Главная » 2013 » Июнь » 25 » С.Обиход. Первая любовь
07:48
С.Обиход. Первая любовь
Достигайте любви.
 
Апостол Павел. 1-е Послание к Коринфянам 14:1
 
Упоенный любовью Божиею…делается безчувственным ко всем греховным страстям.
 
Св. Исаак Сирин
 
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
 
Откровение 2:4-5
 
В выпусках «ОБЩИНЫ» за сентябрь и ноябрь 2012 года были напечатаны рассказы Емилии Чередник о её подготовке к крещению и принятию веры Христовой, с комментариями редакции. Напомню, что в июне 2012 года Емилия приняла св. Крещение в Свято-Троицком храме с. Пристань (Свердловская область). В словах её—радость обретённой истины, на фотографиях—сияющие глаза и счастливое лицо, озаренное внутренним светом.
 
«Никакие соблазны мира не будут желаннее одного дня, проведенного в этой первозданной чистоте». Вот она—радость первой любви! Ранее неизведанная, сокровенная, долгожданная. Сколько бы ни слышал о ней, сколько бы ни читал—не узнаешь что же это за чувство, пока не испытаешь сам.
 
«Ощущения, пережитые Емилией, не всем дано испытать—тем, кто крещен во младенчестве и с малых лет посещает храм, неведомы эти чувства» - пишет Максим Гусев в своих комментариях. Могу согласиться с его словами лишь отчасти. Не возьмусь судить о чувствах других людей. Но для каждого христианина, даже для крещеного в младенчестве, в жизни наступает момент духовного возрождения, покаяния, нового ощущения себя и своей веры. Вот что писал об этом св. Симеон Новый Богослов ещё тысячу лет назад.
 
«Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще несовершенны умом, чтоб разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа. И благодать св. крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, о которой потом великая сия милость (т.е. Божия) опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение (! – т.е. крещеные пусть примут оглашение - научение в вере), восстановят веру как следуют и возуповают на Бога» (Слово 51-е).
 
Если же христианин в течение своей жизни не испытал подобного воспламенения веры, это свидетельствует лишь о том, что он ещё в самом начале духовного пути.
 
Многие из нас, действительно, с самого рождения среди верующих и воспитываются в церковном духе. И на вопрос «что для тебя старообрядчество» могут ответить – «вера моих предков». Но ответ этот неудовлетворителен, поскольку христианство предполагает сознательный выбор.
 
Для других (как когда-то и для меня) первоначальный интерес к православию был историческим, культурным или этнографическим. Но важно осознанное вхождение в церковь, приложение истин веры к своей жизни, когда Священное Писание, тексты богослужений, церковная проповедь не остаются отвлечёнными знаниями, но проникают в сердце, оказываются написанными и лично для меня.
 
«Бог не для того соделался человеком, чтоб Ему поклонялись и веровали, что Он Бог и человек, - просто как случилось; но Он соделался человеком для того, чтоб мы соделывались общниками Божеского естества, как и Он соделался общником человеческого естества, и, познав силу сего таинства и благодать восчувствовав, благодарили Его. Которые опытно познали принятую благодать, те суть други Христовы, коим вверены тайны и которые проводят жизнь в духе Христовом. Те же, которые совсем не получили такой благодати, то есть некрещеные, и которые получили ее, но не познали ее, такие суть враги Божии. Ибо всякий, кто непричастен Божеского естества, то есть не имеет Божественной благодати, плотян есть и не может благоугодить Богу, потому что помышление плотское вражда на Бога есть, и плоть и кровь царствия Божия наследовать не может» (Св. Симеон Новый Богослов. Слово 51-е).
 
И пусть никого из нас не смущает кажущаяся высота духовного подвига и собственное недостоинство и греховность. К исканию благодати Божией призваны все христиане без исключения.
 
«…посему кто старается уверовать и прийти ко Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь ещё приять ему Божия Духа, потому что Он есть жизнь души, и для того было пришествие Господа, чтобы здесь ещё дать душе жизнь—Духа Своего. Посему если кто здесь не искал и не приял жизни душе, то есть Божественного света Духа, то он во время исшествия из тела отлучается уже на шуюю страну тьмы, не входя в Небесное Царство и в геенне имея конец с диаволом и аггелами его» (Св. Макарий Египетский. Беседа 30-я).
 
Можно предположить примерно следующий вопрос: «я и крещен, и в церкви с самого детства, посещаю храм, хожу на исповедь и причащаюсь, но никаких особенных посещений благодати или духовных плодов не чувствую. Что же мне делать?» Ответ у св. Симеона Нового Богослова.
 
«Если же какие, после святого Крещения и причащения божественного Тела и Крови Христовой, бывают еще удободвижны на зло и не являются сильными крепостию на то, чтобы творить волю Божию, то явно, что они не уверовали еще во Христа, как следует веровать. Им надлежит прибегнуть к архиереям, иереям и духовным мужам, исповедаться и от всей души покаяться во всех грехах своих, и особенно в этом их великом невежестве, что не имеют совершенного познания о таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера, и что вообще должен знать всякий христианин, как христианин; после сего им надобно сделать оглашение, чтоб познали слово веры и все необходимое, как мы сказали, и начали веровать во Христа как следует; наконец прочитать над ними разрешительную молитву с возложением рук, и тем завершить восполнение недостававшего в них. Когда таким образом открыто будет им Евангелие правды, они получат духовное чувство, чтоб восчувствовать и понять принятую ими умную благодать Христову, которая как бы приосенит тогда душу их, делая ее сокрушенною и смиренною и вселяя в нее спасительный страх Божий. Это и служит всегда началом доброго пути и путеводством для тех, которые восприемлют наконец жизнь о Христе как следует. Тогда уже пусть причастятся они достойно и пречистого Тела и Крови Христовой, да будут Божеского общники естества. Быв освящены таким образом, не будут уже они более преобладаемы грехом, как прежде, ибо в том и освящение, что христианин делается сильным крепостию на то, чтобы творить волю Божию, и сего ради получает наименование верного христианина, как такой, которому вверена благодать Христова и который силою сей благодати живет в духе Христовом. Другим образом и возможности нет сделаться и быть христианином» (Слово 51-е).
 
В книге Откровения Господь Исус Христос через Апостола Иоанна Богослова передаёт предостережение для Ефесской церкви. «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:2-4).
 
Господь указывает и дальнейший путь для осознавших этот свой грех: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр.2:5).
 
Конечно, удержание благодати Святого Духа своим желанием и своими силами невозможно, ибо это в воле Божией. Но для нас возможно отношение к окружающим с любовью, постоянное духовное бодрствование, стремление к Богу и к следованию Его заповедям.
 
«Воздаяние бывает не добродетели, - говорит св. Исаак Сирин, - и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны».
 
Сергей Обиход
 
Св. Исаак Сирин — писатель-аскет, жил в Сирии в VII веке. Святой, память которого отмечается 28 января (ст. стиль). Оставил много сочинений на сирийском языке, как-то: о судах, благочинии, о божественных тайниках и о духовном управлении, известных под названием монашеского правила. Содержание всех его поучений — анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования.
 
Св. Макарий Египетский (ок. 300-391) — отшельник, автор духовных бесед. Ученик св. Антония Великого. Почитается в лике преподобных, память 19 января (ст. стиль).
 
Св. Симеон Новый Богослов (949, Галатия — 1022, Халкедон) — монах, богослов, мистик и сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Церковью в лике преподобных, память совершается 12 марта (ст. стиль).
 
Газета "Община", май 2013 г.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 776 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1  
Хорошая статья, спаси Христос!  smile

2  
Сергей чуть ошибся, буквально на столетие, поскольку текст вышел в мае 2013...

3  
Это моя ошибка  :-)  Исправила

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]