя Богородицы о.Никола Думнов о современной молодежи и старообрядческом храме в краевом центре
18:52
Протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятыя Богородицы о.Никола Думнов о современной молодежи и старообрядческом храме в краевом центре
Закончился учебный год, но уже через три месяца школьники вновь сядут за парты, и ученикам 4-х классов придется решать непростой вопрос: какой курс предмета «Основы религиозных культур и светской этики» им изучать. Многие выберут «Основы православной культуры», вокруг которых до сих пор не утихают споры. Важно не только то, что будут преподавать, но и кто будет преподавать – будет ли учитель верить в то, что говорит ученикам?

Храм мешал трамваю

Первое, что замечаешь в общине старообрядцев, – светлые лица, чистый, открытый взгляд. Видно, что люди, входящие в общину, живут нормальной человеческой жизнью, но не мечутся постоянно из стороны в сторону от полузла к полудобру, как это свойственно многим.

Здесь нет помпезности и красоты больших храмов Русской православной церкви, но здесь не менее торжественно, только эта торжественность скорее внутренняя, связанная с убежденностью этих людей в том пути, который они выбрали.

Уже больше двадцати лет Покровскую общину Русской православной старообрядческой церкви в Барнауле возглавляет протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятыя Богородицы отец Никола Думнов. Он рассказал нам, от чего стоит оберегать современную молодежь и когда будет достроен старообрядческий храм в краевом центре.
 
 
 

 
– Откуда на Алтае появились староверы?

– Староверы пришли на Алтай одними из первых. Сейчас даже историкам сложно назвать точное время, но известно, что в основании таких крепостей как Бийская, Томская, Новокузнецкая принимали участие старообрядцы. Потом пошли так называемые «выгонки» из Польши и Белоруссии – добровольное или принудительное переселение старообрядцев.
Многие села в Алтайском крае основаны старообрядцами – особенно много их было в предгорной зоне, в славгородской степи и в районе Салаира – в начале и середине XVIII века.
 
Но надо помнить, что до начала XX века старообрядцы считались раздорниками и были лишены многих прав. Только в 1905 году старообрядцев признали официально и разрешили регистрировать свои общины. Известно, что на Алтае было построено 34 старообрядческих храма.

Однако за время советской власти все храмы были разобраны или сгорели. Последний был взорван в Барнауле в 1967 году, якобы потому, что мешал прокладке трамвайных рельсов – он находился на проспекте Красноармейском в районе реки Барнаулки.

– Но службы надо было где-то проводить?

– Они проводились в домах у прихожан – собирались книги, иконы, ходили друг к другу в гости. Примерно в 1947 году старички, проживающие на улице Партизанской, предложили для постоянных служб свой частный дом.
В 1983 году старообрядческая община Барнаула получила официальную регистрацию и смогла уже приглашать священников из Томска и Новосибирска. Ну, а в 1990 году митрополит Московский Алимпий направил в Барнаул священником меня. За 22 года мне очень полюбился Алтай и его жители.

– Возле старообрядческого храма на улице Георгия Исакова в Барнауле любят фотографироваться молодожены, но когда же его достроят?
 
– Сложно сказать, мы строим храм своими силами и не можем похвастаться неограниченным финансированием, но, как нам говорят профессиональные строители, – до полного завершения всех работ нужно не меньше двух лет.

Поначалу нам выделили место на горе, возле телецентра, но община не одобрила его. И вот случайно, хотя ничего случайного не бывает, мне пришлось пройти по пустырю на улице Исакова. Место понравилось, и при содействии тогдашнего мэра Барнаула Владимира Баварина удалось защитить концепцию храма, созданную архитектором и старообрядцем Алексеем Синельниковым. Мы не представляли, как сложно и долго будет идти строительство. В том, что храм все же строится, много и чуда, и бескорыстной помощи разных людей.

 
Не знающему меру лучше не пить

– Сколько человек в старообрядческой общине Барнаула?

– Есть приход, а есть община. Община – это активная часть прихода. А приход – все те, кто здесь был крещен – это несколько тысяч человек. Они бывают у нас только по праздникам и, хотя ассоциируют себя со старообрядчеством, не являются активными прихожанами. Активных – около 200 человек – это община.
– Приходят ли люди со стороны?

– Сейчас очень много пришедших со стороны. И для меня это удивительно. У нас очень много молодежи. Молодежь где-то учится и работает, общается, и к ним возникает интерес – ведь они не курят, не пьют, ведут себя нормально.

Люди вокруг них задаются вопросом – а почему они такие? И через интерес к ним приходят к нам, смотрят. Мы никого силой не тянем. Тем более что у нас такие условия, что впервые пришедшему легко разочароваться – видна бедность общины.

– Каковы требования к новому члену общины?

– Требования простые и общие для любого православного человека. Он должен знать основы веры и иметь веру. Человек должен понимать, зачем он пришел сюда, для чего он принимает крещение, и что для него значит крещение.

К прихожанам есть и обязательные требования. У нас категорически запрещено табакокурение, употребление любых наркотиков и упивание спиртным. Кто-то полностью отказывается от вина, но Христос не запрещал этого – важно знать меру. Если человек не умеют ее соблюдать – лучше ему не пить вовсе. А насчет бороды у мужчин – борода отличает мужчину от женщины и должна быть у православного, но мы понимаем, что многие прихожане работают в полиции, администрации, армии, и там это не приветствуется. Так что относимся к этому вопросу с пониманием и не неволим.
– Какие отношения складываются с Русской православной церковью?
– Добрососедские, нормальные. Знаю многих наших священников. У нас нет особых разногласий. Да, мы – консерваторы. Но консерватизм присущ церкви и необходим. Мы боремся за здоровый, чистый обряд. И если бы не было нашей борьбы, то может быть и новообрядческая церковь не смогла бы сохранить себя…
 

Кто должен рассказать о вере?

– Как вы относитесь к введению в школах предмета «Основы православной культуры»?

– Много раз обсуждали этот вопрос в Москве на Соборе. Общее мнение – основы православной культуры – это хорошо, но жизнь покажет, кто и как будет их преподавать. Есть опасность, что если неверующие преподаватели будут преподавать этот предмет, то они вырастят циников.

– А цинизм – это то, чего стоит опасаться?

– Циничный человек все знает, но ничему не верит и ничего не боится. И это страшно. Знания у него обычно посредственные, но такой человек представляет опасность для других.

– Чего еще стоит сторониться православному человеку?

– Многого надо сторониться. Той разнузданной антикультуры, которая навязывается обществу. Приезжающие к нам из-за границы старообрядцы поражаются, как наши девушки ходят по улицам с сигаретой в одной руке и банкой пива в другой. Это опасно и для страны, и для нации. Это губит народ, влияет на безопасность государства – вопрос стоит о национальном самосохранении.

Поэтому свою молодежь мы учим не вредить себе, не подавать дурной пример детям, заботиться не только о своем внешнем, но и о внутреннем мире.
 

Кропить или погружать?
 

Русская православная церковь и Русская православная старообрядческая церковь могли бы, вероятно, объединиться, если бы договорились на основе обрядов какой церкви это можно сделать.

Старообрядческая церковь очень строго подходит к соблюдению обрядовых канонов и их внутреннего значения. Так, РПСЦ практикует только трехпогружательное крещение, а в РПЦ крещение может быть и погружательным, и обливательным, и крапительным.

В логике новообрядцев божья благодать, заключенная в воде, не зависит от количества воды – достаточно и капли. Старообрядцы же считают, что иные, кроме погружательного, виды крещения нарушают сам символ таинства. Христос установил таинство в знак символического соумирания с ним – как он умер, так и человек, приходящий в церковь, должен через крещение и символическое соумирание войти в церковь. Поэтому ни один волос не должен остаться на поверхности при погружении в воду.

Кстати, эту мысль поддерживали и некоторые видные богословы Русской православной церкви – так, протоиерей XIX века Григорий Дьяченко считал обливание при крещении не православным, а католическим обрядом.
 
Материал предоставлен изданием АиФ Алтай

 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1343 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 4
1 glrem  
0
«Русская православная церковь и Русская православная старообрядческая церковь могли бы, вероятно, объединиться»…
Заявил о. Никола Думнов.

Это равносильно объединить учение Исуса Христа с бесовскими деяниями.

Слить в один флакон для людского употребления спасительное учение и пагубные потуги дьявола.

Такое мог предложить только безумец или лукавый слуга князя мира сего.

2 Георгий  
0
Нет, не о.Никола, это журналистская точка зрения.

4 Евгений_Иванов  
0
"У нас нет особых разногласий" - а это, чья точка зрения?

3 Евгений_Иванов  
0
Дувушка с сигаретой в руке и банкой пива - угроза для общества? Смех, грех и горькия слезы. Лучше прямо сказать: "Старая вера запрещает курить". Вот и всё. Никаких разговоров о вреде, угрозе обществу. Религиозный запрет и баста. И с внешними проблем не будет.

Из числа обязательных предметов для сташеклассиников исчезла физика, зато появился никому не нужный предмет: "Основы православной культуры". Это идея Путина и я вижу не священника, а чиновника, "взявшего под козырек".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]